12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фетисова Елена Николаевна2024 Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет. Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Рабочая программа по предмету «Литература». 9 «д» класс
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № ___ от «__»__________2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/Т.В.Титова/ ФИО «__»____________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Токаревской СОШ №1 _____________/С.В.Шиповская/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2015г. |
Рабочая программа по предмету
«Литература»
9 «д» класс
МБОУ Токаревская сош№1
на 2013-2014 учебный год
Учителя: Фетисовой Е.Н.
Токаревка, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта; Примерной программы и программы общеобразовательных учреждений по литературе, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.Я. Коровиной (Москва. Просвещение. 2010г.)
Уровень программы базовый.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). В 9 классе в курсе изучения литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Содержание
Введение(1 час)
Литература и её роль в духовной жизни человека.
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…»
Т.Л. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Из литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов.
Обзор жизни и творчества
«Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Гавриил Романович Державин.
Жизнь и творчество.(Обзор).
«Властителям и судиям», «Памятник»
Александр Николаевич Радищев.
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор).
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.
Т.Л. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Главные герои повести.Внимание к внутреннему миру героев.
Т.Л.Сентиментализм.
Из русской литературы 19 века
Василий Андреевич Жуковский.
Обзор жизни и творчества.
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады. Сюжетность, фантастика, фольклорное начало
Нравственный мир героини.
Т.Л.Баллада.
Александр Сергеевич Грибоедов.
Обзор жизни и творчества.
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов. Меткий афористический язык. Особенности композиции. Критика о комедии. ( И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.( Обзор.)
Стихотворения. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь ещё быть может..»,»Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Одухотворенность, чистота, чувство любви и дружбы. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Поэма «Цыгане». Герои поэмы. Мир цивилизованный и мир «естественный». Невозможность гармонии.
« Евгений Онегин». Обзор содержания.. Роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев.
Онегинская строфа. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Роман в зеркале критики. (Белинский, Писарев, Григорьев)
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия.
Т.Л. Роман в стихах.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. Первый психологический роман.в русской литературе. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер.
Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть « Фаталист» и её философско – композиционное значение.
Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нет, я не Байрон», «Расстались мы, но твой портрет..», «Есть речи значенье,,», (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали»
Т.Л.Понятие о романтизме. Психологизм художественной литературы.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мёртвые души» - история создания. Смысл названия. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – приобретатель, новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэме. Поэма в оценке Белинского.
Т.Л.Герой и антигерой. Литературный тип. Понятие о видах комического: сатире, юморе. иронии, сарказме.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и Митя – положительные герои. Особенности сюжета.
Т.Л.Комедия как жанр драматургии.
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии.Формирование личности юного героя. Духовный конфликт героя со средой.
Особенности поэтики Л. Толстого.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника» .Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека. Чеховское отношение к маленькому человеку.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Из поэзии 19 века
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. Многообразие талантов.
Из русской литературы 20 века
Из русской прозы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви из разных социальных слоёв.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов. Живучесть «шариковщины» и «швондерства».
Т.Л. художественная условность.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, воина и труженика.
Т.Л. Реализм.
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
Т.Л. Притча.
Из русской поэзии 20 века
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалека..», «О, весна без конца и без краю», « О, я хочу безумно жить..».
Трагедия поэта в страшном мире.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра утром», «Отговорила роща золотая».
Тема любви в лирике поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».
Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Стихи о Москве».
Особенности поэтики Цветаевой.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе», «Где – то в поле..». «Можжевеловый куст». «О красоте человеческих лиц», «Завещание»..Философская глубина.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворения из книг «Чётки», «Белая стая»,»Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в лирике Ахматовой.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать..», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти..». «Быть знаменитым некрасиво».
Философская глубина лирики.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».
Интонация и стиль.
Т.Л. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.
Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков.
А. Пушкин «Певец»; М. Лермонтов «Отчего»; Ф. Соллогуб «Серенада».Н. Некрасов «Тройка», А. Толстой «Средь шумного бала», А.Фет»Я тебе ничего не скажу», А.Сурков «В землянке», К.Симонов «Жди меня» и др.
Из зарубежной литературы.
Античная литература.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить».
Любовь как выражение глубокого чувства.
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник».
Данте Алигьери. Слово о поэте.
« Божественная комедия» Фрагменты.
Множественность смыслов поэмы.
Уильям Шекспир. Слово о поэте.
«Гамлет».Обзор с чтением отдельных сцен.
Гамлет – вечный образ мировой литературы.
Т.Л. Трагедия.
Иоганн Вольфганг Гёте. Сведения о жизни и творчестве.
«Фауст».Обзор с чтением отдельных глав.
Философская трагедия эпохи. Борьба добра и зла. Трагизм любви.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА
Учащиеся, закончившие 9 класс,
должны знать:
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм)
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
Воспроизводить содержание литературного произведения;
Определять родожанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов | Из них | |
Уроки развития речи | Уроки внеклассного чтения | |||
1 2 3 4 5 6 | Введение. Литература как искусство слова Древнерусская литература Литература XVIII века Литература XIX века Литература XX века Зарубежная литература |
1 6 7 50 20 5 _______ 89 | _
1 1 10
1
_________________ 13 | _
_
2 2 2
_____________________
6 |
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
№ | Тема | Изучаемый материал | Требования к уровню подготовки уч-ся | Домашнее задание | Дата по пл. | Дата факт. |
1 | Введение. Литература как искусство слова | Основные темы и проблемы русской литературы | Знать образную природу словесного искусства | Читать «Слово о полку Игореве» | ||
Из древнерусской литературы (:6часов) | ||||||
2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Открытие «Слова», его издание, изучение, историческая основа памятника | Знать историческую основу памятника, строить монологическое высказывание | Определить в тексте композиционные части, выразительно читать «Золотое слово Святослав» | ||
3 | «За землю Русскую». Осмысление текста памятника. | Образ Руссой земли и нравственно-патриотическая идея | Знать жанр и композицию, выделять смысловые части | Ответить на вопрос «Как проявляется в Золотом слове идея произведения?» | ||
4 | Тема духовного прозрения. Образы князей Игоря и Всеволода | Образы русских князей. Образ князя Игоря. «Золотое слово Святослава». Ярославна. | Знать приёмы создания характеров | Устное сочинение « Какими предстают в тексте русские князья?» | ||
5 | Поэтическое искусство автора | Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Значение памятника | Знать авторов переводов | Наизусть «Плач Ярославны» | ||
6 | Р.Р. Анализ эпизодов «Слова...»: «Золотое Слово» Святослава Плач Ярославны | Нравственно-патриотическая основа «Слова». Ярославна как образ идеальной женщины | Знать содержание фрагмента, понимать роль плача Ярославны | Подготовиться к контрольной работе | ||
7 | Образ автора в «Слове...» Значение памятника для русской культуры. | Историческая основа памятника, сюжет, композиция, автор, образы князей | Знать текст произведения | Прочитать статью учебника « Русская литература 18 века» | ||
8 | Характеристика русской литературы 18 века. | Идейно-художественное своеобразие литературы, классицизм как литературное направление | Знать признаки классицизма | Пересказ статьи учебника О Ломоносове | ||
9 | М.В.Ломоносов «Живое единство наук и художеств». | Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божьем величестве..» | Знать факты жизни и творчества | Прочитать статью учебника о Державине, выразительное чтение «Памятника» | ||
10 | Вн. чт. Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. | Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики | Знать факты жизни и творчества, черты классицизма | Повторить черты сентиментализма. | ||
11 | «Не раб, но человек». Жизненный подвиг Радищева. | Сентиментализм как литературное направление, жанр путешествие | Знать черты сентиментализма | Сжатый пересказ «Любани» | ||
12 | Р.Р.Сжатое изложение по главе «Любани» №1 | Быт и нравы крепостнической Руси | Знать приёмы сжатия текста | Подготовить рассказ о Карамзине (презентацию) | ||
13 | Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» | Слово о писателе. Повесть «Бедна Лиза». Сентиментализм. | Знать основные факты жизни, содержание повести «Бедная Лиза» | Подготовить характеристику главных героев (по плану) | ||
14 | Главные герои повести «Бедная Лиза» | Главные герои. Внимание к внутреннему миру героев | Знать черты сентиментализма в повести, сюжет | Характеристика героев повести | ||
15 | Золотой век русской литературы | Новое понимание человека в его связи с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Проблема личности и общества. | Знать общую характеристику развития русской литературы | Подготовить рассказ о Жуковском | ||
16 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. | Черты романтизма в лирике Жуковского. Стихотворение «Море». | Знать факты жизни и творчества, выразительно читать текст | Прочитать балладу «Светлана», выучить отрывок наизусть. | ||
17 | В.А. Жуковский . Баллада «Светлана» | Баллада «Светлана», жанр баллады, романтический характер баллады | Подготовить рассказ о Грибоедове (презентацию) | |||
А.С. Грибоедов « Горе от ума» (9 часов) | ||||||
18 | А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга. | Жизнь и творчество. История создания комедии «Горе от ума» | Основные факты жизни, историю создания комедии | Прочитать 1 д. комедии, выписать крылатые выражения | ||
19 | «К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1 д. комедии. | Специфика жанра комедии,, искусство построения интриги | Знать понятия: комедия, конфликт, интрига | Прочитать 2 действие, выписать крылатые фразы | ||
20 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 д. комедии. | Чацкий и фамусовская Москва. | Знать экспозицию, завязку, имена персонажей | Прочитать 3 действие, выписать крылатые фразы | ||
21 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 д. | Мастерство драматурга, проблема ума в комедии | Знать понятия : кульминация конфликт, экспозиция | Прочитать 4 действие, выписать крылатые фразы, подготовить цитатный рассказ о герое | ||
22 | «Не образумлюсь…виноват». Анализ 4 д. | Открытость финала пьесы, его нравственно-философское звучание | Знать текст комедии, определять этапы конфликта | Ответить на вопрос «Как я понимаю смысл названия поэмы»? | ||
23 | Чацкий в системе образов комедии. | Образ Чацкого | Знать текст комедии | Прочитать отрывок из статьи Гончарова «Мильон терзаний» | ||
24 | «Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова. | Анализ комедии в критическом этюде Гончарова «Мильон терзаний» | Знать текст статьи, понимать концепцию статьи | Подобрать цитату к сочинению | ||
25-26 | Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. №2 | Мастерство драматурга в создании характеров героев | Знать особенности конфликта | Прочитать статью учебника о Пушкине | ||
А.С.Пушкин (19часов) | ||||||
27 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. | Основные этапы жизненного и творческого пути | Знать основные этапы жизненного и творческого пути | Составить сборник стихов поэта, написать к нему вступление | ||
28 | Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. | Основные мотивы поэзии: свобода, любовь, дружба, творчество | Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой | Наизусть «К Чаадаеву», Статья учебника о вольнолюбивых стихах | ||
29 | Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина. | Чтение стихотворений «Деревня», « К Чаадаеву», «Анчар», «К морю» | Знать какое воплощение нашла тема свободы в стихах, выразительно читать стихи | Ответить на вопрос « Какова эволюция темы свободы в стихах?» | ||
30 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. | Дружба и друзья в лирике Пушкина | Знать как развивается тема дружбы | Выразительное чтение стихов о любви | ||
31 | Любовная лирика поэта. | « Я помню чудное мгновенье», «Мадона», « Я вас любил» | Знать адресатов стихов, выразительно читать наизусть | Чтение стихов «Бесы», «Осень, наизусть о любви. | ||
32 | Философская лирика А.С. Пушкина. | Раздумья о смысле жизни в стихах: «Бесы», «Осень» | Знать философские мотивы, выразительно читать | Чтение «Пророк», «Памятник» | ||
33 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Чтение и анализ стихотворений:»Пророк» , «Памятник» | Знать время создания, понимать идейное содержание | Ответить на вопрос «Какие стихи поэта воспитывают в людях чувства прекрасного» | ||
34 | Р.Р.Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина. | Гармония мысли и образа в стихотворении | Знать способы переработки текста | Прочитать поэмы «Цыганы», «Моцарт и Сальери» | ||
35-36 | Вн. чтение. А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». «Моцарт и Сальери». | Черты романтизма и реализма в произведениях | Понимать идейно-художественные особенности произведения, знать их содержание | Ответить на вопрос « В чём сущность реализма»? | ||
37 | Творческая история романа «Евгений Онегин» | Своеобразие жанра и композиции, онегинская строфа | Творческую историю романа, выразительно читать | Перечитать 1 главу, наизусть 1-2 строфа | ||
38 | Онегин и столичное дворянство. | Онегин как тип лишнего человека в русской литературе, образ автора | Содержание 1-5 глав | Перечитать 2-5 главы | ||
39 | Онегин и поместное дворянство. | Типическое и индивидуальное в судьбе Онегина | Уметь выделять типическое и индивидуальное в судьбе Онегина | Главы 2-3. К каким выводам приходит Евгений Онегин? | ||
40 | Онегин и Ленский. | Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа | Содержание глав романа | Подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну, чтение письма Татьяны | ||
41 | Образ Татьяны в романе. | Татьяна как милый идеал Пушкина | Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге | Гл.4,8, наизусть письмо Татьяны и Онегина | ||
42 | Татьяна и Онегин. | Тема любви и долга в романе | Текст произведения и проблематику, смысл финала | Каковы темы лирических отступлений? | ||
43 | Образ автора в романе. | Образ автора. Реализм и энциклопедизм в романе | Тематику лирических отступлений | Прочитать статью Белинского | ||
44 | Р.Р.Пушкинский роман в зеркале критике. | Образ главного героя | Содержание статей | Подобрать материал к сочинению | ||
45-46 | Р.Р.Классное сочинение по роману А.С. Пушкина»Евгений Онегин» №3 | Темы 1.. Почему роман назван именем Онегина? 2.Почему Пушкин назвал Татьяну своим «милым идеалом»? 3.Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | Знать текст романа | Прочитать по учебнику биографию Лермонтова | ||
М.Ю. Лермонтов (14 часов) | ||||||
47 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. | Жизнь и творчество поэта, стихотворение «Смерть поэта» | Знать факты биографии и мотивы лирики | Выразительное чтение стихов:»Нет, я не Байрон..», ! И скучно и грустно» | ||
48 | Тема одиночества в лирике Лермонтова. | Основные мотивы лирики | Понятие мотив, лирический герой | Анализ стихотворения «Родина» | ||
49 | Раздумья о судьбе людей 30 годов в лирике Лермонтова. | Поэт и его поколение | Идейный смысл стихотворений | Выразительное чтение «Дума» и «Предсказание». Записать вопросы к стихам | ||
50 | Урок контроля. Анализ стихотворения «Родина». | Знать способы переработки текста | Выучить наизусть одно из стихотворений | |||
51 | Тема любви в лирике Лермонтова. | Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», « Расстались мы..», «Нищий», «Молитва». | Знать тексты стихотворений. Адресаты любви | Выразительное чтение «Есть речи значенье», «Пророк» | ||
52 | Тема поэта и поэзии в лирике | Тема поэта и поэзии в лирике. Два «Пророка» | Знать тексты стихотворений | Прочитать по учебнику о романе «Герой нашего времени» | ||
53 | «Герой нашего времени»-первый психологический роман. | Обзор содержания. Главные и второстепенные герои | Знать понятие психологический роман | Прочитать повесть «Бэла» | ||
54 | Печорин и « горцы.» | Загадки образа Печорина. Противоречивая сущность любви героя | Знать текст повести | Прочитать «Максим Максимыч» | ||
55 | Печорин и Максим Максимыч | Развитие образа Печорина | Знать текста повести | Прочитать «Тамань» | ||
56 | Печорин в обществе «честных контрабандистов». | Углубление образа главного героя | Знать текста повести | Прочитать «Княжна Мери» | ||
57 | Печорин и «водяное общество» | Журнал Печорина. Печорин и Грушницкий | Знать текста повести | Прочитать «Фаталист», пересказать эпизод пленения казака | ||
58 | Можно ли назвать Печорина фаталистом? | Повесть «Фаталист» и его композиционное значение | Знать текста повести | Прочитать отрывки из статьи Белинского | ||
59 | Художественные особенности романа. | Художественное значении е романа. Особенности композиции | Значение романа | Составить план к сочинению «Драма незаурядной личности» | ||
60 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению. №4 | Редактирование плана | Знать текст романа | Написать сочинение | ||
61 | Вн. чт. Поэты пушкинской поры. | Батюшков, Кольцов | Знать основные факты биографии | Прочитать по учебнику о Гоголе | ||
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (10 часов) | ||||||
62 | Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя. | Жизнь и творчество Гоголя | Знать основные факты биографии | 1 гл. «Мёртвых душ» | ||
63 | История создания поэмы «Мёртвые души» | Первоначальный замысел, история создания | Понимать особенности жанра | Читать гл 2,3, по плану рассказ о Манилове и Коробочке | ||
64 | Манилов и Коробочка. | Система образов помещиков | Знать текст поэмы | Гл.4.5 Собакевич И Ноздрёв, по плану | ||
65 | Собакевич и Ноздрёв. | Чичиков у Собакевича и Ноздрёва. | Знать текст поэмы, знать приём зоологизации | Гл.6, Плюшкин по плану | ||
66 | Чичиков у Плюшкина. | Чичиков у Плюшкина | Знать типический характер | Гл.7-10, пересказ «Повести о капитане Копейкине» | ||
67 | Образ города в поэме «Мёртвые души». | Мёртвые и живые души: городские чиновники | Знать текст поэмы | Гл.11, перечитать отцовский завет | ||
68 | Образ Чичикова в поэме. | Чичиков – новый герой эпохи | Знать путь Чичикова – нового героя эпохи | Сообщение о русском народе, лирические отступления, оценка Белинским | ||
69 | Образ России в поэме. | Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы | Знать текст произведения | Подготовить пересказ финала | ||
70-71 | Р.Р. Классное сочинение по поэме Гоголя. №5 | Образ птицы-тройки | ||||
72 | А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». | Жизнь и творчество Островского. | Знать текст произведения | Чтение по ролям, пересказ эпизодов | ||
73 | Любовь в патриархальном мире. | Знать текст произведения | Ответы на вопросы | |||
74 | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи» | Жизнь и творчество Достоевского. | Знать текст произведения | Вопросы к лекции | ||
75 | Роль истории Настеньки | Образ героини. | Ответы на вопросы, выразительное чтение, пересказ | |||
76 | А.П. Чехов. «Тоска» | Жизнь и творчество Чехова. | Знать основные факты биографии | Ответы на вопросы, выразительное чтение | ||
77 | И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». | Жизнь и творчество Бунина. | Знать основные факты биографии | Пересказ | ||
78 | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению №6. | В чём особенности изображения внутреннего мира героев литературы 19 века? | ||||
79 | М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». | Жизнь и творчество Шолохова. | Знать основные факты биографии. | Составить вопросы к тексту | ||
80 | Образ Андрея Соколова. | Образ главного героя. | Знать текст произведения | Ответы на вопросы | ||
81 | А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» | Жизнь и творчество | Знать основные факты биографии. | Тесты к биографии | ||
82 | Образ Матрёны. | Образ Матрены. | Знать текст произведения | Пересказ, выразительное чтение | ||
83 | А.А. Блок.. « Трагический тенор эпохи» | Жизнь и творчество Блока. | Знать основные факты биографии. | «О, я хочу безумно жить!, «О, весна без конца и без краю.» и др. Анализ стихов. | ||
84 | С.А.Есенин-певец России. | Жизнь и творчество Есенина. | Знать основные факты биографии. | Чтение и анализ стихотворений | ||
85 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. | Жизнь и творчество Маяковского. | Знать основные факты биографии. | Анализ стихов, сообщение | ||
86 | М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». | Жизнь и творчество Булгакова. | Знать основные факты биографии. | |||
87 | Основы живучести «шариковщины», «швондерства». | Знать текст произведения | ||||
88 | Поэтика Булгакова-сатирика. | Сатира Булгакова. | Анализ отрывков, тесты по тексту | |||
89 | М.И. Цветаева. Слово о поэте. | Жизнь и творчество Цветаевой. | Знать основные факты биографии. | Анализ стихов по плану | ||
90 | Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. | Жизнь и творчество Ахматовой. | Знать основные факты биографии. Знать тексты стихотворений. | Чтение стихов наизусть, ответы на вопросы | ||
91 | Н.Заболоцкий. Слово о поэте. | Жизнь и творчество Заболоцкого. | Знать основные факты биографии. Знать тексты стихотворений. | План статьи о поэте. Выразительное чтение стихов | ||
92 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. | Жизнь и творчество Пастернака. | Знать основные факты биографии. | Выразительное чтение стихов | ||
93 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. | Жизнь и творчество Твардовского. | Знать основные факты биографии. | Выразительное чтение стихов | ||
94 | Р.Р.Анализ любимого стихотворения поэта 20 века. №7 | Стихи Твардовского. | Знать тексты стихотворений. | Анализ по плану | ||
95 | Вн.чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков. | Знать тексты стихотворений. | Художественное исполнение стихов и песен | ||
96 | Вн.чтение. « Чудики» В.М. Шукшин. | Жизнь и творчество Шукшина. | Знать основные факты биографии. | Сообщения | ||
97 | Вн.чт. Гай Валерий Катулл. Гораций. | Жизнь и творчество Катулла. | Знать основные факты биографии. | Сообщения, чтение текстов стихов | ||
98 | Данте Алигьери. «Божественная комедия». | Жизнь и творчество Алигьери. | Знать основные факты биографии. Знать текст | Сообщения | ||
99 | У. Шекспир. «Гамлет». | Жизнь и творчество Шекспира. | Знать основные факты биографии. | Чтение по ролям | ||
100 | Вн.чт. Трагизм любви Офелии и Гамлета. | Образ героини. | Знать текст трагедии. | Чтение по ролям | ||
101 | И.В.Гёте. «Фауст» | Жизнь и творчество Гёте. | Знать основные факты биографии. | Сообщения | ||
102 | Урок контроля. Защита проектов. | Задание на лето |
Резерв -6ч.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Основная литература:
1. Программ общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (Москва: Просвещение, 2008 г.)
2. Коровина В.Я. Литература : 9 класс (в 2 частях). Учебник - хрестоматия: Москва: Просвещение, 2010.
2. Дополнительная литература:
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Литература 9-11 кл. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/авт.-сост. Л.И. Тареева, А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель,2009
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. / И. А. Фогельсон. М.:Просвещение, 1990.
Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/ Т. Н. Андреева, Е. Б. Кузина, Е. С. Степанова и др.; под. ред. Т. Н. Андреевой.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007.
Письменные работы по литературе. 9-11 кл./ Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Русская литература 9 класс.: Практикум: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999