12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Саргова Оксана Николаевна513 Раннее утро. Школьный двор. Нарядные малыши в сопровождении мам, пап, дедушек и бабушек под бесконечные наставления и с любящим поцелуем отправляются в класс. Весёлая и бодрящая музыка и стайки детей, бегущих в её направлении. Урок. Время познаний, споров Россия, Хакасия респ., Черногорск |
Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (с внесенными изменениями).
Примерной программы начального общего образования по русскому языку.
Авторской программы по русскому языку А.В.Поляковой (система Занкова Л.В.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Образовательной программы МБОУ «Гимназия».
Учебного плана МБОУ «Гимназия».
Предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурную — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане ОУ
В соответствии с учебным планом предмет «Русский язык» в 4 классе изучается 5 часов в неделю (170 часов в год).
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Успеваемость по предмету за 3 класс составила 100 %, а качество – 88% . Особое внимание при планировании будет уделяться развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке навыка безошибочного списывания текста, .
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: учащиеся активны в условиях специально-организованной деятельности на уроках русского языка: могут работать в парах, используя способ действия, в группах, дети умеют контролировать и оценивать друг друга, обладают элементарными навыками самостоятельного поиска.
Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Предлагаемая рабочая программа создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства со причастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
устанавливать аналогии;
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
Развитие речи
Обучающийся научится:
осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
использовать речь для планирования своей деятельности
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Обучающийся научится:
воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
различать в тексте омонимы (на практическом уровне);
понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
| Сложное предложение | 3 ч |
| Союзы в сложных предложениях | 3 ч |
| Местоимение. Общее понятие | 2 ч |
| Личные местоимения | 4 ч |
| Склонение личных местоимений | 5 ч |
| Предлоги перед местоимениями | 2 ч |
| Правописание гласных и согласных в приставках | 5 ч |
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 7 ч |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 9 ч |
| Неопределенная форма глагола | 6 ч |
| Правописание частицы НЕ с глаголами | 3 ч |
| Первое и второе спряжение глаголов | 12 ч |
| Правописание безударных окончаний глаголов | 7 ч |
| Наречие | 3 ч |
| Значение наречий | 4 ч |
| Образование наречий | 4 ч |
| Правописание наречий | 5 ч |
| Второстепенные члены предложения | 10 ч |
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце основы | 7 ч |
| Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы | 4 ч |
| Склонение прилагательных во множественном числе | 3 ч |
| Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы | 5 ч |
| Склонение прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы | 5 ч |
| Склонение прилагательных во множественном числе | 3 ч |
| Образование прилагательных | 3 ч |
| Правописание глаголов с суффиксом (-ся)(-сь) | 3 ч |
| Правописание мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица | 2 ч |
| Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице | 6 ч |
| Простое и сложное предложения | 7 ч |
| Речь | 8 ч |
Резервное время | 20ч | |
Итого: | 170 |
Особенности содержания регионального, национального и этнокультурного компонента по русскому языку в 4Б классе
Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Поликультурность содержания курса «Русский язык» в 4 классе носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Содержание НРК представлено в виде отдельных уроков, а также в виде включений в материал уроков рабочей программы, что отражено в тематическом планировании.
Собственные сочинения учеников (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала. Использование словарей, газет, журналов.
Включение текстов этнокультурного содержания способствует формированию у учащегося позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; любовь к природе родного края.
Межпредметные связи учебного предмета «Русский язык»
В процессе изучения курса «Русский язык» ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Предмет | Содержание |
Литературное чтение | Развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Продуктивная деятельность учащихся на уроках русского языка создает уникальную основу для самореализации личности. |
Окружающий мир | Формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств, проведённой классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия); |
Изобразительное искусство | Выполнение творческих работ, участие в выставках рисунков, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества |
4.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4Б классе на 2015-2016 уч. год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 четверть – 43 часа | ||||||
Сложные предложения – 6 часов | ||||||
| Виды предложений. Сложное предложение. | 1 | Определять сложное предложение | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 01.09 | |
| Сложное предложение | 1 | Давать характеристику сложному предложению | 02.09. | ||
| Союзы в сложном предложении. | 1 | Применять способы соединения простых предложений в сложное | 03.09 | ||
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 3 | Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения | 04.09 | ||
| 07.09 | |||||
| 08.09 | |||||
Местоимение – 13 часов | ||||||
| Проверочная работа по теме «Сложное предложение и предложение с однородными членами» Общее понятие о местоимении | 1 | Ставить знаки препинания в простых предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения | 09.09 | ||
| Общее понятие о местоимении. | 1 | Иметь представление о местоимении (общее понятие) | 10.09 | ||
| Личные местоимения | 2 | Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам | 11.09 | ||
| 14.09 | |||||
| Склонение личных местоимений. | 2 | Устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает Определять склонение личных местоимений. Списывать текст | 15.09. | ||
| 16.09 | |||||
| Склонение местоимений 3-го лица | 2 | Применять правила правописания. Написание под диктовку текстов в соответствии с изученными правилами правописания | 17.09 | ||
| 18.09 | |||||
| Предлоги перед местоимениями Развитие речи. Фразеологизмы РК | 3 | Иметь представление об изменении местоимений с предлогами Определять склонение личных местоимений. Списывать текст | 21.09 | ||
| 22.09 | |||||
| 23.09 | |||||
| Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» | 1 | Находить предлоги перед местоимениями. Писать раздельно местоимения с предлогами | 24.09 | ||
| Входной контроль. Административная диагностическая работа | 1 | Осознавать причины появления ошибки и определять способ действия, помогающий предотвратить ее в последующих письменных работах | 25.09 | ||
Правописание гласных и согласных в приставках – 5 часов | ||||||
| Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | Правильно писать приставки | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 28.09 | |
| Сочинение из личного | 2 | Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании. Формирование умения структурно оформлять текст собственного высказывания | 29.09 | ||
| Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Получить представление о правописании приставок. Отличать правописание предлогов и приставок | 30.09 | ||
| Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Различать правописание предлогов и приставок; производить разбор предложений по составу | 01.10 | ||
| Развитие речи. Композиция текста | 1 | Отличать правописание предлогов и приставок; | 02.10 | ||
Глагол – 44 часа | ||||||
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Настоящее время глагола. | 1 | Изменять глаголы по лицам и числам Иметь представление об изменении глаголов в будущем времени по лицам и числам | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 05.10 | |
| Личные окончания глаголов | 2 | 06.10 | |||
| 07.10 | |||||
| Будущее простое время глаголов | 2 | 08.10 | |||
| 09.10 | |||||
| Изменение глаголов | 1 | 12.10 | |||
| Изменение глаголов | 2 | Закреплять навыки в определении времени, лица и числа глаголов. Совершенствовать умения употреблять глаголы в нужном времени | 13.10 | ||
| 14.10 | |||||
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Фразеологизмы | 1 | Изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам | 15.10 | ||
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 2 | Изменять глаголы по родам и числам | 16.10 | ||
| 19.10 | |||||
| Развитие речи. Письмо Закрепление по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам РК | 1 | Определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном высказывании, умения структурно оформлять текст собственного сочинения. Излагать текст по плану | 20.10 | ||
| Работа с текстом «Капитан» Закрепление по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам | 1 | 21.10 | |||
| Контрольная работа №1 | 1 | Определять изученные орфограммы. Определять время число глаголов Проверить знания и умения в расстановке знаков препинания в разных видах предложений по составу, по интонации; разбирать слова по составу; изменять глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем и прошедшем временах; выполнять синтаксический разбор предложения | 22.10 | ||
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | 1 | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении | 23.10 | ||
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | 1 | Знать орфограммы, определять глагольные словосочетания | 26.10 | ||
| Проверочная работа по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях» | 1 | Уметь писать текст под диктовку, выполнять грамматические задания | 27.10 | ||
| Неопределённая форма глагола. | 1 | Формировать представление о неопределённой форме глагола | 28.10 | ||
| Основа глагола в неопределённой форме | 1 | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. Определять связь слов в предложении по вопросам, разбирать глаголы в неопределенной форме по составу | 29.10 | ||
| Роль неопределённой формы глагола в предложении Развитие речи. Образные сравнения. | 1 | Знать, что связь слов в предложении определяется по вопросам | 30.10 | ||
2 четверть – 37 часов | ||||||
| Роль неопределённой формы глагола в предложении. | 1 | Знать, что связь слов в предложении определяется по вопросам | 09.11 | ||
| Образование глаголов в прошедшем времени | 1 | Вывод об особенностях образования глаголов в прошедшем времени. Уточнение понятия основы слова | 10.11 | ||
| Образование глаголов в прошедшем времени | 1 | 11.11 | |||
| Правописание частицы не с глаголом | 2 | Знание о служебных частях речи. Знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами. | 12.11 | ||
| 13.11 | |||||
| 2 | Воспроизведение текста по памяти. Умение находить и исправлять недочёты в тексте; оценивать содержательную сторону текста. | 16.11 | |||
| Редактирование текста | 17.11 | ||||
| I и II спряжение глаголов | 1 | Знакомство с понятием о спряжении глаголов. | 18.11 | ||
| I и II спряжение глаголов. Развитие речи. Олицетворение | 1 | Умение определять спряжение глаголов. Усвоение сочетаний окончаний каждого спряжения. Сделать вывод о правописании ударных окончаний глаголов. | 19.11 | ||
| I и II спряжение глаголов | 1 | Различие окончаний 1-го и 2-го спряжения, результаты оформить в таблицу. | 20.11 | ||
| Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | Навыки в правописании окончаний 1-го и 2-го спряжения. | 23.11 | ||
| Спряжение глаголов | 2 | Совершенствование умения определять спряжение глагола по неопределённой форме. | 24.11 | ||
| 25.11 | |||||
| Правописание безударных окончаний глаголов. | 2 | Развитие умений написания безударных окончаний глаголов | 26.11 | ||
| 27.11 | |||||
| Глаголы-исключения | 3 | Составление обширного списка глаголов-исключений с приставками с целью узнавания их в качестве исключения. Упражнения в определении лица и спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 30.11 | ||
| 01.12 | |||||
| 02.12 | |||||
| Правописание безударных окончаний глаголов | 4 | Совершенствование умения спрягать глаголы, определять спряжение и лицо. | 03.12 | ||
| 04.12 | |||||
| 07.12 | |||||
| 08.12 | |||||
| Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» | 1 | Проверка формирования навыка в правописании безударных личных окончаний глаголов | 09.12 | ||
| Закрепление по теме «Спряжение глагола» | 1 | 10.12 | |||
Наречие – 16 часов + 2 часа из резерва | ||||||
| Наречие. | 3 | Знакомство с наречиями, их основными признаками – неизменяемостью и примыканием к другим частям речи; обозначить роль наречий в предложении. | У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 11.12 | |
| 14.12 | |||||
| 15.12 | |||||
| Значение наречий | 5 | Развитие умения дополнять предложение наречиями, правильно ставить вопросы, находить члены предложения, которым примыкают наречия; выявить морфологические признаки наречий. | 16.12 | ||
| Итоговая контрольная работа № 2 за 2 четверть. (из резервных часов) | 17.12 | ||||
| Значение наречий | 18.12 | ||||
| Значение наречий | 21.12 | ||||
| Значение наречий | 22.12 | ||||
| Значение наречий | 1 | Написание под диктовку текста с изученными орфограммами Совершенствование умение ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определение их значение; обобщение знания о частях речи. Нахождение в словах изученных орфограмм. | 23.12 | ||
| Обучающее сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка». | 1 | Совершенствование умения ставить вопросы к наречиям, определять, какую часть речи поясняют, определять их значение; обобщение знания о частях речи. | 24.12 | ||
| 1 | Умение составлять текст-описание; познакомить учащихся с творчеством В. Г. Перова; развивать орфографическую зоркость. | 25.12 | |||
| Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | Понятие «наречия как части речи», «разряды наречий», понятия «сложное и простое предложения»; развивать умения и навыки в определении разряда наречий; развивать орфографическую зоркость. | 28.12 | ||
| Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. | 1 | Работа над поясняющей функцией наречий, дифференциацией частей речи по их существенным признакам; познакомить со способами образования наречий от других частей речи. | 29.12 | ||
3 четверть – 48 часов | ||||||
| Образование наречий от косвенных падежей имен существительных. | 1 | Знакомство с образованием наречий от косвенных падежей существительных с предлогами и без предлогов; формирование умения разбирать наречия по составу. | 11.01 | ||
| Образование наречий от имён прилагательных. | 1 | Совершенствование умения образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имён существительных и прилагательных | 12.01 | ||
| Нахождение наречий в тексте. РК | 1 | 13.01 | |||
| Упражнение в образовании наречий. | 1 | 14.01 | |||
| Проверочная работа по теме: «Образование наречий от имён существительных и имён прилагательных». Образование наречий от имён существительных и имён прилагательных». | 1 | Совершенствование умения образовывать наречия от других частей речи; различать наречия, образованные от имён существительных и прилагательных. | 15.01 | ||
Второстепенные члены предложения – 10 часов | ||||||
| Второстепенный член предложения — обстоятельство. | 1 | Представление о второстепенном члене предложения – обстоятельстве. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 18.01 | |
| 1 | Знакомство учащихся с обстоятельствами места, выраженными именами существительными; развивать умение разбирать предложения по членам предложения. | 19.01 | |||
| Обстоятельства места, выраженные именами существительными и наречиями. | 1 | Умение находить в предложении обстоятельства и дополнения, сравнивать их. | 20.01 | ||
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени. | 1 | Развитие умения находить в предложении обстоятельства времени. | 21.01 | ||
| 1 | Развитие умения находить в тексте обстоятельства времени. | 22.01 | |||
| Обстоятельства образа действия. | 1 | Развитие умения находить в тексте обстоятельства образа действия. | 25.01 | ||
| Обучающее сжатое изложение по самостоятельно составленному плану («Барсучий нос» по К. Паустовскому). | 1 | Воспроизведение текст по памяти и самостоятельно составленному плану. | 26.01 | ||
| 1 | Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость. | 27.01 | |||
| Второстепенный член предложения –обстоятельство. | 2 | Умение находить обстоятельства в тексте, разбирать предложения по членам предложения; развивать орфографическую зоркость. | 28.01 | ||
| 29.01 | |||||
Склонение имён прилагательных - 30 часов+ 7 часов из резерва | ||||||
| Родовые окончания имён прилагательных. Основы имен прилагательных. | 1 | Распознавание родовых окончаний имён прилагательных. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 01.02 | |
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твердым согласным на конце. | 1 | Определение особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода; развивать умение распознавать падежи. | 02.02 | ||
| Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода Упражнение в определении падежа имен прилагательных. | 1 | Развитие умения распознавать падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания. | 03.02 | ||
| Ударные и безударные окончания имен прилагательных. | 1 | Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости. | 04.02 | ||
| Безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Развитие умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных; формирование орфографической зоркости. | 05.02 | ||
| Упражнение в правописании безударных окончаний прилагательных. | 1 | 08.02 | |||
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Умение определять падеж имен прилагательных, правильно писать безударные окончания имен прилагательных. | 09.02 | ||
| Склонение имён прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. РК | 1 | Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. | 10.02 | ||
| Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. | 11.02 | ||
| Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. | 1 | Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. | 12.02 | ||
| Обучающее изложение с элементами сочинения («Случай с кошельком» по Е. Пермяку). | 1 | Умение создавать план текста. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок. | 15.02 | ||
| 1 | Развитие умения писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы. | 16.02 | |||
| 1 | Написание под диктовку текста с изученными орфограммами. | 17.02 | |||
| Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Развитие орфографической зоркости, умение работать над ошибками. | 18.02 | ||
| Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Формирование навыка употреблять имена прилагательные во множественном числе; познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе. | 19.02 | ||
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных во множественном числе; формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе. | 22.02 | ||
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 1 | Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 24.02 | ||
| Обучающее сочинение-описание «Зима в лесу». НРК | 1 | Написание сочинения по наблюдениям. Анализ последовательности собственных действий при работе над сочинениями. Оценивание текста, нахождение в тексте смысловых ошибок.. | 25.02 | ||
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 1 | Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 26.02 | ||
| Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. | 1 | Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы в родительном падеже | 29.02 | ||
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 1 | Умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных. | 01.03 | ||
| Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. Коррекция знаний обучающихся. | 1 | Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 02.03 | ||
| Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. | 1 | Знакомство учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. | 03.03 | ||
| Упражнение в написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный. | 1 | Развитие орфографической зоркости, умения выполнять работу над ошибками. | 04.03 | ||
| Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Проверочная работа по теме: «Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». | 1 | 07.03 | |||
| Склонение имён прилагательных женского рода с мягким согласным на конце. | 1 | Знакомство учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. | 09.03 | ||
| Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. | 1 | Умение писать безударные окончания имен прилагательных женского рода с мягким согласным на конце основы. | 10.03 | ||
| Окончания имен прилагательных в винительном и творительном падежах. | 1 | Умение писать безударные окончания имен прилагательных. | 11.03 | ||
| Безударные окончания имен прилагательных единственного числа. Р/р. Образные выражения. | 1 | Умение правильно писать безударные окончания имен прилагательных. | 14.03 | ||
| Склонение прилагательных множественного числа. Окончания имен прилагательных во множественном числе. | 1 | 15.03 | |||
| Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе. | 1 | 16.03 | |||
| Контрольная работа № 3 по теме: «Безударные окончания имен прилагательных единственного числа». | 1 | Проверка знаний и умений учащихся в правописании окончаний имен прилагательных. | 17.03 | ||
| Образование имён прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов –ск-, -н-, -ист-. | 1 | Знакомство учащихся со способом образования прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов. | 18.03 | ||
4 четверть – 41 час | ||||||
| Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. («Серебряный хвост»). | 1 | Воспроизведение текста по памяти и самостоятельно составленному плану. | 01.04 | ||
| Анализ и редактирование изложений. | 1 | Умение различать родительный, дательный, предложный падежи прилагательных и их окончания. | 04.04 | ||
| Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | 2 | Знакомство учащихся со способами образования имен прилагательных. | 05.04 | ||
| 06.04 | |||||
Глагол ‑ 11 часов | ||||||
| 1 | Знакомство учащихся с возвратными глаголами, их суффиксами; научить отличать эти глаголы от других, а также употреблять их в речи. | У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе; - ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - ориентироваться на разнообразие способов задач; решения - проводить по заданным сравнение критериям. Обучающийся получит возможность научиться: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | 07.04 | ||
| 1 | Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи. | 08.04 | |||
| Правописание мягкого знака в глаголах 2 -го лица. | 1 | Формирование навыка написания суффиксов -ся-, -сь в глаголах, правильного употребления возвратных глаголов в речи. | 11.04 | ||
| Правописание мягкого знака в глаголах 2 -го лица. | 1 | Знакомство учащихся с правописанием глаголов 2-го лица единственного числа. | 12.04 | ||
| 1 | 13.04 | ||||
| Упражнение в правописании глаголов в неопределенной форме и в 3 -м лице. | 1 | Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся в 3-м лице. | 14.04 | ||
| Глаголы с возвратным значением. | 1 | Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на -тся | 15.04 | ||
| Правописание глаголов с возвратным значением. | 2 | 18.04 19.04 | |||
| ||||||
| Контрольное изложение «Купание медвежат». | 1 | Воспроизведение текста по памяти и самостоятельно составленному плану. | 20.04 | ||
| Правописание глаголов с возвратным значением. Анализ и редактирование изложений. | 1 | Отрабатывание правописания глаголов, оканчивающихся на -ться в неопределенной форме и на –тся. | 21.04 | ||
Предложение -7 часов | ||||||
| Простые и сложные предложения. | 1 | Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 22.04 | |
| Предложения с однородными членами. | 1 | Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. | 25.04 | ||
| 1 | Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. | 26.04 | |||
| Обобщение знаний о предложении. Простые, сложные предложения и предложения с однородными членами. | 1 | Умение отличать простое предложение от сложного, расставлять знаки препинания в сложном предложении. | 27.04 | ||
| Сочинение-рассуждение на тему «Кем я хочу быть?» | 1 | Умение составлять текст-рассуждение; познакомить учащихся с разными профессиями; развивать орфографическую зоркость. | 28.04 | ||
| Знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами. | 2 | Развитие умения и навыки в постановке знаков препинания; развивать орфографическую зоркость. | 29.04 03.05 | ||
| ||||||
Речь – 8 часов | ||||||
| Речь. Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье. | 1 | Представление о речи и ее видах в тексте; учить понимать главную мысль текста, установка смысловых связей между частями текста. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; - представление о совей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание. | 04.05 | |
| Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части. | 1 | Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. | 05.05 | ||
| Итоговая контрольная работа. | 1 | Проверка знаний и умений учащихся в правописании изученных орфограмм. | 06.05 | ||
| 1 | Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. | 10.05 | |||
| Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. | 1 | Развитие умения определять стиль текста, выделять его части. | 11.05 | ||
| 1 | 12.05 | ||||
| Повторение изученного по теме: «Неопределенная форма глаголов, оканчивающихся на -ться и 3е лицо глаголов, оканчивающихся на -тся.». | 1 | Закрепление знаний. | 13.05 | ||
| Повторение изученного по теме: «Личные окончания глаголов» | 1 | 16.05 | |||
Резервные часы – 12 часов | ||||||
159-170 | Резервные часы могут быть использованы для коррекции знаний учащихся по отдельным темам. | 31.05 | ||||
5. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Работа по курсу «Русский язык» обеспечивается УМК:
Полякова, А. В. Русский язык: 4 класс. Части 1, 2. – М.:, Просвещение, 2013.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный;
Экранно-звуковые пособия:
-мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
График проведения контрольных работ по русскому языку
№ работы | Темы контрольных работ | Дата проведения |
1 | Входной контроль знаний | 23.09.2015 |
2 | Контрольная работа за 1 четверть | 22.10.2015 |
3 | Диагностическая работа за 1 полугодие | 17.12.2015 |
4 | Контрольная работа за 3 четверть | 17.03.2016 |
5 | Контроль знаний. Диагностическая работа за курс начальной школы | 05.05.2016 |