12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиловская Юлия Сергеевна60
Россия, Вологодская обл., Вологда

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Страноведение

Разработала: Шиловская Юлия Сергеевна

2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности Туризм

Разработчик:

Шиловская Юлия Сергеевна, преподаватель БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов», преподаватель.

Пояснительная записка

Дисциплина Страноведение представляет собой дисциплину вариативной части и осваивается студентами в третьем учебном семестре.

Эта дисциплина имеет логические и методологические взаимодействия с географией, географией туризма и туристским регионоведением России.

Все эти дисциплины формируют схожие компетенции. Изучение программного материала дисциплины «Туристское регионоведение России» в сочетании и взаимодействии с вышеназванными курсами способствуют формированию у студентов знаний и умений, необходимых для социокультурной ориентации в обществе и мире.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные понятия и категории страноведения;

закономерности размещения основных природных и исторических туристских ресурсов;

особенности социально-экономических туристских ресурсов разных стран мира;6

состояние, динамику, достижения и перспективы развития современной

страноведческой школы для поиска новых управленческих решений в области туризма и рекреации;

методы экономико-географического анализа;

основные источники страноведческой информации;

план туристской характеристики страны.

уметь:

свободно ориентироваться по политическим и социально-экономическим картам;

использовать основные положения страноведения в профессиональной деятельности: давать туристскую характеристику отдельных регионов и стран;

устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристской индустрии;

проводить анализ и моделировать развитие туристских центров, регионов, в зависимости от уровня социально-экономического развития;

прогнозировать развитие туристской деятельности с учетом анализа социально- экономического развития конкретных стран и регионов мира.

владеть:

теоретическими основами страноведения;

навыками туристского анализа природных, социальных и экономических ресурсов;

методами оценки природно-ресурсного, культурно-исторического и социально- экономического потенциала для целей развития туризма;

умениями использования разнообразного картографического материала;

способностями выделять районы и страны, перспективные для развития туризма и рекреации

Цель дисциплины - дать представление студентам о туристических особенностях разных стран; рассмотреть факторы, средства и технологии современного туристического производства, естественные преимущества стран в производстве туристического продукта, дать развернутое социально - и экономико-географическое описание ведущих стран разных типов.

Основными задачами дисциплины являются, изучение экономико-географического положения стран; изучение народонаселения, обычаи как условие развития туризма; •изучение религиозных особенностей стран как фактор туристического производства.

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 81 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов (Предусмотрено 32 часа лекционных работ и 44 часа практических семинарских работ).

внеаудиторную самостоятельную работу студентов отводится 5 часов;

Основные виды учебной работы по дисциплине «Страноведение»: проблемные лекции, лекции, практические и семинарские занятия с применением ИКТ, лекция - дискуссия активные методы проведения занятий, занятия за круглым столом, обучение с широким использованием ситуационных задач.

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в учебном процессе должны широко использоваться активные и интерактивные формы проведения практических занятий в том числе: семинары в диалоговом режиме, дискуссии (в том числе - групповые), др.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации разработке и написании проектной работы) и индивидуальную работу студента с ПК и в сети INTERNET (разработка мультимедиа презентация проектной работы, отражающая основные аспекты проблемной темы, предварительно выбранную студентом), а также работу библиотеке.

Тематический план.

Наименование

разделов и тем

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самостоятельная

работа учащегося

всего

лекций

практические занятия

Первый семестр

30

16

14

0

Раздел 1. Формирование взглядов на страноведение как предмет изучения

 

2

0

0

Раздел 2. Туристические потоки статистика управления

 

2

0

0

Раздел3. Туристско-рекреационные районы - Зарубежной Европы

 

12

14

0

Тема 1. Общая характеристика Европы.

 

2

4

0

Тема 2. Туристическая характеристика Северной Европы

 

2

2

0

Тема 3. Туристическая характеристика западной Европы

 

2

2

0

Тема 4. Туристическая характеристика южной Европы и стран восточного Средиземноморья.

 

2

2

0

Тема 5. Центрально-восточная Европа (исключая страны СНГ и Балтии).

 

2

2

0

Тема 6. Страны СНГ и Балтии.

 

2

2

0

Второй семестр

42

20

22

5

Раздел 4.Туристско-рекреационные районы Америки

 

4

6

0

Тема 7. Общая характеристика Америки. Северная Америка.

 

2

4

0

Тема 8. Центральная и южная Америка. Карибский регион

 

2

2

0

Раздел 5. Туристско-рекреационные районы Азии.

 

6

8

0

Тема 9. Общая туристическая характеристика Азии и Тихоокеанского региона. Северо-восточная Азия.

 

2

4

0

Тема 10. Туристическая характеристика южной Азии.

 

2

2

0

Тема 11. Туристическая характеристика юго-восточной Азии и Океании.

 

2

2

0

Раздел 6 Туристско-рекреационные районы Африки

 

4

8

0

Тема 12. Туристическая характеристика Африки

 

2

4

0

Тема 13. Туристическая характеристика ближнего и среднего Востока

 

2

2

0

Тема 7 Защита проектов особенностей того или иного вида туризма на примере одного из туристских регионов России

 

4

2

5

Зачёт

 

2

0

0

Всего

72

36

36

5

2.1. Содержание дисциплины

Раздел 1. Формирование взглядов на страноведение как предмет изучения.

История развития страноведения, предмет и задачи курса. Параметры страноведческой характеристики.

Раздел 2. Туристские потоки: статистика, управление.

Статистика международных туристских потоков. Туристско-рекреационные районы (иерархия и типология). Туристские формальности (виды, особенности). Международные туристские организации.

Раздел 3. Туристско-рекреационные районы - Зарубежной Европы.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Физико-географические особенности: мозаичность строения территории, приморское положение большинства стран, физико-географическое районирование. Политическая карта. Межнациональные отношения. Зарубежная Европа - центр мировой экономики, ЕС, ЕАСТ. Предпосылки и факторы Европейского туристского бума. Рекреационное районирование зарубежной Европы. Страноведческая характеристика отдельных стран Зарубежной Европы.

Практическая работа 1

Тема: Общая характеристика Европы

Раздел 4. Туристско-рекреационные районы Америки.

Общая характеристика Америки. Рельеф, климат, внутренние воды, растительность и животный мир; физико-географическое районирование. Особенности экономики стран. Особенности туристско-рекреационного потенциала Латинской Америки. Страноведческая характеристика США. Факторы развития туризма. Система охраняемых территорий в США национальные парки, национальные памятники, резерваты; исторические парки, национальные военные парки, национальное поле битвы, национальные мемориалы; национальные зоны отдыха. Страноведческая характеристика Мексики. Характеристика Карибского туристского региона (особенности островного отдыха).

Раздел 5. Туристско-рекреационные районы Азии.

Физико-географическое районирование региона. Рельеф, климат, воды, растительность и животный мир. Своеобразие природных ландшафтов региона. Экономико-географическое районирование региона. Характеристика туристских регионов Азии. Страноведческая характеристика отдельных стран Азии. Раздел 6. Туристско-рекреационные районы Африки.

Туристские регионы Африки: Северная, Африка южнее Сахары (Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка). Природные и экономические особенности регионов. Национальные парки и заповедники Африки. Страноведческая характеристика отдельных стран Африки.

Раздел 7. Защита презентаций особенности стран (ярких представителей) макрорегионов туристского страноведения, способствующие развитию туризма.

Темы презентационных работ

Религии стран Европы

Культура стран Европы

Архитектура стран Европы

Особенности кухни стран Европы

Религии стран Северной Америки

Культура стран Северной Америки

Архитектура стран Северной Америки

Особенности кухни стран Северной Америки

Религии стран Южной Америки

Культура стран Южной Америки

Архитектура стран Южной Америки

Особенности кухни стран Южной Америки

Религии стран Азии

Культура стран Азии

Архитектура стран Азии

Особенности кухни стран Азии

Религии стран Африки

Культура стран Африки

Архитектура стран Африки

Особенности кухни стран Африки

Основным оценочным средством текущего контроля успеваемости является трёхуровневый контроль.

Первый уровень контроля оформление практических работ контурных карт, ответы на семинарских занятиях.

Второй уровень контроля включает тестовые задания по вариантам.

К третьему уровню контроля подготавливается проектная работа и мультимедиа-презентация, отражающая основные аспекты проблемной темы, предварительно выбранной студентом.

Зачёт ставится по итогам трёх уровней контроля.

Структура мультимедиа презентации (демонстрация мультимедиа сопровождается устным выступлением студента)

Цели и задачи проекта

Основные разделы (план)

Каждый раздел включает: терминология, краткое изложение проблематики, фотоматериалы, таблицы, схемы и пр.

Вывод

Список использованной литературы и электронных источников

В зачёт так же входит - активность на занятиях (семинарах), посещаемость лекций, подготовка заданий по семинарам и по СРС. Написание итогового теста в рамках зачета.

Примерные тестовые задания

Тест 1

1. Материк - это

2. Часть света это

3. Отметьте страны Северной Европы

а) Италия; б) Великобритания; в) Швеция; г) Венгрия.

4. Перечислите основные районы развития озерного туризма в Европе.

5. Отметьте страны Южной Европы.

а) Словения; б) Словакия; в) Швеция; г) Люксембург.

6. Перечислите основные районы развития горного туризма в Европе. 1.

7. Отметьте страны Западной Европы.

а) Бельгия; б) Франция; в) Румыния; г) Швейцария.

8. Перечислите основные районы развития пляжно-купального туризма в Европе.

9. Отметьте страны Центрально-Восточной Европы.

а) Черногория; б) Словакия; в) Австрия; г) Казахстан.

10. Сколько субрегионов входит в состав Европы по версии UNWTO?

а) 4; б) 2; в) 3; г) 5.

11. Отметьте страны Восточного Средиземноморья:

а) Израиль; б) Кипр; в) Италия; г) Португалия.

Тест 2

1. Назовите страны, входящие в состав туристического субрегиона Северная Европа, и их столицы.

2. Назовите географические объекты, в пределах которых расположе­ны государства, входящие в туристический субрегион Северная Европа.

3. Под туристическим центром впишите название макрорайона.

Оксфорд

Стокгольм

Лиллехаммер

Кентербери

       

Копенгаген

Рейкьявик

Лахти

Осло

       

Бат

Оберстдорф

Нордкап

Хельсинки

       

Даларна

Зеландия

Тронхейм

Ярмут

       

4. Отметьте отрасли специализации стран Скандинавского макро­района Северной Европы:

а) религиозный; б) экологический;

в) познавательный; г) деловой.

5. Отметьте отрасли специализации стран Британского макро­района Северной Европы:

а) религиозный; б) экологический;

в) познавательный; г) обучающий.

6. Отметьте отрасли специализации Дании (п-ов Ютландия): а) религиозный и паломнический; б) экологический; в) познавательный; г) деловой.

Тест3

1. Назовите страны, входящие в состав туристического субрегиона Западная Европа.

2. Назовите географические объекты, в пределах которых расположе­ны государства, входящие в туристический субрегион Западная Европа

 

3. Под туристическим центром впишите название макрорайона.

 

 

Амстердам

Шамони

Лурд

Вена

       

Биарриц

Гармиш-Партенкирхен

Трир

Невшательское озеро

       

Кельн

Кицбюэль

Мост Альберта

Страсбург

       

Давос

Иль-де-Франс

Бретань

Лазурный берег

       

4. Отметьте отрасли специализации стран Французского макро­района Западной Европы;

а) религиозный и паломнический; б) экологический; в) познавательный; г) пляжно-купальный.

5. Отметьте отрасли специализации стран Альпийского макро­района Западной Европы:

а) религиозный и паломнический; б) деловой;

в) различные формы активного отдыха; г) пляжно-купальный.

6. Отметьте отрасли специализации макрорайона Германия и Бе­нилюкс Западной Европы:

а) деловой;

б) экологический;

в) различные формы активного отдыха;

г) пляжно-купальный;

д) познавательный;

е) религиозный и паломнический;

ж) туризм с целью отдыха и развлечений;

з) лечебно-оздоровительный.

Литература

а). Основная

1. География международного туризма: пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 1. Туристическое страноведение / Д. А. Бессараб, Л. В. Штефан. — Минск: ТетраСистемс, 2013. — 144 с. — (Геогра­фия путешествий и туризма).

а). Дополнительная

1. Хамадеева, З.А. Туристско-географическая номенклатура: учебное пособие / З.А. Хамадеева, Н.Э. Хайретдинова, Л.Д. Матвеева; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный университет экономики и сервиса». - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013. - 112 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-88469-582-5; [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272491 .

2. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран : учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / Е.Н. сапожникова - 2-е изд., стер. - М.: Мздательский цент «Академя», 2008 - 195с.

3. Страноведение: учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис» ) - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009 - 256 с.

4. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов / Д. В. Севастьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 256 с.

5. Страноведение: учебное пособие. (Серия « туризм и сервис»)- м.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. - 256 с.

6. Стандартизация и сертификация в туризме: Учебник / Л.В. Баумгартен. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009 - 352с.

в) Электронные и Интернет ресурсы

http://tourlib.net/ - Всё о туризме. Туристическая библиотека

http://www.studfails.ru – Файловый архив для студентов. Все предметы. Все вузы

http:// www.givc.ru - ГИВЦ Минкультуры

http://www.icom.org - Международный совет музеев ICOM

http://www.wttc.org - официальный сайт Всемирного совета по путешествиям и туризму.

http://www.world-tourism.org - официальный сайт Всемирной туристской организации. World Tourism Organization UNWTO

http://www.unesco.org - официальный сайт ЮНЕСКО

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.