Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читаем вместе»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читаем вместе»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочного курса «Читаем вместе» создана в соответствии ФГОС ООО реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Курс введен в часть базисного образовательного плана для учащихся пятого класса, реализуемого МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре, в рамках внеурочной деятельности социального направления (1 час в неделю).
Актуальность
В новых образовательных стандартах помимо межпредметных и предметных результатов освоения учебных и междисциплинарных программ, отдельное внимание уделяется формированию личностных результатов.
Современная школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца, все школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, но этого стало недостаточно. К сожалению, школьники без побуждения со стороны взрослых мало читают. А это значит, что уже в русле формирования навыков чтения необходимо воспитывать активного, вдумчивого читателя.
Особенностью данного курса является то, что в отличие от традиционного школьного подхода к литературе при обсуждении произведения акцент делается на эмоциональную сторону с целью формирования более глубокого понимания основных нравственных категорий добра и зла, различных процессов, происходящих в обществе. Если учитель, организуя чтение школьников, в процессе их обучения учит их извлекать новую информацию, анализировать ее, то библиотекарь в большей мере направляет читательскую деятельность детей на анализ собственных переживаний в ходе чтения, на выявление взаимосвязей своего внутреннего мира с духовным миром литературных героев, учит самопониманию через чтение.
Цель:
Повышение культурной и читательской компетентности школьников
Развитие личностной мотивации к чтению через творческую деятельность.
Формирование у детей способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.
Задачи:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека, как в жизни, так и в литературе
формировать навыки самостоятельного поиска решения своих проблем в процессе чтения
развивать заинтересованность и потребность в чтении
накапливать положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений людей в процессе изучения литературных произведений
воспитывать культуру чтения
Практическая направленность:
воспитание чувства независимости, инициативы
установление эмоциональной связи с окружающими (родителями, родственниками и т. д.)
воспитание трудолюбия
воспитание критического отношения к себе
воспитание умения ладить со сверстниками
формирование понятий об определенном образе жизни
подготовка к возможным критическим ситуациям
преодоление различных проблем
Программа рассчитана на учеников 5-го класса
Отобранные произведения детской литературы группируются по тематике в блоки, каждый из которых способствует решению определенного круга задач.
Юмористическая и сатирическая литература |
Формирует у читателей более объективный взгляд на себя и окружающих, создает своеобразную психологическую защиту,укрепляет уверенность в собственных силах. |
Сборники афоризмов |
Повышают психическую устойчивость. |
Фольклор (особенно сказка) |
Стимулирует необходимые психические реакции, позволяет детям осознавать основные жизненные проблемы, улучшать контакты с родителями и сверстниками. |
Драматургия |
Оказывает сильное влияние благодаря большой концентрации, координированности действий и наглядности. При чтении пьесы легче отождествлять себя с действующими лицами. |
Поэзия |
Аллегоричность, художественная емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заряжать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. |
Научно-популярная литература |
Полезна для развития детей, их ума и эрудиции, стимулирует к самопознанию и самосовершенствованию. |
Тематические блоки включают в себя литературу разных видов и жанров.
В зависимости от уровня подготовленности детей, их эмоционального и интеллектуального развития, психологического состояния список литературы постоянно корректируется.
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения:
библиотечный урок
тематические праздники
урок-экскурсия
урок-игра
художественное творчество учащихся
выступление перед сверстниками по итогам проделанной работы
Виды работы, используемые на занятиях:
• беседа
• чтение вслух
• комментированное чтение
• театрализация
• инсценировка
• выразительное чтение диалогов
• просмотр видеосюжетов
• прослушивание аудиокассет
• рисование
• использование ИКТ
• другие виды творческих работ
Материально-техническая база:
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютер,
проектор и экран
Ожидаемые результаты:
Учащиеся 5-х классов на внеурочной деятельности получат знания о жанровом многообразии изучаемых произведений, научатся технологии составления списков литературы, библиографического ее описания, оформлению книжных выставок.
Внеурочные занятия помогут детям понять прекрасный мир литературы, полюбить и почувствовать художественное слово, проявить потребность совершенствовать свою речь. Учащиеся смогут грамотно и записывать свои чувства и открытия. Занятия способствуют проявления у детей устойчивого интереса к чтению, умения выделять самое главное в тексте и понимать прочитанное, умения различать добро и зло, быть милосердным к окружающим, ценить дружбу и самому быть верным товарищем. Воспитать любовь к Родине, родному краю. Побуждают затрагивать проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся и экологического воспитания, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к литературе, чувство сопричастности к сохранению ее наследия.
2.Содержание курса
Раздел1.Знакомство с библиотекой (4 часа).
Беседа с учащимися о книге, чтении, библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку.
Виды работы: чтение вслух, беседа, просмотр слайд-презентации, разработка плаката «правила обращения с книгой», проведение уроков «Знакомство с библиотекой» (начальная школа), оформление тематической выставки.
Раздел2. «Под крышей дома моего» (2 часа).
В центре изучения данной темы книги о родном доме, о взаимоотношениях в кругу семьи.
Виды работы: чтение вслух, беседа, творческая работа по созданию родословного дерева, проведение мероприятия ко дню пожилого человека «Бабушка на прокат».
Раздел3.«Пусть мне твердят, что есть края иные …» (4 часа).
Блок посвящен теме «большой» и «малой» Родины.
Виды работы: рассказ, чтение вслух, беседа, прослушивание аудиозаписей, виртуальные экскурсии по родному краю, экскурсия по городу или краеведческий музей.
Раздел4. Мы живем среди людей (4 часа).
Рассматривается этика человеческих взаимоотношений.
Виды работы: чтения вслух, беседа, оформление книжной выставки, изготовление открыток в подарок, изготовление стенгазеты
Раздел5. Друг познается в беде (2 часа).
Книги о дружбе и взаимовыручке.
Виды работы: чтение вслух, беседа, викторина «Учусь дружить».
Раздел6. Созерцание чуда, или о природе на языке поэзии (4 часа).
Книги о природе, способные вызвать у читателя восхищение красотой родной земли, пробудить самые лучшие человеческие качества.
Виды работы: чтение вслух, конкурсное чтение стихов наизусть, экскурсия в Комсомольский заповедник, виртуальная экскурсия в мир живой природы (дети вместе с учителем слушают шум дождя, ветра, плеск воды, пение птиц), просмотр слайд-презентаций.
Раздел7.Усатые – Полосатые (4 часа).
Книги о животных.
Виды работы: чтение вслух, беседа, творческая работа «Я люблю мою …» (рассказ о питомце, рисунок), фотовыставка,просмотр слайд-презентации.
Раздел8.Ученье и труд все перетрут(4 часа).
Изучение этой темы предполагает разговор о привитии навыков трудолюбия у детей.
Виды работы: чтение вслух, беседа, выразительное чтение диалогов ,изготовление стенгазеты «Выбор профессии».
Раздел9.С улыбкой. (3 часа).
Веселые книги о детях и для детей.
Виды работы: чтение вслух, беседа,оформление книжной выставки, изготовление стенгазеты
Раздел 10. Все на свете интересно (4 часа).
В центре изучения – книги познавательного характера.
Виды работы: чтение вслух, беседа, оформление книжной выставки, познавательная игра «Хочу все знать».
3.Календарно-тематический план
№ урока п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Раздел 1. Знакомство с библиотекой (4 ч.) |
||||
|
Система библиотечного обслуживания читателей |
1 |
03.09 |
|
|
Справочные издания |
1 |
10.09 |
|
|
Разработка плакатов «Правила общения с книгой» |
1 |
17.09 |
|
|
Оформление тематической выставки |
1 |
24.09 |
|
Раздел 2. «Под крышей дома моего» (2 ч.) |
||||
|
Чтение с остановками И. Павлова «Бабушка на продажу» |
1 |
01.09 |
|
|
Творческая работа по составлению родословной своей семьи |
1 |
08.10 |
|
Раздел 3. «Пусть мне твердят, что есть края иные …» (4 ч.) |
||||
|
«Большая и малая родина» |
1 |
15.10 |
|
|
«Хабаровскому краю 77 лет» |
1 |
22.10 |
|
|
Поэты Хабаровского края(поэзия А.Кухтинойг.Комсомольск-на-Амуре) |
1 |
29.10 |
|
|
Экскурсия в Краеведческий музей |
1 |
12.11 |
|
Раздел. 4 Мы живем среди людей (4 ч.) |
||||
|
Этика человеческих взаимоотношений |
1 |
19.11 |
|
|
Киноклуб «Глазами истины» (библиотека им.Островского) |
1 |
26.11 |
|
|
Психологическая игра «Учусь дружить» |
1 |
03.12 |
|
|
Изготовление стенгазеты |
1 |
10.12 |
|
Раздел. 5 Друг познается в беде (2 ч.) |
||||
|
Тема дружбы и выручки в произведениях худ.литературы |
1 |
17.12 |
|
|
Викторина по произведению де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
1 |
24.12 |
|
Раздел. 6 Созерцание чуда(4 ч.) |
||||
|
Мир природы в произведениях русских поэтов (А.А.Фет.) |
1 |
31.12 |
|
|
Мир природы в произведениях русских поэтов (С.А.Есенин.) |
1 |
13.01 |
|
|
Конкурсное чтение стихов |
1 |
20.01 |
|
|
Экскурсия в Комсомольский заповедник |
1 |
27.01 |
|
Раздел. 7 Усатые полосатые (4 ч.) |
||||
|
Животные мир Хабаровского края |
1 |
03.02 |
|
|
В.Сысоев «Рассказы дальневосточного следопыта» |
1 |
10.02 |
|
|
А.Грачев «Лесные шорохи» |
1 |
17.02 |
|
|
Оформление выставки |
1 |
24.02 |
|
Раздел. 8.Ученье и труд все перетрут (4 ч.) |
||||
|
Экскурсия на завод ЗЛК |
1 |
03.03 |
|
|
Экскурсия в редакцию газеты «ДВК» |
1 |
10.03 |
|
|
Экскурсия в пожарную часть |
1 |
17.03 |
|
|
Изготовление стенгазеты «Выбор профессии» |
1 |
24.03 |
|
Раздел. 9.С Улыбкой (4 ч.) |
||||
|
Веселые книги о детях и для детей С. Драгунский |
1 |
31.03 |
|
|
Веселые книги о детях и для детей М. Зощенко |
1 |
07.04 |
|
|
Инсценировка по рассказам С. Аверченко |
1 |
14.04 |
|
|
Изготовление стен газеты |
1 |
21.04 |
|
Раздел. 10. Все на свете интересно (4 ч.) |
||||
|
Работа со словарями |
1 |
28.04 |
|
|
Работа с энциклопедиями |
1 |
05.05 |
|
|
Оформление книжной выставки |
1 |
12.05 |
|
|
Познавательная игра «Хочу все знать» |
1 |
19.05 |
Список литературы:
1. Бородина В.А., Бородин С.М. Акмеологическая концепция чтение в непрерывном образовании // Школьная библиотека– 2004.- №8.- с.18-21.
2. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке // Школьная библиотека– 2001.- №6.–с.32.
3. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Учебное пособие.– М.: Школьная библиотека, 2003.–224с.
4. Тихомирова И. И. Идентификация или узнавание в персонаже себя // Школьная библиотека–2004.- №1.–с.15–19.
5. Тихомирова И. И. Милосердие на книжной полке // Школьная библиотека–2004.-№8.–с.54–58.
6. Янина С.Д. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании // Школьная библиотека–2001.-№6.–с.29–31.