12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна60
0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

педсоветом школы

протокол №1 от 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО 

приказом директора школы

от 30.08.2022 г. № 128-О




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»







Составители: Довбня С.А.,

учитель начальных классов

Чугун Т.Е.,

учитель начальных классов












Кулунда 2022





Пояснительная записка

Программа «Что мы знаем про то, что нас окружает» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.

Программа основана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Задачи:

сформировать ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов;

сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия в отношении природы, осознанного выбора решения экологической проблемы, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

выработка у учащихся системы знаний – убеждений, дающие чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;

воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, способных стать инициативными защитниками окружающей среды.

Программа рассчитана на 165 учебных часов в режиме внеурочной деятельности в центре «Точка Роста» для учащихся 1 классов.

Содержание программы носит практико-ориентированный. Организация самостоятельной деятельности обучающихся достигается разнообразием форм, методов и приёмов. Программа имеет пять модулей: мой мир, осень, зима, весна, лето. Школьники знакомятся с сезонными изменениями в природе, с астрономическим и фенологическим календарями, с народными приметами и прогнозами. Программой предусмотрены наблюдения, исследования и практические работы, развивающие универсальные учебные действия.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»

Учащиеся

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

-приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры, ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст им ключ к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

-получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ- средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений и нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Ученик научится:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, в быту, в природной среде;

узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя лабораторное оборудование центра «Точка Роста».

следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели ( глобус, карту, план) для объяснения явлений и описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



Содержание курса внеурочной деятельности

«Что мы знаем про то, что нас окружает»

Раздел 1. Мой мир

Природа – наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы.

Раздел 2. Осень

Времена года. Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменение растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Осень в зоопарке. Деятельность человека осенью. Охрана природы.

Раздел 3. Зима.

Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лёд. Исследования образования льда и его свойств. Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Изготовление новогодних игрушек.

Раздел 4. Провожаем зиму.

Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма. Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой.

Раздел 5. Весна

Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения. Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной. Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков у традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства. Насекомые весной. Появление и превращение насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилёт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны. Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.

Раздел 6. Лето

Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. Ядовитые и дикорастущие растения. Наблюдение за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария. Оборудование и его значение. Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы.

Практикумы:

Рисование соками овощей и фруктов

Условия прорастания луковиц лука

Скорость прорастания луковиц лука

Получение отпечатков коры деревьев

Получение отпечатков листьев

Игра «Береги природу»

Как правильно засушить растения

Наблюдение за жизнью муравейника

Новогодние украшения из природных материалов

Почему почва не промерзает под снегом

Изготовление новогодних украшений (снежинки)

Исследование образования льда и его свойств

Фенологические наблюдения

Наблюдение за прорастанием семян фасоли

Наблюдение за появлением корней у черенков традесканции

Наблюдение за прилетом и пением птиц

Наблюдение за температурой воздуха летом

Наблюдение за цветением растений летом

Определение возраста сосны

Наблюдение за суточным ритмом одуванчика

Наблюдение за строительством паутины питанием паука

Экскурсии:

Природа вокруг меня

Осень в парке

Зима в парке

Природное сообщество



Тематическое планирование

Раздел1 Мой мир (23 ч.)


Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Электронно-образовательные ресурсы

Дата

1-2

Природа - наш дом

Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе.

2

https://education.yandex.ru/home/



3-4

Природа в моей жизни

Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи.

2

Учи.ру http://uchi.ru/


5-6

Моя роль в жизни природы

Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы.

2

https://www.3dgeography.co.

uk/




7-8

Что помогает мне познавать природу

Органы чувств. Их роль в познании природы.

2

https://www.3dgeography.co.


9-10

Как изучают природу.

Наблюдение. Эксперимент (опыт)

2

https://www.3dgeography.co.



11-12

Какое оборудование помогает проводить наблюдение, опыт

Измерение при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, линейка, термометр)

2

https://childdevelop.ru/



13-14

Экскурсия. Природа вокруг меня

Многообразие в природе. Форма и окраска листьев. Отпечатки коры деревьев.

2

https://childdevelop.ru/



15-18

Природа в творчестве

Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека.

4

Учи.ру http://uchi.ru/






19-21

Играем и повторяем

Природа в жизни человека: польза и вред природе.

3

https://chevostik.ru/




22-23

Выставка рисунков «Природа – наш дом»


2



Раздел 2. Осень (35ч.)


24-25

Времена года

Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека

2

https://chevostik.ru/



26-27

Осень пришла

Признаки осени. Наступление осени по фенологическому и астрономическому календарю

2

Учи.ру http://uchi.ru/



28-29

Растения осенью

Изменения растений осенью

2

https://chevostik.ru/



30-32

Осенние листья

Многообразие окраски осенних листьев.

3

Учи.ру http://uchi.ru/


33-35

Деревья осенью

Взаимосвязь растительного и животного мира

3

Учи.ру http://uchi.ru/


36-37

Грибы

Роль грибов в природе

2

Учи.ру http://uchi.ru/


38-39

Животные готовятся к зиме

Подготовка жилища. Запас корма. Смена окраски. Подготовка к подкормке животных зимой.

2

https://vsekakuzverei.com/



40-41

Насекомые осень.

Наблюдение за муравейником

2

https://vsekakuzverei.com/



42-43

Птицы осенью

Поведение птиц осенью

2

https://vsekakuzverei.com/



44-45

Звери осенью

Изменения окраски и поведения животных осенью

2

https://vsekakuzverei.com/



46-48

Экскурсия в осенний парк

Наблюдение за осенними наблюдениями

3

Учи.ру http://uchi.ru/


49-50

Осень в моей жизни

Деятельность человека осенью. Охрана природы

2

https://education.yandex.ru/home/



51-53

Играем и повторяем

Что важного и интересного я узнал об осени

3

https://education.yandex.ru/home/




54-55

Осень в объективе

Конкурс фотографий с осенними пейзажами родного села

2



56-58

Осень в творчестве

Выставка поделок из природных материалов

3



Раздел 3 Зима (25ч.)


59-61

Зима настала

Признаки зимы. Наступление зимы по фенологическому и астрономическому календарю

3

Учи.ру http://uchi.ru/


62-65

Снежинки

Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом

4

https://chevostik.ru/




66-68

Снег и лед

Исследование образования льда и его свойств

3

https://education.yandex.ru/home/



69-70

Растения зимой

Природа зимой

2

Учи.ру http://uchi.ru/



71-73

Экскурсия в зимний парк

Изучение следов животных

3

https://education.yandex.ru/home/



74-77

Я готовлюсь к Новому году

Изготовление новогодних игрушек

4

Учи.ру http://uchi.ru/


78-81

Зима в творчестве

Конкурс новогодних ёлок

4



82-83

Зима в объективе

Конкурс фотографий с зимними пейзажами родного села

2



Раздел 4 Провожаем зиму (16ч.)

84-86

Птицы зимой

Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма

3

Учи.ру http://uchi.ru/


87-89

Звери зимой

Как люди заботятся о зверях и рыбах в зимнее время

3

https://vsekakuzverei.com/



90-91

Зима в зоопарке

Особенности поведения животных в зоопарке зимой

2

Учи.ру http://uchi.ru/



92-94

Зима в моей жизни

Деятельность человека зимой. Охрана природы.

3

https://education.yandex.ru/home/



95-97

Играем и повторяем

Что важного и интересного я узнал о зиме

3

Учи.ру http://uchi.ru/


98-99

«Зимушка- зима»

Конкурс стихов о зиме

2

https://education.yandex.ru/home/



Раздел 5 Весна (40ч.)

100-103

Весна идет

Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения

4

https://education.yandex.ru/home/



104-107

Растения весной

Цветение. Опыление растений

4

Учи.ру http://uchi.ru/



108-110

Деревья весной

Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев

3

https://education.yandex.ru/home/



111-113

Первоцветы

Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы)

3

Учи.ру http://uchi.ru/


114-117

Как из семени вырастить растение

Выращивание рассады. Прорастание семян фасоли

4

https://education.yandex.ru/home/



118-121

Уход за растениями

Правила ухода за растениями. Наблюдение за появлением корней у черенков традесканции

4


http://uchi.ru/




122-123

Звери весной

Поведение животных весной. Появление потомства

2

https://vsekakuzverei.com/



124-125

Насекомые весной

Появление и превращение насекомых

2

https://vsekakuzverei.com/



126-127

Птицы весной

Прилет птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд.

2

https://vsekakuzverei.com/



128-129

Обитатели водоёма весной. Позвоночные

Поведение рыб и земноводных.

2

https://vsekakuzverei.com/



130-131

Обитатели водоёма весной. Беспозвоночные

Наблюдение за развитием личинки комара.

2

https://vsekakuzverei.com/



132-134

Экскурсия в парк весной

Краски, звуки и запахи весны

3

https://education.yandex.ru/home/



135-136

Весна в моей жизни

Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.

2

https://education.yandex.ru/home/



137-139

Я играю и повторяю

Что важного и интересного я узнал о весне

3

https://education.yandex.ru/home/



Раздел 6 Лето (26ч.)

140-141

На пороге лето

Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю

2

Учи.ру http://uchi.ru/


142-143

Растения летом

Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. Роль плодов и семян в жизни растений

2

https://education.yandex.ru/home/



144-145

Я изучаю жизнь растений

Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь.

2

Учи.ру http://uchi.ru/


146-147

Как собирают гербарий

Правила сбора, этикетирования и оформления гербария. Оборудование и его назначение

2

https://education.yandex.ru/home/



148-149

Я наблюдаю за птицами

Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птиц с её образом жизни

2

https://education.yandex.ru/home/



150-151

Животные летом

Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных

2

https://education.yandex.ru/home/



152-153

Природное сообщество. Экскурсия

Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания

2

Учи.ру http://uchi.ru/


154-155

Наука экология

Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы

2

Учи.ру http://uchi.ru/


156-157

Лето в моей жизни

Забота об урожае. Дары приролы2

2

https://education.yandex.ru/home/



158-159

Я играю и повторяю

Что важного и интересного я узнал о лете

2

Учи.ру http://uchi.ru/


160-161

Лето в объективе

Фотоконкурс

2



162-165

Резерв


4









Средства обучения и воспитания

Иллюстрированные определители растений, животных (птиц, зверей, насекомых), грибов Гербарий «Растительные сообщества»

Гербарная сетка с газетами или ботанический пресс

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»

Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы»

Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом)

Коробка для изучения насекомых с лупой

Таблицы съедобных и ядовитых грибов или их муляжи

Лупа

Термометры для измерения температуры воздуха, воды, медицинский термометр

Рулетка

Часы с секундной стрелкой или секундомер

Набор восковых мелков

Список дополнительной литературы

Для учителя

1. Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. — М.: ACT, 2015. — 94 с.: ил.

2. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочникопределитель. — М.: Вече, 2013. — 592 с.: ил.

3. Кайгородов Дм. Из царства пернатых: Популярные очерки из мира русских птиц. — CП6.: Политехника, 2006. — 320 с.:ил.

4. Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: Экскурсии в природу: Ки. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. — 159 с.: ил. — (Лабиринт).

5. Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. — М.: Издательство ACT, 2014. — 94 с.: ил.

6. Пескова И.М. Растения России. Определитель. — М.: Издательство ACT, 2015. — 94 с.: ил. — (Наглядный определитель).

7. Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. Более 100 моделей. М.: ACT-ПРЕСС, 2013. — 80c.: ил. (Школа творчества).

8. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.

Для обучающихся

1. Бианки В.В. Лесная газета. Любое издание

2. Бианки В.В. Рассказы и сказки. Любое издание

3. Гре О.Аппликации из листьев. — М.: ACT-Пpecc, 2015. — 32 с.: ил. (Хоббитека)

4.Каста С., Мосберг Б. Софи в мире грибов / Пер. со шведского И. Матыциной. — М.: Белая ворона, 2016. — 48 с.: ил.

5. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире деревьев / Пер. со шведского И. Матыциной. — М.: Белая ворона, 2015. — 48 с.: ил.

6. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире цветов/ Пер. со шведского И. Матыциной. — М.: Белая ворона, 2017. — 50 с.: ил.

7. Каста С., Мосберг Б. Софи в мире ягод / Пер. со шведского И. Матыциной. — М.: Белая ворона, 2017. — 50 с.: ил.

8. Каста С., Мосберг Б. Экспедиция Софи / Пер. со шведского И. Матыциной. — М.: Белая ворона, 2016. — 51 с.: ил.

9. Лагутенко О.И. Занимательное природоведение для младших школьников. — М.: 3AO «ОЛМА Медиа групп», 2011. — 240 с.: ил. (Серия «Библиотека начальной школы»).

10. Ларри Я.Л. Необыкновенные приключения Карика и Вали. — М.: Эксмо, 2017. — 320 с.: ил. (Золотое наследие) Или другое издание.

11. Лесли К.У. Ближе к природе. Книга натуралиста /пер. с англ. Ю. Корнилович, научи. ред. А. Савченко и др. — М.: МИФ, 2015. — 288 с.

12. Надеждина Н.А.: Как Витя с лесом поссорился: Повесть. — М.: ЭНАС — КНИГА, 2017. — 48 с. ил. (Любимые советские книжки).

13. Сладкoв Н.И. Сорочьи тараторки. Любое издание.

14. Сладкoв Н.И.Лесные сказки. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2012. — 96 с.: ил. (Книги — мои друзья).

15. Смирнoв А.В. Зачемёлке иголки? —М.: Издательство ACT, 2015. — 33 с.: ил. — (Почемучкины книжки).

16. Смирнoв А.В. Кто на яблоньку похож? — М.: Издательство ACT, 2015. — 45 с.: ил. — (Почемучкины книжки)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.