12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Татьяна Борисовна21
2

Рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)» для 7 класса (вариант 1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Мичуринска Тамбовской области



РАССМОТРЕНО                                                   

 на заседании ШМО

учителей предметников

Протокол от 28.08.2023 №  1            

  ___________ Попова Т.Б.                                                                                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________/Трухина Т.Б./

30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ         

Директор школы

 ______/Кострикина Н.И/                          

Приказ от 01.09.203 № 100







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Чтение (литературное чтение)»

для 7 класса

на 2023-2024 учебны



Составитель программы:

Попова Т.Б.



Пояснительная записка

      Адаптированная  рабочая программа составлена на основе следующих нормативных правовых актов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
  3. Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта       образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении  санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2028 гг,  вариант 1», утвержденной приказом директора от 24.05.2023 №56;
  6. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2023-2024 учебный год, утвержденного директором школы, приказ №63 от 25.05.2023 г.
  7. Положения об адаптированной рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов/ курсов внеурочной деятельности), утвержденного директором школы, приказ № 62 от 25.05.2023 г.

Учeбный пpeдмeт «Чтeниe» («Литepaтypнoe чтeниe») зaнимaeт ocoбoe мecтo в cиcтeмe oбpaзoвaния o6yчaющиxcя c интeллeктyaльными нapyшeниями. Дaнный кypc нaцeлeн нa фopмиpoвaниe нe тoлькo нaвыкoв чтeния (пpaвильнocть, ocoзнaннocть, выpaзитeльнocть, бeглocть), нo и peчeвыx yмeний. Kpoмe тoгo, ypoки чтeния дoлжны paзвивaть y cтapшeклaccникoв интepec к чтeнию дocтyпhoй литepaтypы, дyxoвнo и нpaвcтвeннo oбoгaщaть иx.

Чтeниe являeтcя  cлoжнeйшим видoм peчeвoй дeятeльнocти, в пpoцecce кoтopoгo бyквeнный кoд пepeвoдитcя в звyкoвoй и ocyщecтвляeтcя пoнимaниe пpoчитaннoгo. Пcиxoфизичecкoй ocнoвoй пpoцecca чтeния являeтcя взaимoдeйcтвиe paбoты зpитeльнoгo, peчeдвигaтeльнoгo, cлyxoвoгo aнaлизaтopoв и тaкиx пcиxичecкиx пpoцeccoв, кaк мышлeниe, peчь, пaмять, внимaниe, вooбpaжeниe.

Чтение является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной целью изучения учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" является развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

         Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
  • развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
  • развитие положительных качеств и свойств личности;

Программа составлена с учетом реальных возможностей обучающихся. Система учебных заданий  в учебниках  способствует активизации познавательной деятельности умственно отсталых детей, формированию у них общеучебных умений. В учебниках реализован принцип связи обучения с жизнью и имеющимся опытом детей, что важно для осуществления компетентностного подхода в обучении.

Общая характеристика учебного предмета

Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

   Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 7  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

     Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение (литературное чтение)» входит в предметную область "Язык и речевая практика"  и является обязательной частью учебного плана образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно программе и учебному плану ОО количество учебных часов по предмету – 4 часа в неделю, в год – 136 часов.

Планируемые результаты

Личностные результаты

-  формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературными произведениями;

- развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную отзывчивость;

- развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

- развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и  обсуждении художественных произведений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
  • находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Достаточный уровень:

правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;

• читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;

• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;

• выучить наизусть 6—8 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.

Содержание программы

 Устное народное творчество.

Из произведений русской литературы XIX века.

Из произведений русской литературы XX века.

      Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

      Произведения устного народного творчества: сказки, былины, народные песни, пословицы, загадки.

      Произведения современных писателей русской  литературы XIXXX в.в.

      На примере чтения художественной литературы воспитание морально- этических и нравственных качеств личности подростка.

    Произведения А. С.  Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, В.Г.Короленко, М. Горького, М. В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко, К. М. Симонова, В.П. Катаева, Н.И. Рыленкова, Ю. И. Коваля,  Ю. Я Яковлева, Г.П. Погодина, А.Г. Алексина, К. Я. Ваншенкина.


Внеклассное чтение                                           

     Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение  книг из школьной и городской библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.

Тематическое планирование

№  пппп/пп/п

Тема раздела

Четверть

Итого:

п/п



1

2

3

4


1

Устное народное творчество

13 ч.




13ч.

2

Из произведений русской литературы XIX века

26 ч.

29 ч.



55ч.

3

Из произведений русской литературы XX века



36 ч.

22 ч.

58ч.

4

Внеклассное чтение

3 ч.

3 ч.

4 ч.

5 ч.

17 ч.


Итого:

32 ч.

32 ч.

40ч.

27 ч.

136 ч.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

- Чтение. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М. Бгажнокова,  А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 2020 

- ноутбук, проектор, экран;

   -Наглядный учебный материал: презентациирепродукции, иллюстрации.

- Портреты русских и зарубежных писателей.

- Иллюстрации к произведениям.

- Иллюстрации к теме: «Россия – Родина моя».

- Произведения для внеклассного чтения.

- Набор репродукций:

Изохрестоматия русской живописи (20 репродукций)

Портреты для каб. литературы (16шт.) А3

Слайд-комплекты (20 слайдов)

Портреты литераторов 19 в.(20 шт.)

Рамка-стенд 700х1000

Альбомы демонстрационного материала  (CD-диск, 20 постеров)


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Чтение (литературное чтение)»

Данная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» разработана для учащихся 7 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП УО, вариант1).

Цель программы: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений; формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности  в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями в процессе изучения художественной литературы, подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью  к жизни в современном обществе.

Содержание программы по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» представлено разделами:

Устное народное творчество.

Из произведений русской литературы XIX века.

Из произведений русской литературы XX века.

Внеклассное чтение.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» - в конце каждого полугодия на основании графика проведения промежуточной аттестации.

Формы промежуточной аттестации – проверка техники чтения

Согласно программе и учебному плану ОУ количество учебных часов по предмету – 4 часа в неделю, в год – 134.


Приложение 1

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

на 2023-2024 учебный год 

п/п

Содержание, тема занятий

Кол-во часов

Дата

 

План

Факт

 

1

Жанры устного народного творчества.

1

05.09


 

2

Жанры устного народного творчества.

1

06.09


 

3

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

07.09


 

4

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

08.09


 

5

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

12.09


 

6

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

1

13.09


 

7

Русская народная сказка «Умный мужик».

1

14.09


 

8

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

15.09


 

9

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

19.09


 

10

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

20.09


 

11

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

21.09


 

12

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».

1

22.09


 

13

Пословицы и загадки.

1

26.09


 

14

A.C. Пушкин. Биография.

1

27.09


 

15

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя.

1

28.09


 

16

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне.

1

29.09


 

17

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

1

03.10


 

18

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона.

1

04.10


 

19

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика персонажей, их внешний вид и поступки.

1

05.10


 

20

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

1

06.10


 

21

А.С. Пушкин «У Лукоморья».

1

10.10


 

22

М.Ю. Лермонтов. Биография.

1

11.10


 

23

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

12.10


 

24

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

13.10


 

25

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

17.10


 

26

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

18.10


 

27

И.А. Крылов. Биография.

1

19.10


 

28

И.А. Крылов. Басни.  «Кукушка и Петух».

1

20.10


 

29

И.А. Крылов.  «Волк и Журавль».

1

24.10


 

30

И.А. Крылов  «Слон и Моська».

1

25.10


 

31

Внеклассное чтение.

«О чём рассказывают басни».

1

26.10


 

32

Обобщающий урок

1

27.10


 


2 четверть

 

 33

Н.А. Некрасов. Биография.


07.11


 

34

Н. А. Некрасов «Несжатая  полоса».

1

08.11


 

35

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

09.11


 

36

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

10.11


 

37

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

14.11


 

38

Л.Н. Толстой. Биография.

1

15.11


 

39

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

1

16.11


 

40

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». I часть. Жилин попал в плен.

1

17.11


 

41

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». II часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

1

21.11


 

42

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». III часть. Доверие татар к Жилину.

1

22.11


 

43

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». IV часть. Подготовка Жилина к побегу.

1

23.11


 

44

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».  V часть. Неудачный побег.

1

24.11


 

45

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». VI часть. Помощь Дины Жилину.

1

28.11


 

46

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Характеристика главных действующих лиц.

1

29.11


 

47

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

1

30.11


 

48

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

1

01.12


 

49

Внеклассное чтение. 

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

1

05.12


 

50

Внеклассное чтение. 

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

1

06.12


 

51

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

07.12


 

52

А.П. Чехов. Биография.

1

08.12


 

53

А.П. Чехов «Хамелеон».

1

12.12


 

54

А.П. Чехов «Хамелеон».

1

13.12


 

55

В.Г. Короленко. Биография.

1

14.12


 

56

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

1

15.12


57

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец».

1

19.12


58

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

1

20.12


59

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

1

21.12


60

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».

1

22.12


61

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

1

26.12


62

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сравнение взаимоотношений  Валика и Васи с сёстрами.

1

27.12


63

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Анализ текста по вопросам.

1

28.12


64

Внеклассное чтение.

 А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем».

1

29.12


 

3 четверть

65

М. Горький. Биография.

1

09.01


66

М. Горький «Детство». Обстановка  в доме деда.

1

10.01


67

М. Горький «Детство». История с напёрстком.

1

11.01


68

М. Горький «Детство». Наказание.

1

12.01


69

М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.

1

16.01


70

М. Горький «Детство». Характеристика Алексея.

1

17.01


71

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.

1

18.01


72

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.

1

19.01


73

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

1

23.01


74

М. Горький «В людях». Попытка учиться.

1

24.01


75

М. Горький «В людях». История с самоваром.

1

25.01


76

М. Горький «В людях». Приём у врача.

1

26.01


77

М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.

1

30.01


78

Внеклассное чтение.

В. Арсеньев «Лесное предание».

1

31.01


79

М.В. Исаковский «Детство».

1

01.02


80

М.В. Исаковский «Детство».

1

02.02


81

М.В. Исаковский «Ветер».

1

06.02


82

М.В. Исаковский «Весна».

1

07.02


83

К.Г. Паустовский. Биография.

1

08.02


84

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

09.02


85

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

13.02


86

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

14.02


87

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

15.02


88

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

16.02


89

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы  старого дома».

1

20.02


90

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы  старого дома».

1

21.02


91

М.М. Зощенко. Биография.

1

22.02


92

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

27.02


93

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

28.02


94

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

29.02


95

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

01.03


 

96

К.М. Симонов. Биография.

1

05.03


 

97

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1

06.03


 

98

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1

07.03


 

99

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

1

12.03


 

100

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

1

13.03


 

101

В.П. Катаев. Биография.

1

14.03


 

102

В.П. Катаев «Флаг».

1

15.03


 

103

В.П. Катаев «Флаг».

1

19.03


 

104

Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.

1

20.03


 

105

Н.И. Рыленков. Биография.  «Деревья».

1

21.03


 

106

Н.И. Рыленков  «Весна без вещуньи кукушки…».

1

22.03


 


4 четверть

 

107

Н.И. Рыленков  «Всё в тающей дымке…».

1

02.04


 

108

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста.

1

03.04


 

109

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер.

1

04.04


 

110

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.

1

05.04


 

111

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина.

1

09.04


 

112

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.

1

10.04


 

113

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

1

11.04


 

114

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.

1

12.04


 

115

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы.

1

16.04


 

116

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».

1

17.04


 

117

Внеклассное чтение.

Ю. Таранов «Неслух».

1

18.04


 

118

Ю.Я. Яковлев. Биография.

1

19.04


 

119

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

1

23.04


 

120

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

1

24.04


 

121

Г. П. Погодин. Биография. Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

25.04


 

122

Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

26.04


 

123

Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

02.05


 

124

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

03.05


 

125

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

07.05


 

126

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

1

08.05


 

127

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

1

14.05


 

128

Проверка техники чтения

1

15.05


 

129

К.Я. Ваншенкин. Лирика.

1

16.05


 

130

К.Я. Ваншенкин. Лирика.

1

17.05


 

131

Внеклассное чтение.

В. Сысоев «В новой семье».

1

21.05


 

132

Внеклассное чтение.

В. Сысоев «В новой семье».

1

22.05


 

133

Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы XX века».

1

23.05


 

134

Повторение изученного материла.

1

24.05


 

п/п

Содержание, тема занятий

Кол-во часов

Дата

 

План

Факт

 

1

Жанры устного народного творчества.

1

05.09


 

2

Жанры устного народного творчества.

1

06.09


 

3

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

07.09


 

4

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

08.09


 

5

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

12.09


 

6

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

1

13.09


 

7

Русская народная сказка «Умный мужик».

1

14.09


 

8

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

15.09


 

9

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

19.09


 

10

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

20.09


 

11

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

1

21.09


 

12

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».

1

22.09


 

13

Пословицы и загадки.

1

26.09


 

14

A.C. Пушкин. Биография.

1

27.09


 

15

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя.

1

28.09


 

16

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне.

1

29.09


 

17

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

1

03.10


 

18

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона.

1

04.10


 

19

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика персонажей, их внешний вид и поступки.

1

05.10


 

20

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

1

06.10


 

21

А.С. Пушкин «У Лукоморья».

1

10.10


 

22

М.Ю. Лермонтов. Биография.

1

11.10


 

23

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

12.10


 

24

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

13.10


 

25

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

17.10


 

26

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

18.10


 

27

И.А. Крылов. Биография.

1

19.10


 

28

И.А. Крылов. Басни.  «Кукушка и Петух».

1

20.10


 

29

И.А. Крылов.  «Волк и Журавль».

1

24.10


 

30

И.А. Крылов  «Слон и Моська».

1

25.10


 

31

Внеклассное чтение.

«О чём рассказывают басни».

1

26.10


 

32

Обобщающий урок

1

27.10


 


2 четверть

 

 33

Н.А. Некрасов. Биография.


07.11


 

34

Н. А. Некрасов «Несжатая  полоса».

1

08.11


 

35

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

09.11


 

36

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

10.11


 

37

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

1

14.11


 

38

Л.Н. Толстой. Биография.

1

15.11


 

39

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

1

16.11


 

40

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». I часть. Жилин попал в плен.

1

17.11


 

41

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». II часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

1

21.11


 

42

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». III часть. Доверие татар к Жилину.

1

22.11


 

43

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». IV часть. Подготовка Жилина к побегу.

1

23.11


 

44

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».  V часть. Неудачный побег.

1

24.11


 

45

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». VI часть. Помощь Дины Жилину.

1

28.11


 

46

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Характеристика главных действующих лиц.

1

29.11


 

47

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

1

30.11


 

48

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Работа над пересказом содержания прочитанного.

1

01.12


 

49

Внеклассное чтение. 

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

1

05.12


 

50

Внеклассное чтение. 

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

1

06.12


 

51

Контрольный урок. Проверка техники чтения.

1

07.12


 

52

А.П. Чехов. Биография.

1

08.12


 

53

А.П. Чехов «Хамелеон».

1

12.12


 

54

А.П. Чехов «Хамелеон».

1

13.12


 

55

В.Г. Короленко. Биография.

1

14.12


 

56

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

1

15.12


57

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец».

1

19.12


58

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».

1

20.12


59

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

1

21.12


60

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».

1

22.12


61

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

1

26.12


62

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Сравнение взаимоотношений  Валика и Васи с сёстрами.

1

27.12


63

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Анализ текста по вопросам.

1

28.12


64

Внеклассное чтение.

 А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем».

1

29.12


 

3 четверть

65

М. Горький. Биография.

1

09.01


66

М. Горький «Детство». Обстановка  в доме деда.

1

10.01


67

М. Горький «Детство». История с напёрстком.

1

11.01


68

М. Горький «Детство». Наказание.

1

12.01


69

М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.

1

16.01


70

М. Горький «Детство». Характеристика Алексея.

1

17.01


71

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.

1

18.01


72

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.

1

19.01


73

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

1

23.01


74

М. Горький «В людях». Попытка учиться.

1

24.01


75

М. Горький «В людях». История с самоваром.

1

25.01


76

М. Горький «В людях». Приём у врача.

1

26.01


77

М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.

1

30.01


78

Внеклассное чтение.

В. Арсеньев «Лесное предание».

1

31.01


79

М.В. Исаковский «Детство».

1

01.02


80

М.В. Исаковский «Детство».

1

02.02


81

М.В. Исаковский «Ветер».

1

06.02


82

М.В. Исаковский «Весна».

1

07.02


83

К.Г. Паустовский. Биография.

1

08.02


84

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

09.02


85

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

13.02


86

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

14.02


87

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

15.02


88

К.Г. Паустовский «Последний черт».

1

16.02


89

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы  старого дома».

1

20.02


90

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы  старого дома».

1

21.02


91

М.М. Зощенко. Биография.

1

22.02


92

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

27.02


93

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

28.02


94

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

29.02


95

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

01.03


 

96

К.М. Симонов. Биография.

1

05.03


 

97

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1

06.03


 

98

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1

07.03


 

99

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

1

12.03


 

100

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

1

13.03


 

101

В.П. Катаев. Биография.

1

14.03


 

102

В.П. Катаев «Флаг».

1

15.03


 

103

В.П. Катаев «Флаг».

1

19.03


 

104

Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.

1

20.03


 

105

Н.И. Рыленков. Биография.  «Деревья».

1

21.03


 

106

Н.И. Рыленков  «Весна без вещуньи кукушки…».

1

22.03


 


4 четверть

 

107

Н.И. Рыленков  «Всё в тающей дымке…».

1

02.04


 

108

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста.

1

03.04


 

109

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер.

1

04.04


 

110

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.

1

05.04


 

111

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина.

1

09.04


 

112

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.

1

10.04


 

113

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

1

11.04


 

114

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.

1

12.04


 

115

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы.

1

16.04


 

116

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».

1

17.04


 

117

Внеклассное чтение.

Ю. Таранов «Неслух».

1

18.04


 

118

Ю.Я. Яковлев. Биография.

1

19.04


 

119

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

1

23.04


 

120

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

1

24.04


 

121

Г. П. Погодин. Биография. Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

25.04


 

122

Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

26.04


 

123

Г. П. Погодин «Время говорит - пора».

1

02.05


 

124

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

03.05


 

125

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

07.05


 

126

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

1

08.05


 

127

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

1

14.05


 

128

VvПроверка техники чтения

1

15.05


 

129

К.Я. Ваншенкин. Лирика.

1

16.05


 

130

К.Я. Ваншенкин. Лирика.

1

17.05


 

131

Внеклассное чтение.

В. Сысоев «В новой семье».

1

21.05


 

132

Внеклассное чтение.

В. Сысоев «В новой семье».

1

22.05


 

133

Обобщающий урок по теме «Из произведений русской литературы XX века».

1

23.05


 

134

Повторение изученного материла.

1

24.05


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2​​​​​​​

Способы и формы оценки образовательных результатов.

         Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

         При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

         Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

         Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

         Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

        При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VIIIX – 90-100 слов.

        В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

        Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

V-IX классы:

       «5» ставится ученику, если он:

       - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

       - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

       - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие тексты самостоятельно);

       - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

       - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

       - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       «4» ставится ученику, если он:

       - читает в основном правильно, бегло;

       - допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

       - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

       - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

       - допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       «3» ставится ученику, если он:

       - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

       - допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

      - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

      - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

      - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

      - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

     - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

     «2» ставится ученику, если он;

     - читает по слогам;

     - допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

     - не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

    - не делит текст на части;

    - не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

    - отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;


     - допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

    - не понимает смысла произведения; искажает его основное содержание;

    - не знает наизусть стихотворений.

Проверка техники чтения

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

      С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

  Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована . в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.    При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов;  III – 25-30 слов; IV  - 35-40 слов;V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIIIIX – 90 – 100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения ( правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

   В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.