12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Покидова Елена Алексеевна73
Россия, Тамбовская обл., Жердевка
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»
4

Рабочая программа разновозрастной группы ДОУ разновозрастной группы

филиал» Яблочко» МБОУ Жердевской СОШ № 2

Утверждаю:

директор СОШ Чернышова Г.С.

Приказ №_______ от

«____»__________________2017

Рабочая программа

 

разновозрастной группы (2-7лет)

Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

(М.;МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014)

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Составители: старший воспитатель:Жабина О.Ю.

Воспитатель:Покидова Е.А.

 

 

 

пос.Садовый 2017г

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3

1.2.Планируемые результаты освоения ООП…………………………….6

2. Организационный раздел

2.1. Организация жизнедеятельности детей………………………………8

2.2. Условия реализации программы………………………………………12

3. Содержательный раздел

3.1. Возрастные психофизические особенности……………………….14

3.2.Содержание образования по образовательным областям………….18

3.3. Модель образовательного процесса………………………………..40

 

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей разновозрастной группы разработана в соответствии с ООП филиала «Яблочко» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Настоящая рабочая учебная программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М.А. Васильевой, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующими федеральными государственными стандартами.

Используется парциальная программа:

«Юный эколог»С.Н.Николаева

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 2-7лет определяются особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов:

- Конституция РФ, ст.43, 72.

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение о ДОУ

- СанПиН 2.4.1.3049-13

- Устав ДОУ

- ФГОС ДО

Цель и задачи основной образовательной программы

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,  всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи: 1. Забота о здоровье эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми любознательными, инициативными ,стремящимися к самостоятельности и творчеству. 3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; 4. Креативность процесса воспитания и обучения; 5. Вариативность использования образовательного материала позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 6. Уважительное отношение к результатам детского творчества; 7. Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения 8. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи 9. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенком дошкольного возраста.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции образовании.

Значимые характеристики

Разновозрастная группа делится на две подгруппы: младшая(от 2 до 3 лет), старшая(от 4 до 7 лет). Содержание воспитательно- образовательного процесса строится с учетом возрастных особенностей детей каждой возрастной группы.

Структура программы:

Непосредственно образовательная деятельность

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Длительность 1 НОД

Младшая подгруппа(2-3лет)

10 занятий

8-10 минут

старшая подгруппа (4-7 лет)

11занятий

15-20 минут

Дополнительное образование (кружковая работа) проводится во вторую половину дня согласно графику, длительностью в соответствии с возрастными особенностями детей и максимальной нагрузкой в образовательной деятельности.

Дополнительное образование

Кружок

Руководитель

Направление

Время проведения

Группа

Кружок

»Пластилино- вое чудо»

Покидова Е. А.

Художественно-эстетическое развитие

Среда 15.30-15.45

Дети среднего и старшего возраста

1.2. Планируемые результаты освоения ООП

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -

игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников

по совместной деятельности;

2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным

видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными

формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам;

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои

мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,

чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации

общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются

предпосылки грамотности;

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,

владеет основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими;

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать

правила безопасного поведения и личной гигиены;

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными

знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными

представлениями из области живой природы, естествознания, математики,

истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,

опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения программы

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развитие интегративных качеств ребенка. Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по областям проводится два раза в год (в сентябре и мае). Мониторинг детского развития проводится один раз в год (в мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, учитель начшколы и фельдшер Фап

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателем группы . С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга представляет собой:

·Наблюдения за детьми во время разнообразной деятельности;

·Изучение продуктов деятельности (рисунки, аппликации, постройки);

·Беседы (по картинкам, по вопросам, из опыта детей и пр.);

·Дидактические игры и упражнения;

·Поручения детям и пр.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация жизнедеятельности детей

Примерный режим дня

Режимные моменты

Время

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.30 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.30

Игры, подготовка к занятиям

Младшая подгруппа 8.30 – 8.40

старшая подгруппа

8.30-9.00

Занятия (общая длительность, включая перерывы)

Младшая подгруппа 8.40- 8.50

15.50-16.00

старшая подгруппа

9.00 – 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка

Младшая подгруппа 9.00 – 12.00

старшая подгруппа

10.20 – 12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.10 – 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъем

15.00 - 15.15

Самостоятельная деятельность

15.15 - 16.00

Полдник

16.00 – 16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20 – 17.30

Уход детей домой

17.30

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности детей.

НОД ведет воспитатель в соответствии с режимом дня по возрастным под группам.

Прогулка ведется воспитателем и младшим воспитателем в соответствии с режимом дня

Ежедневное чтение ведется после обеда, перед дневным сном.

 

Физкультурно-оздоровительная работа

Режим двигательной активности

Формы работы

Виды занятий

Количество и длительность занятий

(в мин.) возрастная группа

2-3

4-7

Физкультурные занятия

в помещении

2 раза в неделю 8-10мин

2 раза в неделю 15-20мин

на улице

1 раз в неделю

8-10

1 раз в неделю

15-20

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно 5-6

Ежедневно 6-8

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 8-10

Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15-20

Физкультминутки (в середине статистического занятия)

____

1-3 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий

Активный отдых

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

10мин

1 раз в месяц

20мин

Физкультурный праздник

2 раза в год до 15 мин.

2 раза в год до 30 мин.

День здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная активность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно

Ежедневно

Самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно

Ежедневно

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Планирование образовательной деятельности

 

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Младшая подгруппа

Старшая подгруппа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Познавательное развитие

2 раза в неделю

3 раза в неделю

Развитие речи

1 раз в неделю

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

13занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

Сетка непосредственно образовательной деятельности

День недели

Младшая подгруппа

Старшая подгруппа

Понедельник

1.Познание .(Формирование целостной картины мира)

Художественное

Творчество(лепка/ап-пликация)

1.Познание.(Формирование целостной картины мира)

2.Художественное творчество(рисование)

3.Музыка

Вторник

1.Познание. ФЭМП

2. Физическая культура

1Познание(ФЭМП)

2. Физическая культура

Среда

1.Коммуникация.Разви-тие речи

2.Музыка

1.Коммуникация.Развитие речи

2. Художественное творчество(лепка)

 

Четверг

1.Коммуникация. Чтение худ.литературы.

2.Музыка

3.Физическая культура

1.Познание(Конструктивная деят-ть)

2. Художественное творчество(Аппликация)

3. Физическая культура

Пятница

1. Художественное творчество.(Рисование)

2. Физическая культура

1.Коммуникация.Чтение худ.литературы

2.Музыка

3. Физическая культура

Культурно - досуговая деятельность

Праздники

День знаний ,Осень, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, «Весна», День Победы

«Проводы в школу», «Лето».

Тематические праздники и развлечения

«Путешествие в страну правильной речи»-досуг.

Акция-Сделаем свой поселок чище.

«Развеселая ярмарка»-фольклорный праздник

Театрализованные представления

По сюжетам русских народных сказок «Пых», «Гуси-лебеди», «Котята –

поварята»

Концерты

«Любимые песни», «Поем и танцуем» .»Поздравляем ветеранов, славим Великую Победу»

Спортивные развлечения

«Путешествие в Спортландию», «Веселые старты», Летние Олимпийские игры

Забавы

Забавы с красками и карандашами, словесные игры.

Проектная деятельность

1. Проект с детьми младшей подгруппы « Дары осени». Сроки: с 7 по 11сентября 2017г.

2. Проект с детьми и родителями старшей подгруппы «Воспитание у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ». Сроки: с 7по 11 декабря 2017

3. Общегрупповой проект « Покорители космоса». Сроки: с 11 марта по 15 апреля 2018 г.

2.2. Условия реализации программы

Учебно-методический комплект

*Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Социально - коммуникативное развитие

* Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. Саулина Т.Ф., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г.

* Развитие игровой деятельности: средняя группа. Губанова Н.Ф., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

* Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. Павлова Л.Ю., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.

* Трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008г.

 

Познавательное развитие

*Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. Веракса Н.Е., Галимова О.Р., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

*Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. Куцакова Л.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2007г.

*Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Куцакова Л.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007г.

* Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Соломенникова О.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

*Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшейгруппе детского сада. Конспекты занятий. Соломенникова О.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

* Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

*Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. Помораева И.А., Позина В.А., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

*Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей3-7лет.М.Р.Югова .ИЗДАТЕЛЬСТВО»УЧИТЕЛЬ»2014г.

*Народная культура и традиции.Занятия с детьми 3-7лет.»УЧИТЕЛЬ»2014г.

*Комплексные занятия с детьми 4-7лет.О.Ф.Горбатенко.»УЧИТЕЛЬ»2014г.

Речевое развитие

*Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Гербова В.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Развитие речи в детском саду. . Гербова В.В., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Логопедические занятия с детьми 4-5лет.Н.В.РыжоваИЗДАТЕЛЬСТВО «Учитель» ВОЛГОГРАД.2014г.

 

Художественно-эстетическое развитие

*Изобразительная деятельность в детском саду: . Комарова Т.С., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

Физическое развитие

*Физкультурные занятия в детском саду. Пензулаева Л.И., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009г.

 

Материально-техническое обеспечение

-Наглядности в соответствии с образовательными областями

-компьютер

-Фотоаппарат

Организация развивающей среды

Предметно-пространственная среда в группе является:

-содержательно-насыщенной, развивающей;

-трансформируемой;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

-эстетически-привлекательной.

В качестве центров развития выступают:

-уголок для сюжетно-ролевых игр;

-книжный уголок;

-зона настольно-печатных игр;

-выставки «Уголок детского творчества», «Наши поделки»;

-уголок природы;

-спортивный уголок;

-игровые уголки;

-уголок рисования

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Возрастные психофизические особенности

Возрастная характеристика детей 2-4 лет

на третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.продолжают развиваться предметная деятельность,деловое сотрудничество ребенка и взрослого.совершенствуется восприятие .речь,наглядно-действенное мышление.игра носит процессуальный характер,главное в ней -действия,которые совершаются с предметами.ребенок способен изобразить каккой -либо предмет.к трем годам совершенствуется слуховое восприятие,прежде всего фонематический слух,но звуки произносят с большими искажениями.

в возрасте3-4лет ребенок выходит за пределы семейного общения.игра становится ведущим видом деятельности.

изобразительная деятельность ребенка зависит от его представления о предмете.в этом возрасте она только начинает формироваться.графические образы бедны,в изображениях отсутствуют детали.дети могут использовать цвет.в этом возрасте важны занятия лепкой для развития мелкой моторики.

взаимоотношения детей ярко проявляются в игре.они скорее играют рядом,чем активно вступают во взаимодействие.конфликты возникают в основном только по поводу игрушек.у детей начинает развиваться самооценка.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.Ведущим становится познавательный мотив.Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Возрастная характеристика детей5-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети старшей под группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

3.2.Содержание психолого-педагогической работы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

·развитие игровой деятельности детей;

·приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

· формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Младшая подгруппа

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий

того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.).

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Старшая подгруппа

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Младшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Совместные с воспитателем игры. Совместные со сверстниками игры.Чтение, Беседы, Наблюдения.

Педагогические ситуации, Экскурсии.

 

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальные игры, Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры, Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации, Ситуации морального выбора

Беседы после чтения, Беседы социально-нравственного содержания

( формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире; приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми)

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные игры, Совместные со сверстниками игры, все виды самостоятельной детской деятельности.

Рассматривание, продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках.

Старшая подгруппа

Непосредственно образовательная деятельность

Индивидуальные игры, Совместные с воспитателем игры Совместные со сверстниками игры.Чтение, Беседы, Наблюдения.

Педагогические ситуации, Экскурсии.

Ситуации морального выбора

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Индивидуальные игры, Совместные с воспитателем игры

Совместные со сверстниками игры, Ситуативные разговоры с детьми

Педагогические ситуации, Ситуации морального выбора

Беседы после чтения, Беседы социально-нравственного содержания

( формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире; приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми)

Самостоятельная деятельность

Индивидуальные игры, Совместные со сверстниками игры, все виды самостоятельной детской деятельности.

Рассматривание, продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

·сенсорное развитие;

·развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

·формирование элементарных математических представлений;

·формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Младшая подгруппа

Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»). Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Старшая подгруппа

Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов. Учить применять разнообразные способы обследования предметов

(наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.). Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Средняя группа

Непосредственно образовательная деятельность

Игровые ситуации. Рассматривание. Наблюдение, игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность. Конструирование. Развивающие игры. Экскурсия

Рассказ. Беседа

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Сюжетно – ролевые игры. Рассматривание. Наблюдение

Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность.

Конструирование. Развивающиеигры. Экскурсия.

Ситуативный разговор. Рассказ

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевая игра. Рассматривание. Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность. Строительно – конструктивные игры. Развивающие игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов, памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в выставках, развлечениях, досугах.

Старшая группа

Непосредствено образовательная деятельность

Создание коллекций.Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Конструирование. Экспериментирование.

Развивающие игры. Наблюдение. Проблемные ситуации.

Рассказ. Беседа

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Сюжетно – ролевые игры. Развивающие игры

Создание коллекций. Проектная деятельность

Исследовательская деятельность. Конструирование.

Экспериментирование. Наблюдение. Проблемные ситуации

Рассказ. Беседа.

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевые игры. Рассматривание. Экспериментирование

Исследовательская деятельность. Строительно–конструктивные игры. Развивающие игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов, памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды (создание коллекций, альбомов, организация мини - музеев) Участие в выставках, развлечениях, досугах

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

· развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

· развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

· практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Младшая подгруппа

Развивающая речевая среда. Содействовать общению детей со взрослыми и сверстниками посредством поручений(спроси,выясни,предложи помощь,поблагодари,и т.д)Напоминание детям образцов обращения к взрослым,зашедшим в группу(Скажите-»Проходите пожалуйста».Предложите-»Хотите посмотреть?»Спросите-»Понравились наши рисунки?»)

Развитие желания слушать рассказы воспитателя о понятных детям случаях из жизни,формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.Поощрение стремления задавать вопросывоспитателю и сверстникам.

Формирование словаря. Расширение и активизация словарного запаса детей на основе обогащения представлений о ближайщем окружении.Уточнение названий и назначения предметов одежды,обуви и головных уборов,мебели,посуды,видов транспорта

Развитие умения различать и называть существенные детали предметов(у платья-рукава,воротник,пуговицы.)Качества(цвет,форма,размер)Некоторые материалы и свойства,местоположение.Привлечь внимание детей к некоторым сходным по назначению предметам(тарелка-блюдце,стул-табурет,шуба-пальто-дубленка)

Развитие умения понимать обобщающие слова(одежда,обувь,мебель)называть части суток,домашних детенышей,фрукты ,овощи.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят,

медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Старшая подгруппа

Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

 

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Младшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Рассматривание и обсуждение. Игровые ситуации. Чтение . Беседы о прочитанном. Составление рассказов.

Игры-драматизации. Показ настольного театра (би-ба-бо и др.)

Разучивание, чтение стихотворений.

Дидактические игры.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Ситуации общения в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке.

Дидактические игры. Чтение наизусть стихотворений, потешек.  Словесные игры на прогулке

Наблюдения на прогулке. Продуктивная деятельность по впечатлениям от прочитанного.

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевые игры.

Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,  памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в  развлечениях, досугах, праздниках.

Старшая под группа

Организованная образовательная деятельность

Составление рассказов, пересказ. Творческое рассказывание. Чтение. Беседы после чтения. Рассматривание и обсуждение. Решение проблемных ситуаций. Разговоры с детьми. Театрализованные, развивающие, дидактические игры. Разучивание, чтение наизусть стихотворений, потешек.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Наблюдения на прогулке. Труд. Игры.

Чтение на прогулке. Беседа после чтения

Экскурсии. Разговоры с детьми (о событиях из личного опыта, в процессе режимных моментов и др.)

Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц

Сочинение загадок, сказок. Продуктивная деятельность по впечатлениям от прочитанного.

Самостоятельная деятельность

Сюжетно – ролевые игры, подвижные игры с правилами, режиссерские игры и т.д.

Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов,памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды (создание коллекций, альбомов, организация мини - музеев) Участие в выставках, развлечениях, досугах

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

· развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

· развитие детского творчества;

· приобщение к изобразительному искусству.

Младшая подгруппа.

Обеспечение взаимосвязи рисования с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей ,расширения впечатлений о предметах и явлениях действительности.

Побуждение передавать в рисунках красоту окружающих предметови природы(голубое небо с белыми облаками)Совершенствование умения правильно держать карандаш,фломастер,кисть,не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.Формирование свободного движения руки во время рисования,умения набирать краску на кисть,аккуратно обмакивать ее ворсом в баночку с краской.снимать лишнюю о край,хорошо промывать кисть,прежде чем брать другую краску.Формирование привычки осушать промытую кисть о салфетку.

Закрепление названий цветов(красный,синий,зеленый.желтый,белый,черный)Привлечение внимания детей к подбору цвета,соответствующему изображаемому предмету.

Приобщение детей к декоративной деятельности:украшениюдымковскими узорами силуэтов игрушек.вырезанных воспитателем и разных предметов..Развитие умения ритмично наносить линии,штрихи,пятна,мазки(опадают с деревьев листочки,идет дождь,летят снежинки)

Побуждение изображать простые предметы,рисовать прямые линии в разных направлениях,перекрещивать их,(полоски,ленточки,заборчик и т.д)

Формирование умения создавать несложные сюжетные композиции,повторяя изображение одного предмета(елочки,неваляшки гуляют)Развитие умения изображение располагать по всему листу.

Старшая подгруппа

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях

реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать

о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями

и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Младшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Продуктивная деятельность. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры.Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Продуктивная деятельность. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства.

Самостоятельная деятельность

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание иллюстраций, предметов и альбомов декоративно – прикладного искусства. Игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов, памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в выставках творчества, развлечениях, досугах, праздниках, экскурсиях.

Старшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление.Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление.Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)

Самостоятельная деятельность

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рассматривание и обсуждение иллюстраций, предметов искусства и альбомов декоративно – прикладного искусства. Игры.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов, памяток, рекомендаций.

Привлечение родителей к организации предметной среды. Участие в выставках творчества, развлечениях, досугах, праздниках, экскурсиях.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

· развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

· накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

·формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Младшая подгруппа

Формирование умения выполнять ходьбу и бег,не наталкиваясь друг на друга,с согласованными,свободными движениями рук и ног.Формирование умения действовать сообща,придерживаясь определенного направления перемещения с опорой на зрительные ориентиры;менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Формирование умения сохранять устойчивое положение тела,правильную осанку.

Развитие движений в разнообразных формах двигательной активности.

Закрепление навыков ползания,лазанья,разнообразных действий с мячом(брать,держать,класть,бросать,катать,переносить).Развитие умения прыгать на двух ногах на месте,с продвижением вперед,в длину с места,отталкиваясь двумя ногами.

Развитие желания выполнять физические упражнения на прогулке.

Развитие стремления играть в подвижные игры с простым содержанием,несложными движениями.Развитие умения играть в игры,спосбствующие совершенствованию основных движений(ходьба,бег).

Формирование выразительности движений,умения передавать простейшие действия некоторых персонажей9попрыгать как зайчики,поклевать зернышки и т.д)

Старшая подгруппа

Расширять представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Формы организации образовательного процесса

Формы работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Младшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, игровые); физминутки; подвижные игры на прогулке, во второй половине дня.

Пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики нарушений осанки; музыкально – ритмические движения, танцы, игры и упражнения под музыку, игры имитационного характера. Чтение лит. произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о спорте, физкультуре. Изобразительная деятельность на тему спорта, физкультуры. Изготовление атрибутов к подвижным играм (флажки, карточки, мишени для метания).

Беседы о правилах безопасного поведения во время спортивных и подвижных игр.

Физкультурные праздники(2 раза в год), развлечения, досуги(1 раз в месяц).

Контрольно-диагностическая деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика.

Двигательная активность:

- в утренний прием

- в период подготовки к образовательной деятельности

- на прогулке

- в ходе закаливающих процедур

- во второй половине дня

Ситуативное общение во время двигательной активности (назывании упражнений, проговаривание действий, поощрение речевой активности детей), обсуждение пользы закаливания и занятия физкультурой.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность – подвижные игры, спортивные игры – катание на велосипеде.

Самостоятельные игры мячами, скакалками, обручами, велосипедами.

Сюжетно – ролевые игры, игры-драматизации, музыкально двигательные импровизации.

Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о спорте, физкультуре. Изобразительная деятельность на тему спорта. Изготовление необходимых атрибутов для подвижных игр – мишени, карточки и пр.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках.

Старшая подгруппа

Организованная образовательная деятельность

Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, интегрированные, игровые, учебно – тренировочные, контрольно - диагностические);

Подвижные игры на прогулке, во второй половине дня;

физминутки; пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки;

Музыкально – ритмические движения; танцы; игры имитационного характера, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.

Чтение лит. произведений, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов видах спорта, олимпийских играх, спортсменах. Изобразительная деятельность на тему спорта, физкультуры. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр.

Беседы о правилах безопасного поведения во время спортивных и подвижных игр.

Физкультурные праздники, развлечения, досуги. Спартакиады, Малые олимпийские игры. Туристические походы.

Контрольно-диагностическая деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика, беседы о пользе физических упражнений, занятий спортом. Ситуативное общение во время физической активности.

Двигательная активность:

- в утренний прием

- в период подготовки к образовательной деятельности

- на прогулке

- в ходе закаливающих процедур

- во второй половине дня.

Ситуативное общение во время двигательной активности (называние упражнений, проговаривание действий, поощрение речевой активности детей), обсуждение пользы закаливания и занятия физкультурой.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность – подвижные игры, спортивные игры – катание на санках, лыжах, городки,элементы баскетбола, футбола, хоккея, бадминтон, настольный теннис.

Катание на самокате и двухколесном велосипеде.

Самостоятельные игры мячами, скакалками, обручами;

Кольцеброс, дартс и др.

Сюжетно – ролевые игры, игры-драматизации, музыкально двигательные импровизации.

Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов видах спорта, олимпийских играх, спортсменах. Изобразительная деятельность на тему спорта, физкультуры. Изготовление атрибутов для спортивных и подвижных игр.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование, родительские собрания, консультации, семинары. Оформление информационных стендов, памяток.

Привлечение родителей к организации предметной среды, участию в досугах, развлечениях, праздниках, походах, спартакиадах.

3.3. Модель образовательного процесса

Время

Содержание работы.

Формы работы с детьми, осуществляемые в данное время

Утро

Игра, Ситуативный разговор

Беседа, Рассказ, Чтение

Рассматривание,

Продуктивная деятельность

Театрализованная деятельность (инсценирование, драматизация, выразительное чтение)

Проблемная ситуация.

Дежурство, поручения.

Самостоятельная деятельность в уголках.

Задачи в соответствии с содержанием образовательных областей и их интеграцией.

Завтрак

Совместные действия взрослого и детей.

Поручения, дежурство.

Ситуации общения, ситуативные беседы. Ситуации морального выбора.

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ, формирование представлений о здоровье. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН, навыков безопасного поведения

Организованная образовательная деятельность

В соответствии с задачами работы образовательной области и с учетом интеграции образовательных областей

Подготовка к прогулке, прогулка

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Разнообразные виды деятельности – самостоятельной, совместной.

Задачи в соответствии с содержанием образовательных областей и их интеграцией

Подготовка к обеду,

Обед,

Подготовка ко сну

Совместные действия

Поручения, дежурства, Ситуативный разговор, ситуации общения, проблемные ситуации, ситуации морального выбора (необходимость помочь товарищу и пр.)

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ, Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН.

Оздоровительные мероприятия после сна

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна «Тропа здоровья».

Становление ценностного отношения к здоровью и жизни человека, формирование представлений о здоровье, основах ЗОЖ и правилах здоровьесберегающего поведения, накопление опыта ЗОЖ

Подготовка к полднику, полдник

Совместные действия,Поручения, дежурство.

Ситуации общения.

Выполнение процессов самообслуживания, отдельных видов ХБТ. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование КГН, навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.

Вечер

Игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская, подвижная, развивающая, театрализованная, хороводная, музыкальная и пр.)

Беседа, Рассказ, Чтение, Наблюдение, Рассматривание

Продуктивная деятельность, Театрализованная деятельность,

Конструирование, Ситуативные разговоры, Проектная деятельность, Проблемная ситуация, Экспериментирование,

Экскурсии, Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, Слушание музыки, Концерты-импровизации, Попевки , Музыкальные игры,

Двигательные, пластические, танцевальные этюды, Хороводные игры, Тематический досуг. Самостоятельная деятельность в уголках.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.