12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пинчук Лилия Валентиновна2173
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
5

Рабочая программа по речевому развитию по программе «От рождения до школы» для детей 3-4 лет

ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Режим реализации программы

 Общее количество  образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1 раз в  неделю

15 минут

групповая

Цель программы: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

        практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные задачи по программе

Развивающач речевая среда

Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.п.).

Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: «Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть…», «Спросите: «Понравились ли наши рисунки?»).

В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом (Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи «Стыдно драться! Ты уже  большой»).

Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.

 Формирование словаря

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дубленка).

Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

 Звуковая культура речи

Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г, ф-в, т-с-з-ц).

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

 Грамматический строй речи

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка-утенок-утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

 Связная речь

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.

В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

 «Физическое развитие»

Формирование  речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций. Формирование представлений о здоровье средствами коммуникации в различных видах деятельности

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год

Тематический план

 

Программное содержание

Количество занятий

1

2

Чтение стихотворения Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса»

1

1

3

Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

1

4

Звуковая культура речи: звук у

2

5

Дидактическая игра «Чья вещь?».

Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога)

1

6

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

1

7

Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

1

8

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...»

1

9

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

1

10

Звуковая культура речи: звук и

1

11

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

1

12

Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

1

13

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

1

14

Повторение сказки«Снегурушка и лиса»

1

15

«Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»».

1

16

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1

17

Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

1

18

Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»

1

19

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

1

20

Звуковая культура речи: звуки 6, бь

1

21

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»

1

22

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

23

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».Дидактическое упражнение «Очень мамочкулюблю, потому, что...»

1

24

Звуковая культура речи: звуки т, п, к

1

25

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

1

26

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).

Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»)

1

27

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

1

28

Звуковая культура речи: звук

1

29

Чтение и драматизация русской

народной песенки «Курочка-рябушечка».

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

1

30

Звуковая культура речи: звук с

1

31

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — чер­ный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспом­нить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

1

32

Упражнять детей в четком произношении звука з

1

33

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в тече­ние года; запомнить новое стихотворение.

1

34

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно уп­ражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звуко­подражаний; учить изменять темп речи.

1

35

Игра-путешествие

1

Дата

Тема

Программное содержание

Литература

1

6.09

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рас­сказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каж­дый из них — замечательный ребенок, и взрослые их любят.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

2

13.09

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

3

20.09

Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произнбшей звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизация| в речи детей обобщающих слов.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

4

27.09

Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолирован ного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; no6yждать произносить звук в разной тональности с разной громкость подражанию).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

5

4.10

Дидактическая игра «Чья вещь?».

Рассматривание сюжетных картин(по выбору педагога)

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять cюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

6

11.10

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

7

18.10

Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

8

25.10

Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила...»

Помочь детям запомнить стихотворение Л. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения Л. Блока «Зайчик» вы­звать сочувствие к зайчишке, которому холодно, ГОЛОДНО и страшно в неуютную осеннюю пору.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

9

1.11

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Уп­ражнять в образовании слов по аналогии.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

10

8.11

Звуковая культура речи: звук и

Упражнять детей в четком и правильном произношении зву­ка и (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

11

15.11

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы вос­питателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

12

22.11

Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»

Познакомить детей с яркими поэтическими образами жи­вотных из стихотворений С. Маршака.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

13

29.11

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), с образом лисы (отличным от других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

14

6.12

Повторение сказки«Снегурушка и лиса»

Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.Повторить звуки «Э»

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

15

13.12

«Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»».

Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А.Босева «Трое».

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

16

20.12

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Познакомить детей со сказкой «Гуси-лебеди» (обр. М. Бу­латова), вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

17

27.12

Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по ана­логии.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

18

17.01

Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»

Упражнять в отчетливом и правильном произношении зву­ков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

19

24.01

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»

Познакомить детей со сказкой «Лиса и заяц» (обраб. В Даля), помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

20

31.01

Звуковая культура речи: звуки 6, бь

Упражнять детей в правильном произношении звуков 6, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

21

7.02

Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились»

Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Пе­тушки распетушились», учить выразительно читать его.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

22

14.02

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать сужде­ние так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически пра­вильно отражать в речи свои впечатления).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

23

21.02

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».

Дидактическое упражнение «Очень мамочку

люблю, потому, что...»

Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Все она». Совершенствовать диалогическую речь малышей.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

24

28.02

Звуковая культура речи: звуки т, п, к

Закреплять произношение звука m в словах и фразовой речи;

учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками п, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоро стью и громкостью.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

25

7.03

Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

26

14.03

Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога).

Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось»)

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаи­моотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать ме­стоположение предметов).

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

27

21.03

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить называть признаки времен года.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

28

28.03

Звуковая культура речи: звук ф

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолиро­ванный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

29

4.04

Чтение и драматизация русской

народной песенки «Курочка-рябушечка».

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога)

Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

30

11.04

Звуковая культура речи: звук с

Отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

31

18.04

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — чер­ный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспом­нить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

Познакомить с русской народной сказкой «Бычок — чер­ный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспом­нить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

32

25.04

Упражнять детей в четком произношении звука з.

Упражнять детей в четком произношении звука з.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

33

16.05

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в тече­ние года; запомнить новое стихотворение.

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в тече­ние года; запомнить новое стихотворение.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

34

23.05

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно уп­ражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звуко­подражаний; учить изменять темп речи.

Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно уп­ражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звуко­подражаний; учить изменять темп речи.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе»

35

30.06

Игра-путешествие

Закрепление пройденного материала

 

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Образовательная область «Речевое развитие»:

 задания

Ребенок показывает:

Методика проведения

Оборудование

Задание 1:

Рассматривает сюжетные картинки

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Сюжетные картинки.

Задание 2

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого,    касающиеся ближайшего окружения.

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Задание 3

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами

Воспитатель даёт оценку в процессе наблюдений за поведением ребёнка в специально организованной деятельности.

Предметные и сюжетные картинки.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно;

Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого;

Низкий уровень –  ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого;

Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога.

Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов,  низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла.

Список литературы:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы»/ Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.

 Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая  группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.