12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Вера Владимировна1216
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пурпе

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)




Дата


Тема урока, тип урока


Кол-во ч

Элемент

содержания


Требования к результатам

Контрольно-

Оценочная

деятельность

Цифр. и электр.

образов.

ресурсы


План

Факт

Предметные

Метапредметные

Вид

Форма


Своеобразие родной литературы (1 ч)

1.



Введение.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.


Урок усвоения

новых знаний

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей.


Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Входной

Лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос.

ЦОР: Писатели о книге и чтении


Русский фольклор (1 ч)

2.



Жанровое

своеобразие

фольклорных

произведений.

Малые жанры

фольклора

(былички, потешки, заклички,

считалки).


Урок усвоения

новых знаний

1

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Жанровое своеобразие фольклорных произведений. Малые жанры фольклора (былички, потешки, заклички, считалки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений)

Называть малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Записать 5 известных пословиц и поговорок, объяснить их значение

ЦОР: Что такое фольклор?


Древнерусская литература (1 ч)

3.



Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».


Урок усвоения

новых знаний

1

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Традиции и особенности духовной литературы. Теория литературы. Сказание (начальные представления).

Различать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе

Уметь: заполнять таблицу, отбирать материал.

Л.: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: уметь анализировать текст древнерусского произведения, К.: уметь читать текст и понимать прочитанное.

Текущий

Выразительное чтение; составление простого и цитатного плана

Презентация

Из литературы XIX века (6 ч)

4.



Басни.

Толстой Л.Н.

«Два товарища».


Урок усвоения

новых знаний

1

Традиции литературы XIX века. Нравственная проблематика басен, злободневность басни «Два товарища». Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басни.

Понимать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки.

Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа

Презентация

5.



Дмитриев И.И.

«Два веера».


Урок усвоения

новых знаний

1

Отражение пороков человека в басне «Два веера». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Текущий

Презентация

6.



Литературные

сказки.

Даль В.И.

«Что значит досуг?»


Урок усвоения

новых знаний


1

Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Теория литературы. Литературная сказка. Основные признаки.

Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

Текущий

Составление цитат.плана, выраз. чтение, беседа

Презентация

7.



Родная природа в стихах поэтов XIX века.


Урок усвоения

новых знаний


1

Образ родной природы в стихах русских поэтов. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Рифма.

Понятия: стихотворение, стихотворный размер, рифма, тропы и фигуры; метафора, эпитет, антитеза, звукопись; аллитерация, параллелизм, пейзажная лирика (представление). Знать и понимать: особенности построения поэтического произведения. Уметь: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов, анализировать произведение, определять стихотворный размер, тип рифмы.

Текущий

выраз. чтение, беседа

Презентация


8.



Станюкович К.М.

Рассказ «Рождественская ночь».


Урок усвоения

новых знаний

1

Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.


Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

Текущий

Составление цитат.плана, выраз. чтение, беседа

Презентация

9.



Чехов А.П.

«В рождественскую ночь».


Урок усвоения

новых знаний

1

Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.


Уметь давать характеристику литературному герою.

Текущий

Письменный ответ на вопрос

Презентация

Из литературы XX века (8 ч)

10.



Бажов П.

«Серебряное

копытце».

Пермяк Е.А.

Сказка «Березовая роща».



Урок усвоения

новых знаний

1

Литературные сказки. Сказы. Сказ и сказка (общее и различное). Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (Общее и различное). Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления).

Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки. Теория литературы. Аллегория в сказке.



Уметь определять тему, идею; составлять пересказ.

Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Лексическая работа, сообщения учащихся,

выразительное

чтение, беседа

Презентация

11.



Гайдар А.П.

«Тимур и его

команда».


Урок усвоения

новых знаний

1

Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика».

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).


Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. Уметь распознавать основные

изобразительно-выразительные

средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций.

Текущий

Выразительное

чтение,

сообщения учащихся

Презентация

12.



Паустовский К.Г.

«Кот-ворюга»,

«Старый повар».

Пришвин М.М.

«Кладовая солнца». «Остров спасения».


Урок усвоения

новых знаний

1

Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Старый повар».

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Кладовая солнца». «Остров спасения».

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления)


Понимать идейное содержание произведения. Уметь описывать пейзаж в литературном произведении. Уметь находить в

тексте требуемую информацию.

Понимать психологизм русской

литературы. Понимать тему, идейное содержание произведения.

Текущий

Лексическая работа, выразительное

чтение, беседа

Презентация

13.



Лагин Л.И.

«Старик Хоттабыч».


Урок усвоения

новых знаний

1

«Старик Хоттабыч». Отбор и использование речевых средств в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.). Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).


Объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведения.

Текущий

Лексическая работа, выразительное

чтение, беседа

Презентация

14.



Ильина Е.

«Четвертая высота».


Урок усвоения

новых знаний

1

Внешний и внутренний портрет героя.

Понимать идейное содержание произведения. Уметь делать выборочный пересказ с оценкой собственного мнения по поднятой автором проблеме. Уметь выразительно читать произведения.

Текущий

Лексич. работа, сообщения учащихся,

беседа

Презентация

15.



Алексин А.Г.

«Самый счастливый день». «Очень страшная история».

Мурашова Е.В. «Класс коррекции».


Урок усвоения

новых знаний

1

Алексин А.Г. «Самый счастливый день». «Очень страшная история». Смысл названий и тематика рассказов. Мурашова Е.В. «Класс коррекции». Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления) Литературный герой (начальные представления).

Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Текущий

Лексическая работа, сообщения учащихся,

выразительное

чтение, беседа

Презентация

16.



Родная природа в произведениях поэтов XX века.


Урок усвоения

новых знаний

2

Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Анализ стихотворений Рубцова Н.М.

Стихи о прекрасном и неведомом. Бальмонт К. Стихотворения из книги стихов «Под северным небом» (по выбору).

Понимать идейное содержание произведения. Уметь выразительно читать произведения. Понимать особенности языка и стиля писателя. Понимать тему, идейное содержание произве-дения.

Текущий

выразительное

чтение наизусть

Презентация



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.