12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Максименкова Тамара Николаевна85 Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»
(ГБПОУ ПК № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А. ЗЛОБИНА)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ЕН.02 ФИЗИКА
по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
Москва, 2023г.
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательных, гуманитарных, естественнонаучных учебных дисциплин, физического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности
| Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств
|
Разработчик:
Т.Н.Максименкова, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ ПК № 50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина.
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02 Физика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств.
В рабочей программе учебной дисциплины проведен отбор дидактических единиц и программа может быть адаптирована для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих, позднооглохших; с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане ППССЗ:
Учебная дисциплина ЕН 02 Физика входит в математический и общий естественно - научный цикл в соответствии с техническим профилем профессионального образования
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1 - применять физические законы для решения практических задач;
У 2 - делать выводы на основе экспериментальных данных;
У 3 - применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;
У 4 - приводить примеры практического использования физических знаний;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З 1- смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
З 2 - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики;
З 3 - основные физические процессы и явления;
З 4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
З 5 - важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии;
З 6 - способы и методы сбора, анализа и систематизации данных посредством информационных технологий
Содержание учебной общеобразовательной дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Процесс изучения учебной общеобразовательной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общих компетенций, включаюших в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося: 104 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 104 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 02 Физика
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 104 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: |
|
практические занятия | 22 |
лабораторные занятия | 22 |
контрольная работа (III семестр) | 1 |
Промежуточная аттестация в форме зачет (IV семестр)
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 5 |
Раздел 1 Физические основы механики | 10 |
| |
Тема 1.1 Кинематика. Динамика. Законы сохранения | Содержание учебного материала | 10 | 3 |
Система СИ. Погрешности измерения. Основные понятия и законы движения механики. Механические колебания и волны. Элементы теории гравитационного поля. Энергия: кинетическая и потенциальная. Работа. Законы сохранения. | 6 | ||
Практическое занятие №1 «Решение задач на законы движения механики». | 2 | ||
Лабораторное занятие №1 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | 2 | ||
Раздел 2 Основы электромагнетизма | 26 |
| |
Тема 2.1 Электрическое поле
| Содержание учебного материала | 6 | |
Электрическое поле. Напряженность и потенциал. Принцип суперпозиции. Графическое представление об электрическом поле. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсатор. Типы конденсатов. Конденсаторные цепи. | 4 | 3 | |
Лабораторное занятие №2 «Определение электрической емкости конденсаторов». | 2 | ||
Тема 2.2 Законы постоянного тока. | Содержание учебного материала | 10 |
|
Постоянный ток в различных средах. Законы Ома для участка и полной цепи. |
2 | 3 | |
Практическое занятие №2 «Решение задач на законы Ома». | 4 | ||
Лабораторное занятие №3 «Определение сопротивления амперметра». | 2 | ||
| Лабораторное занятие №4 «Определение сопротивления вольтметра». | 2 |
| Содержание учебного материала | 10 |
|
Тема 2.3 Магнитное поле. Электромагнитная индукция
| Общая характеристика магнитного поля. Магнитные вещества. Связь между электрическим и магнитным полем. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Индуктивность. Самоиндукция. | 4 | 3 |
Практическое занятие №3 Решение задач по теме: «Силы в магнитном поле. Энергия магнитного поля». | 4 | ||
| Практическое занятие №4 Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». | 2 | |
Раздел 3 Основы физики колебаний и волн | 36 |
| |
Тема 3.1 Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала | 10 | |
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Колебательный контур Электромагнитные волны, их физическая природа. Практическое использование электромагнитных волн. Особенности распространения электромагнитных волн в пространстве. Физические основы радиопередачи и радиоприема. | 6 | 3 | |
Практическое занятие №5 Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания и волны» | 2 | ||
Практическое занятие №6 «Принцип радиосвязи». | 2 | ||
Тема 3.2 Переменный электрический ток. | Содержание учебного материала | 12 |
|
Переменный электрический ток. Активное, индуктивное и емкостное сопротивления в цепи переменного тока. | 4 | 3 | |
Лабораторное занятие №5 Знакомство с осциллографом и определение параметров переменного тока по его осциллограмме». | 4 | ||
Лабораторное занятие №6 Изучение роли активного, индуктивного и емкостного сопротивлений в цепи переменного тока». | 4 | ||
Тема 3.3 Световые волны | Содержание учебного материала | 8 |
|
Электромагнитная природа света. Распространение света. Полное отражение света. Волоконно-оптические линии связи. | 4 | 3 | |
Лабораторные занятия №7 Изучение законов преломления света. | 4 | ||
| Контрольная работа | 1 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | |
| Итого в 3 семестре | 68 |
|
Тема 3.4 Волновые свойства света | Содержание учебного материала. | 4 | |
Дифракция, интерференция, дисперсия света. Спектры. | 2 | 3 | |
| Лабораторное занятие №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | 2 |
Раздел 4 Оптические явления. Элементы квантовой физики атомов и молекул. | 30 |
| |
Тема 4.1 Волновые и квантовые свойства света
| Содержание учебного материала. | 10 | |
Свет как волна. Элементы геометрической и электронной оптики. Поляризованный свет. Световоды. Передача информационно-световых сигналов по световодам. Фотоэлектрический эффект. Квантовый генератор (лазер), устройство и принцип действия. | 8 | 3 | |
Практическое занятие №7 Решение задач по теме «Фотоэффект». | 2 | ||
Тема4.2 Атомная физика | Содержание учебного материала | 10 |
|
Планетарная модель атома. Квантовая природа излучения и поглощения света. Постулаты Бора. Спектральный анализ. Оптические квантовые генераторы. Принципы работы современных лазерных устройств. | 8 | 3 | |
Практическое занятие №8 Решение задач по теме «Физика атома». | 2 |
Тема 4.3 Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | 8 |
|
Радиоактивность. Ядерный реактор. Его устройство и применения. Термоядерный синтез. Эволюция Вселенной | 6 | 3 | |
Практическое занятие №9 Решение задач по теме «Физика атомного ядра» | 2 | ||
Тема 4.4 Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии | Содержание учебного материала | 2 |
|
Научно – технический прогресс, роль физики в его развитии. Использование основных положений и законов физики применительно к будущей специальности студентов. | 2 | 2 | |
| Зачет | 2 |
|
Итого в 4 семестре | 36 | ||
Всего | 104 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в кабинете физики.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических и лабораторных работ).
комплекты учебно-лабораторного оборудования, позволяющего проводить работы по разделам «механика», «электричество и магнетизм», «электромагнитные колебания и волны», «оптика»;
Технические средства обучения:
- ноутбук;
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
телевизор;
видеоплеер.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей : учебник для студентов учреждений сред. Проф. образования / А.В.Фирсов ; под ред. Т.И. Трофимовой.-3-е изд.,стер.-М.: Издательский центр ―Академия‖, 2018.-352с.
Дополнительные источники:
1. В.Д.Дмитриева. Физика. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений/.-М, Высшая школа 2019г.
Интернет- ресурсы:
1. Яковлев, И.В. Физика [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Москва: МЦНМО, 2018. — 507 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/80121.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа
3. Студенческий портал по физике [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://
4. IPR BOOKS -
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Физика
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, практических и лабораторных занятий, контрольной работы, зачета, индивидуальных заданий. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых ОК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: |
|
|
У 1 - применять физические законы для решения практических задач; . | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, | оценка в рамках текущего контроля результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования; устного и письменного опросов; практических занятий; лабораторных занятий, контрольной работы по теме, зачета.
|
У 2 - делать выводы на основе экспериментальных данных;
| ОК01, ОК02, ОК03,ОК04, ОК06, ОК07 | |
У 3 - применять методы корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента; | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК09 | |
У 4 - приводить примеры практического использования физических знаний; | ОК01, ОК02, ОК04, ОК06, ОК07 | |
Усвоенные знания: |
|
|
З 1- смысл физических понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; | ОК02, ОК04, ОК05 | оценка в рамках текущего контроля результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования; устного и письменного опросов; практических занятий; лабораторных занятий, контрольной работы по теме, зачета. |
З 2 - фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, электричества и магнетизма, атомной физики; | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК07 | |
З 3 - основные физические процессы и явления; | ОК02, ОК04, ОК05 | |
З 4 - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; | ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09,ОК10 | |
З 5 - важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии; | ОК01, ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09,ОК11 | |
З 6 - способы и методы сбора, анализа и систематизации данных посредством информационных технологий | ОК02, ОК04, ОК05, ОК06, ОК07, ОК09, ОК11 |