12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Затонская Марина Александровна749
Россия, Иркутская обл., п.Жигалово
Материал размещён в группе «Учителя физической культуры»

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»

5-9 класс

адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью,

вариант 1

Составитель: Затонская Марина Александровна,

учитель физической культуры



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 (приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014 года №1599), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Предмет «Физическая культура» является составной часть образовательной области «Физическая культура» обязательной части учебного плана и изучается на втором этапе обучения в 5-9 классах. Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета:

коррекция нарушений физического развития;

формирование двигательных умений и навыков;

развитие двигательных способностей в процессе обучения;

укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.


2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Учебный предмет формирует у обучающихся целостное представление о физической культуре, способность включаться в производительный труд. На уроках физической культуры активизируется двигательная реактивность, что способствует снятию эмоциональной напряженности обучающихся. Работа на уроке выстраивается с учетом уровня физического развития воспитанников, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Осуществляется формирование самостоятельности школьников при строгом контроле и помощи учителя.

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

обогащение чувственного опыта;

коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.


3. Место предмета в учебном плане

Учебный план отводит на изучение предмета «Физическая культура» в 5-9 классах по 3 часа в неделю, 102 часа в год.


4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП (вариант 1) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами по природоведению: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;

демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;

понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя);

выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация;

демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);

определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя);

выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности;

выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя);

участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;

применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры.

Достаточный уровень:

представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;

выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;

выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий;

планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела),

подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);

выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;

участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения;

объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений;

использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;

пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;

правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр.


5. Содержание учебного предмета


Гимнастика

Теоретические сведения.

Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

Практический материал:

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):

упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и паль­цев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.

Прокладка учебной лыжни; санитарно-ги­ги­е­ни­че­ские требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыж­ных ходов.

Практический материал.

Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двух­шажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Со­ве­р­ше­н­с­т­во­вание разных видов подъемов и спусков. Повороты.

Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.

Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.

Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».

Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.

Лыжная подготовка

Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.

Прокладка учебной лыжни; санитарно-ги­ги­е­ни­че­ские требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыж­ных ходов.

Практический материал.

Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двух­шажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Со­ве­р­ше­н­с­т­во­вание разных видов подъемов и спусков. Повороты.

Подвижные игры

Практический материал.

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.

Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.

Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила иг­ры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, пре­дупреждение травма­тизма при игре в волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

Футбол

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

​​​​​​​ 5 – 6 -7 классы


Раздел

Виды учебной деятельности

Количество часов

Легкая атлетика

Ходьба; бег; прыжки; метание.

23

Основы знаний

Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

2 2

Лыжная подготовка


Теоретические сведения. Прокладка учебной лыжни; санитарно-ги­ги­е­ни­че­ские требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыж­ных ходов.

Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двух­шажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Со­ве­р­ше­н­с­т­во­вание разных видов подъемов и спусков. Повороты

12

Гимнастика


Строевые упражнения; упражнения без предметов и с предметами

22

Подвижные и спортивные игры

Правила подвижных спортивных игр. Игры по правилам. Баскетбол, волейбол, футбол.

18\/25


В тематическом планировании могут произойти изменения и перестановка тем в разделах: легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные (подвижные) игры, в связи с неблагоприятными погодными условиями и морозными днями.


7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Спортивный зал для занятий, школьный стадион, лыжная трасса

Учебно-практическое оборудование:

Стенка гимнастическая;

Скамейки гимнастические;

Скакалки гимнастические;

Обручи гимнастические;

Маты гимнастические;

Коврики гимнастические;

Перекладина навесная;

Мячи набивные;

Мячи малые (теннисные);

Мячи волейбольные;

Мячи баскетбольные;

Мячи футбольные;

Рулетка измерительная;

Щиты с баскетбольными кольцами;

Стойки волейбольные;

Сетка волейбольная;

Футбольные ворота;

Лыжи;

Лыжные ботинки;

Лыжные палки;

Гантели;

Диски здоровья;

Шашки

Гранаты, 500 г

Гранаты, 700 г

Секундомер

Грабли.

Лопата штыковая.

Эстафетные палочки

Кегли

Мешочки

Флажки

Лассо

Велотренажер


8. Литература

1.Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.Я. Виленского. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В.И.Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3. Андреев С. Н. Играй в мини – футбол. – М., 1989.

4. Рабочие программы Физическая культура. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И.Ляха. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

5 Бутин И. М. Лыжный спорт. – М., 2000.

6. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: под ред. Воронковой В.В. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г.

7. Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей Лапта: Пособие для учителя физкультуры – М.: Школьная пресса, 2004

8. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – ( Стандарты второго поколения).

9. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1998 / под ред. Фатеева Л.П.

Приложение к рабочей программе по физической культуре


5-6 -7 классы (3 часа в неделю, всего 102 часа)

Тема урока

Количество часов


Основы знаний – 2часа

1

Правила безопасности при выполнении физических упражнений.

1


2-5кл

Человек занимается физкультурой

1


2-6кл

Основные части тела

1


Легкая атлетика-18часов

1

Ходьба



2

Ходьба

1


3

Ходьба

1


4

Ходьба

1


5

Бег

1


6

Бег

1


7

Бег

1


8

Бег

1


9

Бег

1


10

Бег

1


11

Метание

1


12

Метание

1


13

Метание

1


14

Метание

1


15

Прыжки

1


16

Прыжки

1


17

Прыжки

1


18

Прыжки

1


Гимнастика-22 часа


19

Строевые упражнения

1


20

Строевые упражнения

1


21

Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов

1


22

Упражнения на осанку

1


23

Дыхательные упражнения

1


24

Упражнения в расслаблении мышц

1


25

Основные положения движения головы, конечностей, туловища

1


26

Основные положения движения головы, конечностей, туловища

1


27

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами

1


28

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами

1


29

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами

1


30

Общеразвивающие и корригирующие упражнения на снарядах

1


31

Упражнения на гимнастической стенке

1


32

Акробатические упражнения

1


33

Акробатические упражнения

1


34

Акробатические упражнения

1


35

Простые и смешанные висы и упоры

1


36

Переноска груза и передача предметов;

1


37

Лазание и перелезание

1


38

Равновесие

1


39

Развитие координационных способностей

1


40

Развитие координационных способностей

1


Лыжная подготовка – 12 часов


41

Совершенствование двухшажного хода

1


42

Одновременный одношажный ход

1


43

Одновременный одношажный ход

1


44

Совершенствование торможения «плугом»

1


45

Совершенствование торможения «плугом»

1


46

Подъем «полуелочкой», «полулесенкой»

1


47

Подъем «полуелочкой», «полулесенкой»

1


48

Передвижение на лыжах

1


49

Передвижение на лыжах

1


50

Передвижение на лыжах

1


51

Передвижение на лыжах

1


52

Передвижение на лыжах

1


Спортивные игры – 25часов

Пионербол 10

53

Правила и обязанности игроков; техника игры в пионербол. Предупреждение травматизма

1


54

Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения вперед

1


55

Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения вперед

1


56

Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны

1


57

Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны

1


58

Верхняя передача двумя руками мяча на месте и после перемещения в стороны

1


59

Подача мяча и прием

1


60

Подача мяча и прием

1


61

Учебная игра в пионрбол

1


62

Учебная игра в пионрбол

1


Баскетбол-5часов

63

Основные правила в баскетбол

1


64

Ведение мяча с изменением направления

1


65

Остановка прыжком шагом после ведения мяча

1


66

Повороты на месте вперед, назад

1


67

Передача мяча на месте, в движении

1


Футбол (мини-футбол)-5 часов

68

Правила игры в футбол, мини- футбол

1


69

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы

1


70

Ведение по прямой с изменением направления и скорости

1


71

Удары по воротам. Комбинации из освоенных элементов

1


72

Игра по упрощенным правилам

1


Русская лапта -5 часов

73

Овладение техникой перебежек, остановок, поворотов, стоек

1


74

Освоение ударов по мячу и ловля мяча

1


75

Овладение техникой ударов по мячу

1



Освоение бросков и ловля мяча

1


76

Учебная игра

1


Подвижные игры -18часов

77

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


78

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


79

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


80

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


81

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


82

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


83

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


84

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


85

Игры с элементами общеразвивающих упражнений

1


86

Коррекционные игры

1


87

Коррекционные игры

1


89

Коррекционные игры

1


90

Коррекционные игры

1


91

Коррекционные игры

1


92

Коррекционные игры

1


93

Коррекционные игры

1


94

Коррекционные игры

1


95

Коррекционные игры

1


Легкая атлетика-5ч


96

Ходьба. Бег

1


97

Бег. Прыжки

1


98

Прыжки. Метание

1


99

Бег.Мнтание

1


100

Прыжки.Бег

1





Опубликовано в группе «Учителя физической культуры»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.