12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Помыкина С.М.173 Россия, Воронежская обл., Лиски |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики отрасли и предприятия»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР
ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»
_____________ И.М.Гайдай
«____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики отрасли и предприятия
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам
и автоматике
Лиски 2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы экономики отрасли и предприятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Разработчик: Помыкина С.М.
Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Рабочая программа рассмотрена на заседании ЦМК_________________________________________________________________________
Протокол № ______ от «_____» ________________ 20 ____ г.
Председатель ЦМК ____________________ Литовская С.Н.
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 4 |
2. результаты освоения учебной дисциплины | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины | 8 |
4. условия реализации учебной дисциплины 5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины | 13 |
Приложение 1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 15 |
Приложение 2. ЛИСТ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Приложение 3. применение интерактивных форм обучения | 16
17 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики отрасли и предприятия
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 682.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
1.В дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования.
2. В дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
1. Определять организационно-правовые формы организации.
2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию.
3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.
4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации.
5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей.
2. Основные принципы построения экономической системы организации.
3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами.
4. Методы оценки эффективности их использования.
5. Организацию производственного и технологического процессов.
6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. Показатели их эффективного использования.
7. Способы экономии ресурсов.
8. Механизмы ценообразования.
9. Формы оплаты труда.
10. Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения учебной дисциплины является формирования профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Распределение объема учебной дисциплины и видов учебной работы по семестрам
Вид учебной работы | Объем часов | ||
всего | 4 семестр | 5 семестр | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 | 35 | 25 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 | 23 | 17 |
в том числе: |
|
|
|
теоретические занятия | 40 | 23 | 17 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 | 12 | 8 |
в том числе: |
|
|
|
Подготовка сообщения | 8 |
|
|
Подготовка доклада | 8 |
|
|
Подготовка реферата | 4 |
|
|
Итоговая аттестация в форме
| 4ч контрольной работы
| 5ч экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторных работ и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| ||
Раздел 1 | Организация (предприятие) в условиях рынка |
|
|
| ||
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономики | Содержание учебного материала: |
|
| |||
1. | Понятие, уровни, методы науки. Ученые экономисты. Сущность организации как основного звена экономики отраслей. Основные принципы построения экономической системы организации. Организационно-правовые формы хозяйствования, их характеристика и принципы функционирования. | 4 | 1-2 |
| ||
Тема 1.2. Предприятие-объект и материальная база предпринимательства | Содержание учебного материала: |
|
|
| ||
1. | Понятие предпринимательства, его виды и сущность. Субъекты предпринимательской деятельности. Роль и организация хозяйствующего субъекта в рыночной экономике. Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства. Современные формы сельскохозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы деятельности предприятий. | 4 | 1-2 |
| ||
Тема 1.3. Производственная структура организации | Содержание учебного материала: |
|
|
| ||
1. | Производственная структура организации, ее элементы. Совершенствование производственной структуры организации в современных условиях. Организация производственного и технологического процесса. | 4 | 1-2 |
| ||
Самостоятельная работа: | 5 | 3 |
| |||
Подготовка доклада: «Виды производственных структур предприятия». |
|
| ||||
Подготовка реферата на тему: «Организационно-правовые формы хозяйствования». |
|
| ||||
Раздел 2. | Основные технико-экономические показатели деятельности организации. | 17 |
| |||
Тема 2.1. Издержки производства и реализация продукции по статьям и элементам затратам | Содержание учебного материала: |
|
| |||
1. | Понятие состава издержек производства обращения. Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации | 4 | 1-2 |
| ||
Тема 2.2. Ценообразование | Содержание учебного материала: |
|
|
| ||
1. | Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цен, этапы процессов ценообразования. | 4 | 1-2 |
| ||
Тема 2.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала: |
|
|
| ||
1. | Прибыль организации-основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы влияющие на величину прибыли. Показатели рентабельности. Распределение и использование прибыли. | 2 | 1-2 |
| ||
2. | Экономическая эффективность организации и методика ее расчета. Экономическая эффективность отдельных мероприятий и методика их расчета. Показатели ожидаемой и плановой эффективности внедрения новой техники, методика их расчета | 2 | 1-2 |
| ||
Самостоятельная работа | 5 | 3 |
| |||
Написание реферата: «Издержки производства и реализация продукции по статьям и элементам затрат». |
|
| ||||
Подготовка доклада на тему: «Ценообразование» |
|
| ||||
Подготовка сообщения на тему: «Издержки производства» |
|
| ||||
Раздел 3. | Материально-техническая база организации |
|
| |||
Тема.3.1. Основные средства | Содержание учебного материала: |
| ||||
1. | Понятие основных средств, их сущность и значение. Классификация элементов основных средств и их структура. Оценка, износ и амортизация основных средств. Принципы и методы управления основными средствами. | 4 | 1-2 |
| ||
Тема 3.2. Оборотные средства | Содержание учебного материала: |
|
|
| ||
1. | Понятие оборотных средств. Состав и структура. Принципы и методы управления оборотными средствами. Определение потребности в оборотных средствах. Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии | 4 | 1-2 |
| ||
| ||||||
| ||||||
Тема 3.3. Технико-экономические показатели | Содержание учебного материала: |
| 1-2
3
1-2 |
| ||
1. | Понятие о размещении и специализации сельскохозяйственного производства как формы общественного разделения труда. Валовая и товарная продукция как основные показатели специализации производства. Сущность экономической эффективности производства и ее основные показатели | 4 |
| |||
Самостоятельная работа: | 5 |
| ||||
Написание реферата на тему: «Оборотные фонды предприятия» |
|
| ||||
Написание доклада: «Финансовые ресурсы организации» |
|
| ||||
Подготовка сообщения на тему: «Основные средства предприятия» |
|
| ||||
Раздел 4. | Кадры предприятия и оплата труда |
|
| |||
Тема 4.1. Кадры предприятия и производительность труда | Содержание учебного материала: |
|
| |||
1. | Понятие трудовых ресурсов организации. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами. Производительность труда, методы и показатели ее измерения. | 4 |
| |||
Самостоятельная работа: | 5 | 3 |
| |||
Подготовка сообщения на тему: «Оплата труда». |
|
| ||||
Подготовка доклада на тему: «Кадры предприятия и производительность труда». |
|
| ||||
Индивидуальное задание по расчету показателей |
|
|
| |||
Всего: | 60 |
| ||||
|
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика отрасли и организации»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: ноутбук с программным обеспечением.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли: - М.: Инфро – М, 2008. – 304 с.
2. Бакушева Н.И. Экономика организации. – М.: Академия, 2008, - 224 с.
3. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли. – М.: Вузовский учебник, 2009 – 359 с.
4. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). – М.: Инфро – М, 2008. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Экономика предприятия: учебник для вузов/под ред.проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандара В.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 718 с.
2. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: краткий курс. Учебное пособие для студентов Вузов и средних специальных заведений. М., 2009.
3. Муравьева Т.В. Экономика фирмы: учебное пособие для студентов СПО, 2007. – 400с.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации | Решение ситуационных задач Тестирование Контрольная работа |
находить и использовать необходимую экономическую информацию | |
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | |
Знания: Сущность организации как основного звена экономики отраслей | |
Основные принципы построения экономической системы организации | |
Механизмы ценообразования, формы оплаты труда | |
Основные технико-экономические показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации |
Приложение 1
Лист изменений рабочей программы
Номер изменения | Номер протокола заседания ЦМК и дата | Страницы с изменениями | Перечень откорректированных пунктов | Подпись председателя ЦМК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Лист периодических проверок рабочей программы
Дата | Должностное лицо, проводившее проверку | Потребность в корректировке | Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений | ||
Ф.И.О. | должность | подпись | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|