12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пинчук Лилия Валентиновна2173 Россия, Тамбовская обл., Тамбов |
Рабочая программа по речевому развитию по программе «От рождения до школы» для детей 3-4 лет
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
36 | 1 раз в неделю | 15 минут | групповая |
Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи по программе
Развивающач речевая среда
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).
Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже большой»).
Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
Формирование словаря
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).
Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).
Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи
Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь
Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» | Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности |
«Познавательное развитие» | Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания |
« Художественно-эстетическое развитие» | Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности |
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год
Тематический план
| Программное содержание | Количество занятий |
1 2 | Чтение стихотворения Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение сказки «Кот, петух и лиса» | 1 1 |
3 | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» | 1 |
4 | Звуковая культура речи: звук у | 2 |
5 | Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога) | 1 |
6 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» | 1 |
7 | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» | 1 |
8 | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» | 1 |
9 | Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» | 1 |
10 | Звуковая культура речи: звук и | 1 |
11 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | 1 |
12 | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | 1 |
13 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | 1 |
14 | Повторение сказки«Снегурушка и лиса» | 1 |
15 | «Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»». | 1 |
16 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | 1 |
17 | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | 1 |
18 | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» | 1 |
19 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | 1 |
20 | Звуковая культура речи: звуки 6, бь | 1 |
21 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» | 1 |
22 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 |
23 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».Дидактическое упражнение «Очень мамочкулюблю, потому, что...» | 1 |
24 | Звуковая культура речи: звуки т, п, к | 1 |
25 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | 1 |
26 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») | 1 |
27 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | 1 |
28 | Звуковая культура речи: звук | 1 |
29 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | 1 |
30 | Звуковая культура речи: звук с | 1 |
31 | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. | 1 |
32 | Упражнять детей в четком произношении звука з | 1 |
33 | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. | 1 |
34 | Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | 1 |
35 | Игра-путешествие | 1 |
№ | Дата | Тема | Программное содержание | Литература |
1 | 6.09 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них — замечательный ребенок, и взрослые их любят. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
2 | 13.09 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
3 | 20.09 | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» | Упражнять детей в правильном и отчетливом произнбшей звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизация| в речи детей обобщающих слов. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
4 | 27.09 | Звуковая культура речи: звук у | Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолирован ного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; no6yждать произносить звук в разной тональности с разной громкость подражанию). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
5 | 4.10 | Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога) | Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять cюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
6 | 11.10 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова» | Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
7 | 18.10 | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» | Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
8 | 25.10 | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...» | Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, ГОЛОДНО и страшно в неуютную осеннюю пору. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
9 | 1.11 | Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
10 | 8.11 | Звуковая культура речи: звук и | Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
11 | 15.11 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
12 | 22.11 | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
13 | 29.11 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), с образом лисы (отличным от других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
14 | 6.12 | Повторение сказки«Снегурушка и лиса» | Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.Повторить звуки «Э» | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
15 | 13.12 | «Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»». | Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое». | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
16 | 20.12 | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
17 | 27.12 | Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
18 | 17.01 | Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» | Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
19 | 24.01 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
20 | 31.01 | Звуковая культура речи: звуки 6, бь | Упражнять детей в правильном произношении звуков 6, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
21 | 7.02 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
22 | 14.02 | Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
23 | 21.02 | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...» | Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
24 | 28.02 | Звуковая культура речи: звуки т, п, к | Закреплять произношение звука m в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками п, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоро стью и громкостью. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
25 | 7.03 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
26 | 14.03 | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов). | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
27 | 21.03 | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
28 | 28.03 | Звуковая культура речи: звук ф | Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
29 | 4.04 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
30 | 11.04 | Звуковая культура речи: звук с | Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
31 | 18.04 | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. | Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
32 | 25.04 | Упражнять детей в четком произношении звука з. | Упражнять детей в четком произношении звука з. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
33 | 16.05 | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
34 | 23.05 | Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. | Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» |
35 | 30.06 | Игра-путешествие | Закрепление пройденного материала |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Образовательная область «Речевое развитие»:
№ задания | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование |
Задание 1: | Рассматривает сюжетные картинки | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | Сюжетные картинки. |
Задание 2 | Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | Предметно – пространственная развивающая среда. |
Задание 3 | Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами | Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности. | Предметные и сюжетные картинки. Предметно – пространственная развивающая среда. |
Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла. |
Список литературы:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.