Рабочая программа внеурочной деятельности «Читалочка» для 3 класса

1
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

[Введите текст]

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Читалочка» реализует социальное направление по внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Данная рабочая программа составлена на основе авторского курса Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой, преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ для учителей начальных классов.

Реализация внеурочной деятельности по социальному направлению – это обучение школьников бережному отношению к книге, начиная с раннего детства. В современных условиях компьютеризации проблема развития навыка обращения детей с книгой чрезвычайно важна в связи с резким снижением интереса детей к чтению. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором снижения интереса к чтению является неумение самих детей обращаться с книгой, незнание ими элементарных законов читательской компетенции, основных навыков сохранения ценностей русской литературы. Отсутствие личных приоритетов способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе увлечения телевизором, компьютером.

Актуальность программы:

Как никогда актуальной остаётся проблема привития интереса к чтению с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только ребёнок, умеющий ценить книгу, может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

За последние годы идёт тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением разнообразных неречевых функций, общей и мелкой моторики. Появилась тенденция к изменению мотивации образовательной деятельности детей, снизилась их творческая активность, недооценивается значение формирования связной речи грамматически и интонационно оформленной, дающей возможность речевого общения.

В связи с необходимостью максимально полного использования потенциала образовательных учреждений, повышению эффективности в работе по развитию навыка чтения была разработана программа «Читалочка».

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе педагогические средства наиболее действенны для детей младшего школьного возраста. При составлении программы учтены психолого-возрастные особенности детей данного возраста. Работа по формированию творческой личности посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов:

·  Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

·  Принцип целостности приобщения ребенка к познанию мира детской литературы (ребенок познает книгу – читая, наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

·  Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);

·  Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;

·  Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Читалочка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление интереса к чтению. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры чтения обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение литературоведческих понятий, так и практическую части – работа с книгой.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики).

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цели программы: развитие всех компонентов речи и литературно-творческих способностей детей, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй, развитие умения работать с книгой, всестороннее развитие личности ребёнка.

Задачи:

Учебно-познавательные:

·  практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;

·  восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;

·  обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов,

·  отработка навыков построения связного высказывания;

·  развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;

·  формирование пространственно-временных отношений;

·  формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;

·  развитие психологической базы речи.

·  выработка чётких координированных движений во взаимосвязью с речью;

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приёмы работы с произведениями, свободными продолжениями и переложениями.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена использованием в работе со сказкой методики ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Практические занятия по программе связаны с использованием оригинальных иллюстраций, схем, моделей, отражающих идею сказки, различных средств изобразительной деятельности.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 3 класса.

На реализацию курса «Читалочка» в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

70% содержания планирования направлено на активную деятельность обучающихся с книгой и развития навыка выразительного чтения. Остальное время распределено на всевозможные речевые упражнения, инсценировки, иллюстрирование.

Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы по произведениям и т.п.

Ценностные ориентиры:

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы читательского поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая детскую литературу, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную познавательную деятельность, формировать свой читательский кругозор.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

Научности.

Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

Занимательности.

Сознательности и активности.

Принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.

Патриотизма – индентификация себя с Россией, её литературой.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся позитивного отношения к книге, на воспитание силы воли, обретение друзей среди литературных героев и организацию досуга.

Обеспечение мотивации.

Быть начитанным – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Основные направления реализации программы:

-организация и проведение прослушивания и чтения самими детьми художественных произведений;

организация и проведение разнообразных мероприятий по различным литературным жанрам : сказкам, рассказам, стихам, считалкам, песенкам, басням и т.п.;

активное использование медиапространства;

проведение мероприятий, направленных на развитие навыка чтения;

организация

организация и проведение в классе мероприятий по привитию связной, грамотной речи ;

.

Формы занятий:

-       Беседа, рассказ учителя.

-       Слушание.

-       Различные виды чтения.

-       Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

-       Устный журнал, театрализация.

-       Лепка из пластилина.

-       Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

-       Конкурсы, викторины.

-       Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Алгоритм работы с новыми произведениями.

Знакомство с содержанием произведения.

Обмен впечатлениями.

Работа с непонятными словами, выражениями.

Самостоятельная работа с текстом.

Творческие задания.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня.

Место проведения – кабинет для внеурочных занятий. Занятия проходят по усмотрению учителя в библиотеке или в кабинете для внеурочной деятельности. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий.


 

Результатами практической деятельности по программе «Читалочка» можно считать следующие критерии:

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-      оценка достигнутого самим ребенком;

-      оценка законченной работы;

-      участие в выставках, играх и т.д.;

-      реализация творческих идей.

Формы подведения итогов работы:

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, инсценирование, а также выступления детей.

2.Планируемые результаты освоения программы.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся должны знать:

·  жанры произведений;

·  10-15 произведений детских классиков по выбору ученика;

Обучающиеся должны уметь:

·  эмоционально воспринимать средства художественной выразительности;

·  отличать жанры произведений от других видов;

·  находить черты сходства и различия в произведении данного жанра;

·  отвечать на вопросы;

·  сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

         В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

-      готовность и способность учащихся к саморазвитию;

-      внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-      ценностное отношение к миру детской литературы;

-      начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-      формирование мотивации дальнейшего изучения детских произведений.

     В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

-              обращаться за помощью;

-              задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-              договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-              формулировать собственное мнение и позицию;

-              предлагать помощь и сотрудничество;

-              определять общую цель и пути её достижения;

-              осуществлять взаимный контроль;

-              вести устный и письменный диалог;

-              координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

     Регулятивные УУД:

-              формулировать и удерживать учебную задачу;

-              ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-              составлять план и последовательность действий;

-              адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

-              адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-              выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-              различать способ и результат действия;

-              осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-              поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

-              сбор, обработка и передача информации;

-              анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

-              осуществлять рефлексию способов и условий действий;

-              контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-              построения рассуждения;

-              применение и представление информации;

-              осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

-              свободно работать с художественными книгами, словариками ;

-              устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями;

- пересказывать прочитанное;

- владеть навыками выразительного чтения

- познавательная мотивация, интерес к чтению

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к детской литературе. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта общеинтеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта работы с детской книгой, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; нравственного опыта посредством изучения произведений детской литературы.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по двум уровням.

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-      готовность восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

-    познавательная мотивация, интерес к чтению ;

-      ценностное отношение к миру детской литературы;

-      начальные навыки чтения;

-      формирование мотивации дальнейшего изучения детских произведений.

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- этические чувства на основе знакомства с детской литературой русского народа;

- уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- плавно, без ошибок, осмысленно читать художественный текст;

- проводить сравнение и классификацию объектов;

-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучащийся научится:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- плавному осмысленному чтению целыми словами вслух;

- выразительности чтения;

- понимать особенности  персонажей и характеризовать их.


 

3. Содержание курса

Повторение изученного во 2 классе.

Устная речь. Выразительная речь – это искусство. – 2ч.

«Инструменты» чтеца. – 2ч.

Интонация. – 2ч.

Выразительное чтение текста. – 4ч.

Задача текста. – 1ч.

Текст. – 2ч.

Повторение изученного во 2 классе о тексте. – 1ч.

Составление словаря вежливости и этикета. – 1ч.

Как строится текст. Грамматические паузы. – 1ч.

Тот же текст, да не совсем чтение текстов русских классиков – Толстой Л.Н., Мамин-Сибиряк Д.Н. и др. – 3ч.

Пересказ текста по обобщённым вопросам. - 1ч.

Восстановление текста с пропущенными словами. – 1ч.

Чтоб было всё понятно. – 1ч.

О чём рассказывает план. – 1ч.

Виды текстов. – 1ч.

Текст – Рассуждение. Самое беспокойное слово на свете. – 1ч.

Я думаю…мне кажется… - 1ч.

Сочини сказку! – 1ч.

Как увидеть то, чего не видим. – 1ч.

Сравни и опиши. – 1ч.

Увидел, услышал – рассказал. – 1ч.

Начать, продолжить, закончить. – 1ч.

Учимся выразительно читать художественные произведения. – 1ч.

Я – чтец! – 1ч.

Я – писатель и издатель собственной книги. – 1ч.

4. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Наименование тем

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

Приме-чание

 

план

факт

1-2

Повторение изученного во 2 классе.

Устная речь. Выразительная речь – это искусство

2

Говорить выразительно. Основной тон высказывания.

Игры, разыгрывание диалогов,

чтение стихов

Особенности стихотворной речи – рифма, ритм;

     

3-4

«Инструменты» чтеца

2

Голос, дыхание, дикция

     

5-6

Интонация

2

Сила голоса, тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение

     

7-8-9-10

Выразительное чтение текста

4

«Инструменты» чтеца, текст и задача чтения, интонация

     

11

Задача текста

1

Что такое текст, тема, основная мысль текста

     

12-13

Текст

2

Слова на одну тему, тематическая группа слов

     

14

Повторение изученного во 2 классе о тексте

1

Составление тематических словарей, исследование.

     

15

Составление словаря вежливости и этикета

1

Этикет, волшебные слова

Конкурс на самый большой словарь вежливости

     

16

Как строится текст.

Грамматические паузы.

1

Структура текста: зачин, начало, основная часть, концовка

Практические занятия, Определение частей текста, основной мысли текста. Паузы, связанные с грамматическим построением предложений.

     

17-18-19

Тот же текст, да не совсем чтение текстов русских классиков – Толстой Л.Н., Мамин-Сибиряк Д.Н. и др.

3

Чтение,

пересказ

Отработка навыкав чтения

     

20

Пересказ текста по обобщённым вопросам

1

Построение предложений в зависимости от контекста

Анализ пересказа

     

21

Восстановление текста с пропущенными словами

1

Точно употреблять слова в тексте, находить синонимы

       

22

Чтоб было всё понятно

1

Важные для понимания текста детали

Анализ пересказов, выделение главного и второстепенного.

     

23

О чём рассказывает план

1

План, оглавление. Пункты плана

Составление планов, редактирование текстов

     

24

Виды текстов

1

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

Исследование текстов разных типов

     

25

Текст – Рассуждение

Самое беспокойное слово на свете

1

Текст – рассуждение, почему и потому.

Наш «Клуб Почемучек»

Конкурс на лучший вопрос

     

26

Я думаю…мне кажется…

1

Объяснять, доказывать

Сказочная история про Почему и Потому

     

27

Сочини сказку!

1

Перевирание сказки

Конкурс вралей

     

28

Как увидеть то, чего не видим

1

Отбор признаков предмета, главное в описании,

Выделить, отличить, найти, сравнительное описание

Сравнительные описания

«Самый острый глаз в мире»

     

29

Сравни и опиши

1

Структура сравнитель-

ного описания

Игра «Типография»

     

30

Увидел, услышал - рассказал

1

Текст - рассказ

Письмо невыдуманного рассказа

     

31

Начать, продолжить, закончить

1

Составляющие рассказа

Упражнение «отгадай сказку».

     

32

Учимся выразительно читать художественные произведения

1

Ключевые слова, стержневые. Определение самых главных слов

Передаем голосом смысл читаемого

     

33

Я – чтец!

1

Упражнение в выразительном чтении текстов детских классиков

Выступления детей

     

34

Я – писатель и издатель собственной книги.

1

Подбор материала для написания книги

Выпуск самиздатовских книг

     
 

Итого:

34ч

         

5. Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Волшебная сила слов» - рабочая тетрадь по развитию речи, -М.: Просвещение, 2012.

Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1995.

Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1993.

Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1992.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.

Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1986.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.

Рассказы о русском языке. Минск, 1985.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. - М.: просвещение, 1988.


 

Печатные пособия

Детские книги русских и зарубежных классиков.

Абрамов А.В., Самойлова М.И. «Читалочка» - дидактическое пособие для учащихся общеобразовательных организаций, М:, Просвещение, 2014.

Никитина М. И., Красильникова О. А. Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие -СПб.: КАРО,'2006 - 256 с. - (Серия «Коррекционная педаго­гика»).

Информационно – коммуникационные средства

Видеофильмы по программе.

Технические средства обучения

  1. Компьютер, модем.

    Принтер.

    Фотоаппарат цифровой.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.