12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна152635
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «географы»
11

Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД), по географии. Тема: «Мы сами этот мир откроем, и побываем там, где захотим» (пояснительная записка)

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

городского округа город Нововоронеж»

     
     

Рабочая программа 

По основам проектной деятельности

«Мы сами этот мир откроем, и побываем там, где захотим»

Ступень обучения (класс) 7 А, Б, В среднее общее образование

Количество часов 17

Учитель Ковалева Галина Валентиновна

Прямая соединительная линия 1Пояснительная записка

Для реализации проекта «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим», решения проблемы изучения культурно-исторических ценностей стран мира.

Гипотеза: "Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?"

Н.А.Некрасов

Цели проекта:

1. Создание самостоятельного проекта, особой образовательной атмосферы, дающей учащимся попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культурно-историческим ценностям народов мира.

 

Задачи проекта:

1.Вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

2.Показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

3.Воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;

4.Расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Проектом предусматривается создание групп, работающих по странам:

1.Европы

2.Азии

3.Африки

4.России

При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующиеся как:

1.Географ (исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)

2. Этнограф (культура, традиции и обычаи народа)

3.Туроператор (достопримечательности страны)

4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)

Результаты деятельности учащихся могут быть представлены через:

1.Доклады, сообщения.

2.Видеоматериал, фотографии.

3.Дневник рефлексии

4.Слайдовые презентации

Методы: Практические и эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.

Продолжительность выполнения проекта – по 17 уроков в каждом классе.

Проект рассчитан на полный 2014-2015 учебный год.

В течение 1,2.3 четверти проводятся сбор теоретической информации, социологические опросы, а в 4 четверти идет обработка результатов и подготовка продукта, защита проекта и рефлексия.

 

Оборудование:

Политическая карта мира, карты отдельных стран, фотографии, видеоматериалы, таблицы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА

Личностными результатами обучения проекта является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

В процессе работы над проектом учащиеся достигнут следующих результатов личностного развития:

1)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

4) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование основ социально-критического мышления;

6) развитие морального сознания и формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического исследовательского проекта познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- поздавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (самостоятельно добытую информацию в таблицу в текст и пр.).

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, общение в процессе учебной деятельности, взаимопонимание и т.д.).

Предметными результатами исследовательского проекта являются:

1) понимание и познание мира, о различных видов достопримечательности, об уровни жизни в различных странах, о традициях и обычаях населения стран мира;

2) повышение интереса к предмету, о профессии гида и экскурсовода;

3) овладение основными навыками нахождения, вычисления, обработки полученной информации;

4)умение использовать данные экспериментов (опытов) и представить полученные данные в виде проекта и предоставления в виде презентации;

5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

6) формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Функции УУД

обеспечение возможностей учащегося САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее САМОРЕАЛИЗАЦИИ на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

В ходе работы над проектом учитель наблюдает, консультирует, направляет, оценивает.

План проведения проекта

Подготовительный этап

Ответственные

Сроки выполнения

Подготовить необходимые печатные материалы

Руководитель проекта

До проведения проекта.

Определить время занятий в компьютерном классе.

Руководитель проекта, ответственный компьютерной лабораторией школы

До проведения занятия по проекту.

Подготовить необходимые книги, электронные материалы, ссылки на Интернет-ресурсы.

Руководитель проекта,

При планирования содержания исследований учащихся

Определить в расписании время для консультаций и занятие для завершения работы над проектом.

Руководитель проекта, зауч. школы.

При планировании проекта

Определить, как ученики собирают и где хранят результаты работы и способы проверки

Руководитель проекта

Перед первым установочным занятием

Основной этап

Ответственные

Сроки выполнения

Познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы

Руководитель проекта

На установочном занятии

Провести анализ собранного материала и инструктирование по дальнейшим действиям учащихся

Руководитель проекта

Регулярно

Разработать план действия каждого участника проекта

Руководитель проекта

Учащиеся

На установочном занятии

Сфотографировать учащихся за работой.

Учащиеся

Во время работы

Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов

Руководитель проекта

Учащиеся

После проведения исследования

Оценить проделанную работу

Руководитель проекта

Учащиеся

После представления результатов

Заполнить лист с вопросами для самоконтроля

Учащиеся

После представления результатов

 
Заключительный этап.

Ответственные

Сроки выполнения

Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта (грамоты, благодарственные письма)

Руководитель проекта

После представления результатов

Разместить информацию о проекте и его результатах на веб-сайте школы

Руководитель проекта

Завуч школы

Учащиеся

После представления результатов

Сфотографировать итоговые мероприятия и конференцию по проекту

Руководитель проекта

На итоговых мероприятиях и конференции

Наградить наиболее отличившихся учащихся

Руководитель проекта Администрация школы

После представления результатов

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап.

В ходе подготовительного этапа вместе с учащимися ставятся цели и задачи проекта. Проводится беседа.

Триада вопросов для успешной реализации ценностно-ориентированного этапа проектного цикла

Основополагающий вопрос: «Мы сами этот мир откроем, и побывает там, где захотим»

направлен на осознание значимости предстоящей проектной работы, на формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира, возбуждает интерес, любопытство, заставляет задуматься учащихся.

Проблемный вопрос:

"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?"

Из стихотворения Н.А.Некрасова предлагает проанализировать материал, оценить, побуждает школьников находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации. Путешествие Некрасова нашло отражение в замечательных строках стихотворения "Железная дорога":Евдокия Яковлевна Панаева в своих "Воспоминаниях" описала подробности заграничной поездки Н.А.Некрасова:"В 1856 году, весной, я уехала за границу на морские ванны и в конце августа получила от Некрасова письмо, в котором он просил меня встретить его в Вене, куда его послал доктор П.Д.Шипулинский, чтобы он посоветовался с каким-то знаменитым венским доктором относительно своей горловой болезни. Я опасалась, что Некрасов, по незнанию иностранных языков, встретит немало затруднений добраться до Вены; но он благополучно совершил путешествие и уморительно рассказывал, как объяснялся в отелях и на железных дорогах. (В примечании: Собираясь за границу, Некрасов писал: «Пугает меня (мое) безъязычие», — т.е. незнание иностранных языков. Но на деле все обошлось благополучно. Прибыв за границу, Некрасов писал: «Вот выгодно не знать ни одного языка: я заговорил на всех вдруг. Как — это другое дело! Но понимают, причем нужно соблюдать, только одно правило: держать кошелек постоянно открытым»).
Мрачное настроение духа, в котором он находился с тех пор, как заболело у него горло, исчезло. Он с любопытством осматривал город, ездил по театрам и как бы забыл, зачем приехал в Вену, так что я должна была несколько раз напоминать ему о необходимости отправиться к доктору.»

Учебный вопрос: Признаюсь честно в последние годы я стала путешествовать не только по России, но и по Зарубежным странам. Они меня ошеломили, комфортностью, культурно- историческими достопримечательностями, высоким уровнем жизни, жизнелюбием, гостеприимством, туристическим «бумом» и русской речью. Страны Азии - это «восточная экзотика», а Европа –«западная элегантность».

Что это за страны, города, народы и что нужно знать, собираясь в путешествие по странам мира? - основывается в основном на анализе информации.

Проектом предусматривается создание групп, работающих по странам в определенной части света, в которых побывали ученики:

1 группа – страны Европы

2 группа – страны Азия

3 группа – страны Африка

4 группа – регионы Россия

При работе над проектом, предусматривается распределение ролей учащихся в группе, специализирующихся как:

1.Географ ( исторические справки, сведения, вопросы географического положения, особенности природы)

2. Этнограф (культура, традиции и обычаи народа)

3.Туроператор ( достопримечательности страны)

4. Оформитель (отвечает за оформление проекта)

В каждой группе выбирается лидер (руководитель).

Пакет рефлексивно-оценочных материалов №:

1.Лист планирования работы ученика

2.Дневник рефлексии

3.Бланк контроля учителя

4.Журнал наблюдений

5.Вопросы для самоконтроля ученика

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

6.Критерии самооценки вклада ученика в проектную деятельность

7.Критерии оценки презентации и защиты проект

1. Лист планирования работы ученика

Тема проекта__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

В каких странах уже побывал:

В каких странах хочется побывать:

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

   

Роль учащегося в группе (специалист):

Распределение обязанностей и план работы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Что делать

               

Что сделано

               

2. Основной этап.

Каждая группа учащихся подготавливает информацию по странам, в которых путешествовали и на уроках ОПД представляет информацию по своему региону (одна группа - один урок). При работе над проектом, каждый специалист представляет свою работу. Затем каждый участник группы заполняет дневник рефлексии.

2. Дневник рефлексии

(заполняется учащимся в ходе работы над проектом)

- Я хочу знать больше о…

- Я планирую получить поддержку в …

- Я хорошо работаю в ситуациях, когда…

- Я должен научиться как…

- Я могу помочь другим…

3. Бланк контроля

(заполняется учителем в ходе работы над проектом:

3 – отл., 2 – хор., 1- удовл.)

Параметры

Группа специалистов в области географии

Группа специалистов в области этнографии

Группа специалистов в области туроператора

Группа специалистов в области оформления

Своевременность выполнения работы

       

Логичность изложения и подачи материала

       

Разнообразие источников информации

       

Умение делать выводы

       

Соответствие целей и результатов работы

       

Умение работать в команде

       

Провести социологический опрос:

Какие страны вы посетили?

Какие хотите посетить?

Какие регионы России вы посетили?

Какие регионы России хотели бы посетить?

В какой стране вы хотели бы жить?

Руководители групп совместно с оформителями подводят итог по социологическому опросу и оформляют в графики или таблицы.

3.Заключительный этап.

4. Журнал наблюдений

Мое мнение в начале мероприятия (проекта):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимосвязи между тем, что я знал и что узнал:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе:

Что осталось непонятным (вопросы):

1__________________________________________________________________________________

2__________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________

Учащиеся сами выбирают способы представления: плакаты, фотографии, газеты, компьютерные презентации. Оформляют материалы своих исследований в одну работу. Распределяют обязанности по оформлению и защите проекта на школьной научно – практической конференции.

Защита проекта.

Защита проекта осуществляется на школьной научно – практической конференции.

От каждой группы поочередно выступает один из участников, он представляет результаты исследования группы. Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, подготовленный или выполненный группами.

5. Рефлексия.

По итогам выступлений проводится обсуждение проекта и проектной деятельности в целом. На этом этапе учитель предлагает классам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. По итогам выступления проводится обсуждение результатов проекта по плану:

5 Вопросы для самоконтроля

(лист заполняется учащимися в конце работы над проектом)

Критерии

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Хочу получить консультацию

Я могу давать характеристику страны

       

Я могу планировать свою деятельность принимать самостоятельные решения

       

Я осознанно понимаю, что нужно доброжелательно относиться к культуре, традициям, ценностям народов мира.

       

6.Критерии оценивания
Самооценка вклада ученика в работу группы

Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:

1.

2.

3.

4.

Примеры моей практической работы в совместном исследовании:

1.

2.

3.

4.

Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:

1.

2.

3.

4.

Примеры успешных стратегий и приёмов, использованных мной для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:

1.

2.

3.

4.

Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:

1.

2.

3.

4.

Причины моей успешности: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему это для меня важно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах, стратегиях при работе над следующим проектом?

1.

2.

3.

4.

.7 Критерии оценки презентации учащихся

(2 балла – проявляется в полной мере; 1 балл – проявляется частично;

0 баллов – отсутствует)

Параметры

Критерий оценивания

Оценка группы (самооценка)

Оценка других групп

Оценка учителя

Содержание

-целевая проработанность;

структурированность в подаче представленных материалов;

-правильность построения фраз, отсутствие синтаксических и орфографических ошибок;

-наличие выводов;

-наличие списка используемых в работе над проектом информационных ресурсов

     

Оформление

-объём (оптимальное количество слайдов);

-дизайн (читаемость, структурирование информации, использование дополнительных эффектов: смена слайдов, звук, графика)

-оригинальность оформления

     
   

Итого:

   

 

Список литературы и использованных источников информации

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М; Педагогика, 2009.

2.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2008.

3.Ипатова А. Проблемы туризма в России и пути их решения. Курсовая работа.2007.

4.Крылова В.П “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.

5.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения/Под редакцией А,М, Кондакова, А,А, Кузнецова. М,; Просвещение, 2008.

6.Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.

7.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (электронный документ). Режим доступа: http://mon.gov.ru/art/6591

8.Некрасова А. География “Золотого кольца” России. Курсовая работа. 2006.

9.Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007

10.Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.

11.Ресурсы-Интернет:

http://festival.1september.ru/articles/516410/

http://festival.1september.ru/articles/500791/

http://festival.1september.ru/articles/588091/

http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект_%22Страны_мира%22

12.Чудеса со всего света. М., Изд. « Просвещение», 2009 , 224 с

Тематический план курса.

п/п

Название темы

Количество часов

Форма проведения

1

Подготовка к проекту.

1

Беседа (определение целей, задач)

Образование групп.

2

Выполнение задач проекта

5

Сбор и обработка материалов проекта

3

Обсуждение промежуточных результатов.

3

Представление первичной проектной работы

4

Обсуждение результатов в классе.

2

Дискуссия

5

Оформление результатов работы

4

Работа по фотоматериалам и текстам.

Оформление презентации

6

Защита проекта

1

Презентация

7

Обсуждение результатов защиты проекта.

1

Итого:17 часов

Подведение итогов

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.03.19 в 19:09 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за ресурс!
Ковалева Галина Валентиновна, 26.03.19 в 19:52 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку моей работы!
Ковалева Галина Валентиновна, 07.04.19 в 17:34 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!

Отредактировано 07-04-2019 16:35

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.