12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калугина Ирина Владимировна86
Учитель начальных классов. Стаж работы 6 лет. Образование высшее, педагогическое. Окончила аспирантуру в 2017 году
Россия, Оренбургская обл., Бузулук

ПРОГРАММА

Час общения

для 1-4 классов 

1 час в неделю, 33 часа год для 1 классов

1 час в неделю 34 часа в год 2-4 классы

Направление: духовно нравственное

                                                                                                               

        

Пояснительная записка.

Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой

точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным;

все потеряно лишь тогда, когда Душа отказывается от усилий.

Шри Ауробиндо

Актуальность работы по данному направлению.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих глобальных изменений во всех сферах жизни предъявляют к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам.

     

Младший школьный возраст — оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.

Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Цель программы.

Создать условия для формирования и развития ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

Задачи программы.

1. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.

2. Обобщение моральных норм и правил поведения в обществе.

3. Поощрение инициативы и творческой деятельности.

4. Формирование объективной, адекватной самооценки.

5. Содействие  выполнению правил здорового и безопасного образа жизни.

6. Развитие самосознания и самовоспитания.

7. Гармонизация отношений в коллективе  класса, формирование общественного мнения.

8. Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде.

   

     Ожидаемые результаты.

    1. Приобретение социальных знаний.

    2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

    3. Получение опыта  самостоятельного общественного действия.

    4. Повышение  культурного уровня.

Формы и содержание работы.

 Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Данная программа представляет возможность включить учащихся практически во все виды вне учебной деятельности (в игровую   и  познавательную деятельность, в проблемно – ценностное общение, в досугово – развлекательную деятельность, в творческую деятельность, в социально – значимую  и  оздоровительную деятельность).

Материалы для проведения классных часов подбираются по следующим направлениям: семья, дружба, здоровье, права и обязанности, познай себя, этикет, праздники, культура и искусство, профессии, природа.

Особенности форм работы.

Программа предполагает использование различных форм воспитательного воздействия:

- викторины, конкурсы;

- анкетирование;

- беседы, дискуссии;

- игры по станциям, ролевые игры;

- праздники;

- выставки;

- презентации;

- изготовление газет и журналов;

- встречи с интересными людьми;

- экскурсии (очные и заочные);

- КТД,

- тренинги,

- инсценирование.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на  4 года (1-4 класс). 33 занятия в год в 1 классе (1 раз в неделю). 34 занятия в год во 2-4 классах (1 раз в неделю).

Продолжительность занятия зависит от возраста детей.

Педагогические принципы и подходы.

1. Учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности.

2. Соответствие воспитания жизни.

3. Активное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: семьи, школы, ребёнка и т.д.

4. Принцип общественной направленности.

5. Принцип взаимодействия личности и коллектива.

6. Принцип культура сообразности воспитания.

7. Побуждение детей  к активной самостоятельной деятельности.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

- Использовать в речи слова вежливости.

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

- Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.





Тематическое планирование


1 год обучения (33 занятия)

Тема

Форма проведения

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

День знаний.

праздник

1

01.09


2

Наш класс. Выбор актива. Ваши впечатления.

беседа, видеофильм

1

08.09


3

«Пожарная безопасность в школе»

игра

1

15.09


4

В гостях у Светофора.

ролевые игры

1

22.09


5

Ты ученик. Шахматы.

беседа

1

29.09


6

Азбука вежливости. Игра.

изготовление коллажа

1

06.10


7

Подарок ДРУГУ. Сплочение коллектива.

рисунки

1

13.10


8

«Безопасность во время каникул». Шахматы.

презентация

1

20.10


9

Что значит быть настоящим гражданином.

беседа

1

10.11


10

Доброе слово – что ясный день.

КТД

1

17.11


11

Опасности зимой.

презентация

1

24.11


12

Мой сосед по парте. Шахматы.

беседа

1

01.12


13

«Урок Доброты»

викторина

1

08.12


14

«Путешествие в страну Здоровье» - урок-игра.

КТД

1

15.12


15

«Праздничный фейерверк – как это опасно!» - урок безопасности.

беседа

1

22.12


16

«Что значит быть культурным?». Шахматы.

анкетирование

1

29.12


17

«Без друга в жизни туго»

тренинг

1

12.01


18

«Кто хочет на загадки находить отгадки?»

викторина

1

19.01


19

«Место героизму есть и в наши дни»

Беседа (чтение и обсуждение историй)

1

26.01


20

«Моя семья – моя гордость» - урок-конкурс.

праздник

1

02.02


21

«Мой край родной»

экологический урок

1

16.02


22

«Я и общество». Шахматы.

анкетирование

1

02.03


23

«Сочиним стишок для мамы» - урок-поэзии

конкурс чтецов

1

16.03


24

«Все профессии нужны, все профессии важны» - устный журнал. Шахматы.

беседа-игра

1

30.03


25

«В стране мульти-пульти» - интернет-урок

праздник

1

06.04


26

«О любимой книжке расскажет нам мальчишка»

викторина

1

13.04


27

«Словесные головоломки»

праздник

1

20.04


28

«День космонавтики» - устный журнал. Шахматы.

презентация

1

27.04


29

Встреча с инспектором ГИБДД по правилам дорожного движения.

беседа

1

04.05


30

«Страницы истории»

беседа-игра

1

11.05


31

«Они сражались за Родину» - устный журнал.

презентация

1

18.05


32

«Личная безопасность». Шахматы.

беседа

1

25.05


33

«Ура, лето!» Промежуточная аттестация.

викторина

1

31.05



2 год обучения (34 занятия)

Тема

Форма

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Урок безопасности: безопасные подходы к школе, правила безопасного перехода улиц и дорог.

беседа

1



2

А нужны ли правила?

ролевые игры

1



3

Мы - граждане России.

беседа

1



4

Славная осень!

праздник

1



5

Учимся общаться. Шахматы.

беседа

1



6

Зависть. Что это такое и как с ней бороться?

Анкетирование, ролевые игры.

1



7

Поведение в общественных местах.

Ролевые игры

1



8

Хлеб — всему голова. Шахматы.

беседа

1



9

Что значит быть настоящим гражданином.

беседа

1



10

Ты и твои друзья.

КТД

1



11

Мой дом. Шахматы.

презентация

1



12

Всемирный день памяти жертв ДТП.

Беседа

1



13

Умение вежливо слушать.

тренинг

1



14

Украшение класса.

КТД

1



15

Новогодний утренник.

праздник

1



16

Место героизму есть и в наши дни.

Беседа

1



17

Мой край родной. Шахматы.

экскурсия

1



18

Как можно всё успеть?

беседа-игра

1



19

По страницам любимых книг.

игра по станциям

1



20

Как вести себя в гостях. Шахматы.

ролевые игры

1



21

Мы - грамотные пассажиры.

тренинг

1



22

Как правильно питаться?

беседа

1



23

Деревенские посиделки.

инсценирование

1



24

Мужские профессии. Шахматы.

презентация

1



25

Женские профессии.

презентация

1



26

Моя  любимая книжка.

презентация

1



27

Мое хобби.

презентация

1



28

Уход за зубами. Шахматы.

Беседа, тренинг.

1



29

Мои спортивные увлечения.

презентация

1



30

Опасности в лесу и парке.

беседа

1



31

День Победы.

КТД

1



32

Что такое закаливание? Шахматы.

беседа

1



33

Личная безопасность.

беседа

1



34

Наши достижения. Промежуточная аттестация.

презентация, доклад, сообщение

1










3 год обучения (34 занятия)

Тема

Форма

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Урок безопасности: мы  - пешеходы.

викторина

1



2

Где взять витамины?

беседа

1



3

О правилах дорожного движения.

викторина

1



4

На чём основано взаимопонимание. Шахматы.

тренинг

1



5

Я придерживаюсь правил. Мой дом - моя крепость.

беседа

1



6

Язык, мимика и жесты.

ролевые игры

1



7

Лесные грибы и ягоды.

беседа.

1



8

Театр, театр, театр...

ролевые игры

1



9

Мой край.

экскурсия

1



10

Хочу быть образованным и культурным. Шахматы.

презентация

1



11

Добрые дела.

КТД

1



12

Почему люди ссорятся?

тренинг

1



13

Я иду на день рождения. Шахматы.

беседа-игра

1



14

Твой труд дома. Шахматы.

беседа

1



15

Мастерская Деда Мороза.

КТД

1



16

Новогодний утренник.

праздник

1



17

В гостях у старожил.

экскурсия

1



18

Мой сосед по парте.

беседа

1



19

Мои питомцы.

презентация

1



20

Дружный ли наш класс? Шахматы.

тренинг

1



21

Кино и телевидение.

беседа

1



22

По страницам Красной книги.

Игра по станциям

1



23

Милая мама.

Конкурс рисунков.

1



24

Рыцарский турнир вежливости.

игра-соревнование

1



25

Кем быть?

презентация

1



26

Домики для птиц. Шахматы.

беседа

1



27

Традиции народов России. Шахматы.

презентация

1



28

Я б в пожарные пошел…

экскурсия

1



29

Выздоравливай поскорее! У постели больного.

ролевые игры

1



30

Волшебники добра.

КТД

1



31

Кошки против собак.

дискуссия

1



32

Летние увлечения. Шахматы.

презентация

1



33

Купаться разрешается!

беседа

1



34

Наши достижения. Промежуточная аттестация.

презентация, доклад, сообщение

1











4 год обучения (34 занятия)

Тема

Форма

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Урок безопасности: правила поведения в школе и на улице.

беседа

1



2

Планирование классных дел.

КТД

1



3

Я люблю путешествовать.

презентация

1



4

Знакомство с народными музыкальными инструментами. Шахматы.

заочное путешествие

1



5

Академия дорожных наук.

праздник

1



6

Наш характер.

Беседа, анкетирование

1



7

Как можно всё успеть.

дискуссия

1



8

Мой край.

экскурсия

1



9

Добрые дела. Шахматы.

беседа

1



10

Чистота — залог здоровья.

беседа

1



11

Умники и умницы.

викторина

1



12

Самооценка. Шахматы.

тренинг

1



13

Костюмы народов мира.

презентация

1



14

Новый год шагает по планете.

заочное путешествие

1



15

Новогодняя дискотека.

праздник

1



16

Подарок  в ладошке.

акция

1



17

Закон и беззаконие. Шахматы.

беседа

1



18

Я б в полицию пошел…

экскурсия

1



19

Опасные ситуации во дворе и дома.

беседа

1



20

Что я думаю о школе. Шахматы.

анкетирование

1



21

Вредные привычки.

беседа

1



22

Правила приличия в житейских ситуациях.

ролевые игры

1



23

Мое заветное желание. Шахматы.

анкетирование

1



24

Экологические проблемы планеты.

КТД

1



25

Хорошие песни к добру ведут.

игра по станциям

1



26

О мальчиках и девочках.

дискуссия

1



27

Памятники нашего города.

создание газеты

1



28

Мои одноклассники. Шахматы.

анкетирование

1



29

О наших именах.

презентация

1



30

День космонавтики.

игра

1



31

Кто у нас модный и почему?

дискуссия

1



32

Пожелания друзьям.

КТД

1



33

Летние увлечения. Шахматы.

презентация

1



34

Наши достижения. Промежуточная аттестация.

презентация, доклад, сообщение

1



        

Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся:

Личностные:

принимает и выполняет правила школьной жизни;

соблюдает  основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;

проявляет познавательный интерес к трудовому  процессу;

ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

знает о факторах, наносящих вред здоровью.

  Регулятивные:

принимает  учебную задачу под руководством учителя;

учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

 принимает  элементарный  план действий при работе в группе;

определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;

составляет элементарный  план действий при работе в группе;

переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников  с опорой на образец;

оценивает свою работу по совместно выбранным  критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;

эмоционально рефлексирует свои действия;

готовит необходимые инструменты для занятия ;удерживает  организованное поведение во время занятия.

Познавательные:

отличает новое от уже известного под руководством учителя;

устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;

владеет элементарными навыками чтения информации;

сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по  заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;

выполняет работу практического действия под руководством учителя;

использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;

умеет выделять существенные признаки;

способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;

устанавливает последовательность основных событий в тексте;

действует по аналогии;

проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

вступает в диалог; умеет слушать  и понимать речь других;

соблюдает  нормы речевого этикета;

оказывает  взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя,           принимает  правила работы в паре;

готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством  учителя);

умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;

понимает, что у других людей есть своя точка зрения;

умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).


Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к труду, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

3.  Результаты третьего и четвёртого уровней (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Классный руководитель должен создавать условия для саморазвития и самовоспитания каждого ребёнка. Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Литература

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/авт.- сост. Н.Н.Бобкова.- Волгоград: Учитель, 2006.

Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55

Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова. – Псков,1998.

Классные часы в 1-4 классах /авт.- сост.: И.В. Персидская и др. -  Волгоград: Учитель, 2006.

Классные часы с психологом. 1-4 классы/ авт.- сост.:Ю.В.Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009

Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[ http://www.openclass.ru/pages/221595 ]

Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1985.г.

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе / М.А.Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.

Энциклопедия хороших манер/ Составитель В.Пивовар – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.