12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
irina129
Россия, Московская обл., Видное
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Кружок фосфор грибы ангидрид Кружок фосфор грибы ангидрид

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Химия вокруг нас»

Для 5 класса

Составитель: учитель химии

Палаева Ирина Ивановна

2016-2017 учебный год

 

Рабочая программа учебного предмета «Химия» разработана для обучающихся в 5-ых классах (по введению ФГОС ООО) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по предмету составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа), авторской программы А.Е.Гуревича «Физика. Химия. 5–6 классы».

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе.

Курс «Химия вокруг нас» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение учениками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются формирование следующих умений:

- положительное отношение и интерес к изучению химии;

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;

-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и 
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Химия вокруг нас» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Предметные результаты:

1) Формирование основ научного мировоззрения и химического мышления.

2) Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

3) Диалектический метод познания природы.

4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

 

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

 В данной части программы определена последовательность изучения учебных тем в соответствии с задачами обучения. Указан минимальный перечень демонстраций, проводимых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых учениками.
 

Введение (5 часов)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Химия – наука о природе. Что изучает химия. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим химическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок).

Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

Изучение физических свойств графита, меди и стекла.

Знакомство с лабораторной посудой. Измерение жидкости.

Знакомство с лабораторным оборудованием – спиртовка.

Тела и вещества (10 часов)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества. Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Взаимодействие частиц вещества и атомов.

Строение атома.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение веществ в кислороде. Фотосинтез.

Водород.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Растворы и взвеси.

Воздух – смесь газов.

Лабораторные работы

Наблюдения тел и веществ.

Наблюдение воды в различных состояниях.

Определение плотности вещества.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

Модели ядер атомов.

Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Наблюдение горения веществ в кислороде.

Разделение фильтрованием растворимых и нерастворимых в воде веществ.

Обнаружение кислорода в составе воздуха.

 

Физические и химические явления ( 11 часов)

Физические явления (2 часа)

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой. Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

Лабораторные работы

Нагревание стеклянной трубки.

Отливка игрушечного солдатика.

Наблюдение за плавлением снега.

Наблюдение испарения и конденсации воды.

Наблюдение кипения воды.

Растворение соли и выпаривание её из раствора.

Химические явления (10 часов)

Химические реакции, их признаки и условия их протекания.

Сохранение массы вещества при химических реакциях.

Реакции соединения и разложения. Горение как реакция соединения.

Классификация веществ. Оксиды (углекислый газ, негашёная известь, кварц); нахождение в природе, физические и химические свойства; применение.

Кислоты, правила работы с кислотами, их применение.

Основания. Свойства щелочей, правила работы с ними, их физические и некоторые химические свойства; применение.

Соли (поваренная соль, мел, мрамор, известняк, медный купорос и др.). Наиболее характерные применения солей.

Наиболее известные органические вещества – углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал), некоторые их свойства, применение. Белки, их роль в жизни человека, искусственная пища. Жиры, их роль в жизни человека, использование в технике.

Лабораторные работы

Наблюдение физических и химических явлений.

Действие кислот и оснований на индикаторы.

Выяснение растворимости солей в воде.

Распознавание крахмала.

Человек и природа (4 часа)

Человек дополняет природу

Природный газ и нефть, продукты их переработки. Каменный уголь.Различные виды топлива. Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. Рациональное использование топлива. Современная наука и производство.

Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.

Взаимосвязь человека и природы

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

Лабораторные работы

Выращивание кристалла.

Знакомство с коллекцией пластмасс.

Знакомство с коллекцией волокон.

Распознавание природных и химических волокон.

Изменение формы полиэтилена при нагревании.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Вид деятельности

Кол-во часов

Сроки прохождения

Плановые

Скорректированные

1.

ТБ. Природа живая и неживая. Человек – часть природы

Беседа. Презентация.

1

03.09

 

2-3.

Химия – наука о природе

Выполнение лабораторной работы. Работа в группе. Презентация.

2

10.09-17.09

 

4-5

Методы исследования. Лабораторная посуда.

Выполнение лабораторной работы.

2

24.09-01.10

 

6

Характеристики тел и веществ

Выполнение лабораторной работы. Работа в группе. Беседа

1

08.10

 

7

Строение вещества

Беседа.

1

22.10

 

8

Строение атома

Наблюдение. Выполнение лабораторной работы. Работа в группе.

1

29.10

 

9

Химический элемент

Беседа.

1

05.11

 

10

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Работа с периодической системой. Взаимопроверка знаний написания знаков химических элементов

1

12.11

 

11

Простые и сложные вещества

Изучение образцов и макетов веществ. Запись формул

1

19.11

 

12

Кислород.

Выполнение лабораторной работы. Работа в паре.

1

03.11

 

13

Водород

Наблюдение. Работа в паре.

1

10.11

 

14

Вода

Выполнение лабораторной работы. Работа в паре.

1

17.11

 

15

Воздух

Наблюдение. Работа в паре.

1

24.11

 

16-17

Контроль знаний за курс «Химия»

 

2

31.11-14.12

 

18-19

Физические явления

Наблюдение за процессами плавления и отвердевания.

Выполнение лабораторной работы. Работа в паре. Выдвижение гипотез объяснения этих процессов с точки зрения строения вещества.

2

21.12-28.12

 

20

Химические явления

Выполнение лабораторной работы. Работа в паре.

Выдвижение гипотез объяснения возникновения новых веществ.

1

04.02

 

21

Закон сохранения массы вещества

Наблюдение. Работа в группе.

 

1

11.02

 

22

Реакции соединения и разложения.

Наблюдение за процессами разложения и соединения. Создание записей процессов с помощью схем. Самостоятельное определение сути реакций разложения и соединения. Вывод о классификации.

1

25.02

 

23

24

25

26

27

Классификация веществ.

Оксиды.

Кислоты.

Основания.

Соли

Работа с демонстрируемыми веществами.

Выполнение лабораторной работы. Наблюдение за свойствами кислот, оснований, солей.

 

5

04.03

11.03

18.03

25.03

01.04

 

28

Наиболее известные органические вещества.

Работа с образцами продуктовых упаковок.

Выполнение лабораторной работы.

Работа в паре.

1

15.04

 

29

Полезные ископаемые

Работа с образцами полезных ископаемых. Построение гипотез о их применении.

Выполнение лабораторной работы.

Работа в группе.

1

22.04

 

30-31

Создание материалов с заранее заданными свойствами

Работа с образцами ВМС. Построение гипотез о применении их свойств.

Выполнение лабораторной работы.

Работа в группе.

2

29.04-

06.05

 

32

Охрана природы

Беседа.

1

13.05

 

33

Контроль знаний за курс «Химия»

 

1

20.05

 

34

Итоговое занятие

Беседа

1

27.05

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету «Химия»

Литература и средства обучения

Основная и дополнительная учебная литература

1. Сборник нормативных документов. Физика. - М.: Дрофа, 2010

2. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011

3. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы. – М.: Просвещение, 2014

4. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа

5. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

Интернет-ресурсы

http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Тихонова Елена Александровна, 22.12.16 в 06:53 0Ответить Пожаловаться
Кажется, всё продумано, но возраст, думаю, маловаты.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.