12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1862
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
5

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы правовых и социально-экономических знаний»

t1713519179aa.png

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»












Рабочая программа учебной дисциплины

«Основы правовых и социально-экономических знаний»

адаптированная основная программа профессионального обучения

по профессии 13450 Маляр

для лиц с ограниченными возможностями здоровья

(с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования)










г. Югорск, 2023

ОДОБРЕНА

методическим объединением

социально-экономических дисциплин

Протокол № 1

от « 31» августа 2023г.


Председатель

Костоусова Е.Ю./___________/

Составлена на основе Профессионального стандарта «Маляр строительный» по профессии 13450 Маляр




Заместитель директора по учебной работе

_______________________ /_____________/






Разработчик:

Костоусова Елена Юрьевна, преподаватель, высшей квалификационной категории БУ «Югорский политехнический колледж»



СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

«Основы правовых и социально-экономических знаний» 7

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

3 условия реализации программы учебной дисциплины 13

4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы правовых и социально-экономических знаний» по профессии 13450 Маляр (адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья) составлена на основе:

Закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. От 29.11.2021г.);

Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

Конвенции о правах инвалидов;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.04.13 №292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1138н «Об утверждении профессионального стандарта «Маляр строительный»,

Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных ставок, ОК 016-94;

Методических рекомендаций по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) от 30.08.2022 № 12 ФГБОУ ДПО ИРПО.


Настоящая рабочая программа предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание обучения ориентировано на дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса с учетом личностных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности психофизического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на обучение по профессии 13450 «Маляр», проявляются в характеристике учебно-познавательной деятельности.

Интеллектуальная деятельность у лиц с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) имеет следующие специфические особенности: внимание неустойчивое, рассеянное переключаемость внимания плохая. Для данных обучающихся характерно нарушение памяти. Чтобы прочно усвоить тему, им необходимо многократное повторение. Темп умственной работоспособности замедленный, нарушена способность к обобщению, анализу, синтезу, установлению причины и следствия, связей и отношений. Восприятие и ощущения формируются замедленно и с большим количеством недостатков. Низок темп зрительного восприятия, такие обучающиеся не способны к действиям со сложной последовательностью выполнения, где элементы задания не регламентированы.

Нарушение абстрактного мышления – характерный признак умственной отсталости. В результате ограничения интеллектуальных возможностей обучающихся, теоретические предметы ими усваиваются труднее, а процессы практической деятельности относительно устойчивы и при оптимальной нагрузке компенсируют умственную недостаточность.

Обучающиеся не обдумывают своих действий, не предвидят результата, так как у них ослаблена регулирующая функция мышления. Они редко замечают свои ошибки, не умеют сопоставить свои мысли и действия. Большие затруднения представляют виды письменной деятельности под диктовку, им легче переписывать.

Вместе с тем, обучающиеся имеют устойчивый интерес к практической деятельности, что при оптимальной нагрузке компенсирует их умственную отсталость. Для облегчения освоения трудовых навыков им необходимо предоставить свободный темп работы, добиваясь автоматизации действий. При формировании практических навыков необходимо использовать наглядно-практический метод обучения. Словесная передача учебной информации является лишь дополнением к практическим и наглядным методам. В результате у обучающихся формируется трудовой стереотип, который способствует их успешному включению в трудовую деятельность.

Профессиональная подготовка как система и процесс овладения навыками конкретной профессии играет определенную роль в реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (с легкой умственной отсталостью), именно она создает основу для реализации принципа равных возможностей.




1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы правовых и социально-экономических знаний»

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной основной программы профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом «Маляр строительный», по профессии 13450 Маляр.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в ________________ цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Формирование содержания программы для обучающихся с нарушением интеллекта необходимо осуществлять с учетом психофизического состояния и речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Коррекционная направленность дисциплины связана с реализацией ряда условий:

создание оптимальных условий обучения;

исключение психотравмирующих факторов;

сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся;

развитие положительной мотивации к освоению программы;

индивидуальный подход к обучающимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работ;

насыщение учебного процесса активными формами деятельности;

обеспечение самостоятельного, творческого проявления обучающихся с ОВЗ в самообразовании.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 использовать нормы позитивного социального поведения;

У2 использовать свои права адекватно законодательству;

У3 обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

У4 анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

У5 составлять необходимые заявительные документы;

У6 составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;

У7 использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

У8 применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

У9 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

У10 грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1 правовые основы Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса, Семейного Кодекса, Налогового Кодекса РФ.

З2 экономические явления и процессы общественной жизни;

З3 структуру семейного бюджета и экономику семьи;

З4 роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

З5 виды платежных средств;

З6 страхование и его виды;

З7 виды налогов, налоговых льгот и налоговых вычетов;

З8 правовые нормы для защиты прав потребителей услуг;

З9 признаки и виды мошенничества в отношении физических лиц.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов,

























2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

30

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:


Лекции

30

в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено)

12

практические занятия (при наличии)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

Текущая и промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы правовых и социально-экономических знаний»

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (при наличии)

Объем часов

Сформированность умений и знаний


Введение

Содержание учебного материала


2


1. Основные понятия права и экономики. Роль и место социально-правовых и экономических знаний в жизни каждого человека.

Тема 1

Основы российского законодательства

Содержание учебного материала


2


У1,2,4,7

З1

2. Основные отрасли российского права. Правоотношения. Структура правоотношений. Виды субъектов права. Правонарушения. Юридическая ответственность.

Тема 2.

Основы гражданского и семейного законодательства

Содержание учебного материала


1

1




У1,2,4,7

З1, З3

3. Понятие гражданского права. Граждане как субъекты гражданского права. Право собственности. Формы и виды собственности. Практическая подготовка: Реализация прав собственности

4. Основы семейного законодательства. Брак, условия его заключения. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство

2


5.Право Наследования имущества.

Практическая подготовка: Работа с Семейным кодексом РФ: чтение и совместное обсуждение статей и гарантий закона. Решение ситуационных задач.

1

1


Тема 3.

Трудовой Кодекс Российской Федерации в части статей о трудовых правах инвалидов

Содержание учебного материала




У1-У7

З1,З2,З9


6. Источники трудового права. Порядок приема на работу, трудовая книжка, трудовой стаж.

Трудовой договор (контракт): понятие, виды. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Практическая подготовка: Составление резюме и других заявительных документов

1


1


7. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда инвалидов. Практическая подготовка: Алгоритм поиска работы. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию с потенциальным работодателем.

1

1


8. Меры поощрения. Заработная плата. Практическая подготовка: Расчет заработной платы.

2

Тема 4. Семейный бюджет

Содержание учебного материала



9. Семейный бюджет. Понятие «Потребительская корзина». Практическая подготовка: составление и распределение семейного бюджета. Расчет структуры расходов семьи

2

У7,У10

З8,З9

Тема 5. Личный финансовый план

Содержание учебного материала


2

У7

З6

10. Финансовый план. Финансовая цель и пути достижения цели


2 семестр



Тема 6. Деньги

Содержание учебного материала


1

1

У7,У8

З2, З4,З9

11. Понятие, виды и функции денег. Практическая подготовка: Решение экономических ситуаций

Тема 7.

Предметы потребления и средства производства

Содержание учебного материала


1



1

У7

З2

12. Субъекты и объекты рыночных отношений. Модель деловой активности. Основные проблемы экономики. Понятия экономические блага. Факторы производства и средства производства.

Практическая подготовка: Распределение средств производства и предметов потребления.

Тема 8 Бюджет


Содержание учебного материала


1

1

У1,У7,У8, У10

З2,З3,З7

13. Государственный бюджет. Налоги: сущность и виды. Практическая подготовка: Решение экономических ситуаций

Страхование

14. Сущность страхования. Виды страхования.

2


15. Дифференцированный зачет

2



ИТОГО


30


Практическая подготовка

12






3 условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: Экономики

Оборудование учебного кабинета:

нормативные документы (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы по дисциплине.

учебно-методический комплекс средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы

учебники, дидактические материалы, раздаточный материал в соответствии с образовательной программой

комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта

правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

Технические средства обучения:

Учебно-практическое оборудование

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц

Комплект инструментов для работы у доски

Технические средства

Экспозиционный экран (навесной)

Проектор

Компьютер с возможностью подключения к Internet.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)

Основные источники:

Бочарова, Т.А. Основы экономики и финансовой грамотности : учебно-методическое пособие / Т.А. Бочарова. — Барнаул : АлтГПУ, 2018. — 92 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [Электронный ресурс]:- https://e.lanbook.com/book/119526 (дата обращения: 09.09.2021).

Евстафьев,Д.С. Основы экономических знаний/ Д.С.Евстафьев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 190с.— (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-06600-5. — Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516025 (дата обращения: 25.08.2023).

Интернет-ресурсы:

Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации [Электронный ресурс]:- http:// www.akdi.ru





Содержание учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

Размещение на ЮПК ДО

1.

Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые)


электронный


2.

Комплект для промежуточной аттестации

8

бумажный


3.

Комплект для итоговой аттестации

15

бумажный


4.

Тренинговые учебно-тренировочные упражнения


бумажный


5.

Учебная программа

1

бумажный, электронный

размещена

6.

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумажный


7.

Методические указания по изучению курса

1

бумажный


8.

Комплект установочных или обзорных лекций

1

электронный




3.4 Специальные методы и приемы работы

Специальные условия для обучения лиц с нарушением интеллекта предполагают включение социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации.

Учебный процесс строится с учетом структуры и механизма нарушения.

На занятиях используют пошаговую инструкцию, алгоритмы действий, активизацию вербальных и невербальных средств общения.

При организации образовательного процесса создается рабочая зона в аудитории, формируются навыки ориентировки в микро и макропространстве.

Предусматривается зона отдыха, организуется четкий режим обучения.

Специальные учебно-методические материалы и информационное обеспечение для самостоятельной работы обучающегося с нарушением интеллекта предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям здоровья и удобных для восприятия информации данного обучающегося, а именно: в виде пошаговых инструкций, облегченных для восприятия, дозированной помощи преподавателя, использования специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так и компенсации индивидуальных недостатков развития.

3.5 Требования к психолого-педагогическому сопровождению

создание благоприятного психологического климата, толерантных и доброжелательных отношений;

исключение психотравмирующих факторов;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

создание оптимальных условий освоения образовательной программы;

развитие положительной мотивации к освоению программы;

создание условий для личностного развития обучающихся, их успешного овладения знаниями, умениями, навыками и социальной адаптации посредством коррекционно-развивающего обучения;

выбор адекватных средств и методов обучения в соответствии со структурой нарушения;

постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося, а также учет его физического состояния и здоровья.

3.6 Особенности реализации образовательного процесса

Адаптация содержания обучения к познавательным возможностям

обучающихся

организация процесса обучения в замедленном темпе;

адаптация дидактических материалов, учебных пособий;

систематичность и последовательность при обучении;

индивидуальный подход в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работ;

насыщение учебного процесса активными формами деятельности;

использование труда как средства коррекции;

организация систематического повторения в обучении;

последовательное включение обучающегося в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений;

использование специфических методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала: например, метод маленьких порций, при котором сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно, когда изучение сложных понятий расчленяется на несколько этапов, где каждый этап направлен на обучение определенной операции, а последний этап – на соединение отдельных операций в одно действие;

использование практико-ориентированного подхода;

обеспечение наглядности обучения, которая доведена «до полной очевидности»;

использование технологических карт для закрепления последовательности выполнения трудовых действий;

широкое использование памяток, алгоритмов, схем, технологических карт, определяющих последовательность операций;

постепенное приучение к последовательным устным и письменным ответам на вопросы, к выполнению заданий по плану;

использование игры как дидактического подхода к овладению знаниями;

применение практико-ориентированного подхода в обучении, связь полученных знаний в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях;

закрепление полученных умений и навыков в практической деятельности, в новых условиях, перенесенных в реальную жизнь;

соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности.

4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения учебных занятий, учебной и производственной практик (при наличии).

Возможно использование стимулирующей помощи:

наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

адаптирование инструкции: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

дополнение к письменной инструкции к заданию:

дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

адаптирование текста задания (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого);

упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.).

Может предоставляться дифференцированная помощь:

стимулирующая (одобрение, эмоциональная поддержка);

организующая (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки);

направляющая (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

Увеличивается время на выполнение заданий (при необходимости).

Возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения. Недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения


наблюдение и контроль за выполнением практических работ по теме,

наблюдение за поведением во время тренинга и др.

У1 использовать нормы позитивного социального поведения;

У2 использовать свои права адекватно законодательству;

У3 обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;

У4 анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

У5 составлять необходимые заявительные документы;

У6 составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;

У7 использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

У8 применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

У9 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

У10 грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина.

Знания

Пример:

беседа в ходе аудиторных занятий,

наблюдение и контроль за выполнением практических работ по теме,

тестирование и др.

З1 правовые основы Гражданского Кодекса, Трудового Кодекса, Семейного Кодекса, Налогового Кодекса РФ.

З2 экономические явления и процессы общественной жизни;

З3 структуру семейного бюджета и экономику семьи;

З4 роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;

З5 виды платежных средств;

З6 страхование и его виды;

З7 виды налогов, налоговых льгот и налоговых вычетов;

З8 правовые нормы для защиты прав потребителей услуг;

З9 признаки и виды мошенничества в отношении физических лиц.




Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.