12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Елена Николаевна4143
Победитель конкурса "Учитель года - 2005" (г. Братск) Председатель экспертной комиссии "Тотального диктанта" в городе Братске
Россия, Иркутская обл., Братск
7

Рабочие листы для учащихся по родной русской литературе (за время дистанционного обучения)

01.04.2020. «Страшное слово – война…» (по рассказу А.Приставкина «Золотая рыбка»)

Чтение с остановками.

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. 

Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. 

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. 

Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели. 

И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками. 

И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум 

Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. - Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек. 

И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. 

Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: - Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? И Инна ответила: 

- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет… Теперь мы уследим.

2. Работа с текстом

А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти». Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?

В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1.Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2.Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3.Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4.Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.

Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?

Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?



Д/з:

напишите письмо от имени одной из девочек, в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.

















08.04.2020. «… жил, путешествовал, писал» (рабочий лист по рассказу В.Я.Ерошенко «Умирание ивы»)

1. Слово о писателе

Родина Василия Яковлевича Ерошенко слобода Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородской области). Он родился 12 января 1890 года и известен в нашей стране и за ее пределами как писатель, талантливый переводчик, просветитель. Трагично и счастливо сложилась его судьба. В четыре года, после болезни, Василий ослеп. Однако этот недуг не погасил стремления мальчика к знаниям. В девять лет он поступил в Московскую школу для незрячих. После ее окончания занимается эсперанто, а вскоре отправляется в Англию – для продолжения образования в Королевской школе для слепых.

В 1914 году Василий Яковлевич уезжает в Японию и некоторое время живет в этой стране: изучает язык, историю, обычаи, занимается литературной деятельностью, публикуя на японском языке статьи, сказки, рассказы. Преподает в университете города Токио, выступает с лекциями по вопросам движения эсперантистов. Затем отправляется в Таиланд, Индию, где изучает языки этих стран, собирает и обрабатывает образцы национального фольклора, работает в школах для слепых детей.

Но вернуться на родину ему удалось только в 1923 году, а до этого жил в Индии, Японии, Китае. Однако всюду, где бы он ни находился, Ерошенко вел деятельный образ жизни. В Японии вместе со своими старыми друзьями выступал на собраниях, митингах, печатался в журналах. В Китае он сблизился с известным писателем Лу Синем, преподавал эсперанто в Пекинском университете, вел литературную деятельность. Здесь им были написаны произведения: «На берегу», сказки «Сердце орла», «Тесная клетка», «Розовые облака», «Рассказы засохшего листа». Они проникнуты симпатией к китайскому народу. Ерошенко стал одним из первых русских, кто высказался за необходимость реформы китайской письменности.

После возвращения на родину В.Я. Ерошенко занимался переводами русской классики. Входя в совет Всероссийского общества слепых, он и здесь приносил большую пользу. В эти годы Ерошенко участвовал в работе международного конгресса эсперантистов в Нюрнберге, международного конгресса слепых в Вене. Был на Чукотке, а затем в Туркмении – для налаживания дела образования слепых. В городе Кушка он организовал первую в Туркмении школу незрячих, где и разработал туркменский словарь для слепых по Брайлю. Вернувшись в 1946 году в Москву, преподавал английский язык в Московской школе для слепых детей. Ерошенко знал множество языков: русский, украинский, эсперанто, английский, французский, немецкий, японский, китайский, таи, бирманский и другие.

Литературное наследие произведений В. Я. Ерошенко проникнуто любовью к людям, верой в торжество человечности, свободу и равенство, осуждение несправедливости и зла.

Вся жизнь писателя, публициста, каждое его движение, каждый шаг связан с людьми, помогает расширить знания о своих соотечественниках, внести и дополнить знания о жизни простого народа Японии и Китая. Большая любовь к людям, искренняя забота о их счастье, свободе, дружбе, – все, чему посвятил свою жизнь наш замечательный земляк – это сущность его произведений и никогда не будет забыто.

Свои последние дни Ерошенко доживал в родной Обуховке. Зная, что приговорен тяжелой болезнью в смерти, много работал. Умер Василий Яковлевич в 1952 году. Здесь же, на обуховском кладбище, его могила.

О Василии Яковлевиче Ерошенко можно писать и писать. Много сказано уже сейчас, но многие моменты его жизни ждут своих исследователей.

Чтение рассказа «Умирание ивы»

Весенний ветерок проносился по нашему саду. Он трогал вежливо деревья, завороженные сном. Он целовал нежно цветы в кадках, заколдованные морозной зимой, и взывал к ним:

Просыпайтесь! Весна идет!

И все деревья завороженные, и все цветы заколдованные вздыхали глубоко, вздыхали свободно. Только ива под моим окном продолжала дремать, печально склонившись долу...

Солнце весеннее, вселюбящее, всесогревающее, солнце светлое ласкало деревья, нежило цветы в нашем саду, восклицая:

Не страшитесь зимы жестокой — она прошла. Встречайте весну счастливую — она идет!

И все в нашем саду возрадовалось, и всё стало принаряжаться в роскошные весенние одежды. Только ива под моим окном не радовалась, не наряжалась для весеннего праздника. Печально горбилась она, склонившись нагими ветвями долу...

Прозрачно-розовое весеннее облачко, проплывая в высоком небе, приветствовало землю, приветствовало наш сад благодатным весенним дождем.

Наслаждайтесь жизнью! Ведь пришла прекрасная весна! — тараторили капли дождя благодатного, падая с облачка прозрачно-розового. И все пробудилось. И все воспело цветов ароматами гимн торжественный весне чудесной. Только ива под моим окном не пела гимнов возвышенных весне торжествующей. Молчала ива, склонившись ветвями нагими долу. Катились слезами жемчужными капли дождя благодатные. Плакала ива о чем-то...

Пришел тихий весенний вечер. Взошла спокойная, мечтательная луна. Засветились одна за другой спокойные, мечтательные звезды... Луна и звезды смотрели на землю, оплодотворенную благодатным весенним дождем. С девичьей стыдливостью они переглядывались в нашем саду. В радостном возбуждении лягушки приветствовали их пением торжественного гимна. И все и нашем саду славило их треском лопающихся почек и ароматами распустившихся цветов. Только ива под моим окном стояла печальная, склонившись ветвями безлистыми долу. Катились капли дождя благодатные слезами жемчужными. Плакала ива, плакала...

О чем она плачет? — спросила луна тихо и мечтательно.

Мы не знаем...—ответили звезды тихо и мечтательно... Нарождалось утро. Я услышал, как хозяйка отдавала приказания служащему. Между прочим она сказала:

Вырубите иву под тем окном. Она ведь умирает. Я хочу посадить там другое деревце, помоложе и покрасивее...

(Перевод с эсперанто Виктора Першина)



Работа с текстом

-- Устно ответьте на вопросы:

Как думаете, о чём это произведение?

Каким автор рисует наступление весны? Как автор рисует образ ивы?

Какие мысли и чувства вызывает сказка? Почему?

Как думаете, почему к уроку подобрала именно такое название «… жил, путешествовал, писал»?

-- Заполните таблицу примерами из текста

Художественное средство

Пример из текста

Олицетворение


Эпитеты


Метафора


Сравнение


Для справок:

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпи́тет — яркое, красочное определение при слове (например, дремучий лес, золотая осень, добрый молодец)

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Сравне́ние — процесс сопоставления разных свойств (необходимы объекты сравнения и сравнительный союз (как, точно, словно, будто, как будто), например, снежинки танцуют, словно бабочки).

Д/з:

устное сочинение-миниатюра «О чём заставило задуматься произведение «Умирание ивы» В.Я.Ерошенко?»



















15.04.2020. «Нет сильнее любви на свете, чем любовь матери» (по сказке В.Сухомлинского «Легенда о материнской любви»)

Прочитайте сказку

У матери был единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привёл молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”.

Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”.

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.

Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.

Работа с текстом

Какие чувства вызвала у вас сказка?

На сколько частей можно её разделить?

Какова любовь красавицы-жены? Опишите её! А матери?

В сказке есть три сердца-символа:

1 – сердце жены

2 – сердце сына

3 – сердце матери.

Подберите прилагательные-эпитеты, чтобы описать каждое из них.

Подумайте, почему именно так назван сегодняшний урок?

Чему учит произведение?



Д/з:

подберите пословицы , высказывания великих людей, афоризмы о материнской любви (5-7), запишите их в тетрадь для домашних работ.











22.04.2020. Рабочий лист «Родная природа в произведениях поэтов 20 века»

1. Вступление. Слово о писателе.

Совсем недавно очередной юбилей отметил замечательный братский поэт Анатолий Лисица. Сегодня речь пойдет о его творчестве.

Писатель. Поэт. Член Союза писателей России (2014). Член международного пушкинского общества. Мастер спорта СССР. Неоднократно побеждал в конькобежном спорте, призер по шахматам и городкам. Участвовал в строительстве Братской ГЭС, трудился на БрАЗе, был учителем физкультуры в 1, 36, 37 школах и в православной гимназии. Автор 14-ти книг. Много стихов посвящены Братску, Пушкину, природе и жизни. Выступает в школах, на юбилеях. Выдвигался на премию губернатора Иркутской области в сфере культуры и искусства (2005). Выпускник исторического факультета Томского государственного университета (1959).

2. Чтение стихотворений «Предзимье» и «Щенок» и работа с ними

«Предзимье»

Ещё не лёг на землю первый снег,
Но пахнут им поля, леса и тучи.
Уже мороз, запугивая всех,
Сковал всё враз надёжно и могуче.

И под ногой ломается трава,
В полях лежит колючий плотный иней,
Ноябрь уже вступил в свои права,
А снега нет и не было в помине.

И чудо ожидания во всём,
Законченность и строгость без печали,
Как будто перед самым торжеством
Умолк оркестр, и всё затихло в зале.

Предзимье, а не осень, не зима,
Оно недели, месяц может длиться,
Пока ещё открыты закрома
Богатые для зверя и для птицы.

И снега ждёт природа, истомясь,
Всё для него давно уже готово.
Деревья голы, в комья смёрзлась грязь
И солнце в тучах тускло и сурово.

Какое время в природе описано в стихотворении? Найдите его приметы.

Каково настроение в нем? Докажите текстом.

Какая иллюстрация больше подходит к стихотворению? Почему?

t1589724123aa.jpgt1589724123ab.jpg















Щенок

Уt1589724123ac.jpg ног моих лежит щенок,
Дрожит он мелкой дрожью.
Он весь до хвостика промок,
Бродя по бездорожью.

По зеленеющей траве
Он с громким лаем бегал -
Берёзы лист на голове
И на загривке пегом.

На лапах грязь и на носу,
Обвисли жалко уши.
Его я в ванну отнесу
И вымою под душем.

Он будет шерсть лизать потом,
Отряхивая влагу,
И бодро мне вилять хвостом,
Волшебнику и магу.

Я накормлю затем щенка
Чем Бог послал на ужин
И дам напиться молока,
Ему ведь кальций нужен.

Каким представляете себе щенка? Устно подробно опишите его.

Как хозяин относится к питомцу? Докажите!

А питомец как относится к хозяину? Докажите!



3. Д/з:

подберите стихотворение братского поэта о родной природе;

подготовьте его выразительное чтение.





































28.04.2020. Рабочий лист по теме «Язык художественной литературы»

1. Конструирование и анализ текста художественного стиля

А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.

Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.

1) В, Г, Б, А;

2) А, В, Г, Б;

3) Г, В, А, Б;

4) В, А, Г, Б.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения тек­ста.

Определите стиль.



2. Особенности художественного стиля (теория)

Сфера общения: словесно-художественное творчество.

Признаки стиля: 

образность,

широкое использование изобразительно - выразительных средств языка,

использование средств всех стилей,

все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,

использование лексики публицистического стиля



3. «Литературный язык» и «язык художественной литературы» (теория)

Литературный язык

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

 

4. Д/з:

знать теорию;

письменная работа

А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.

Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.

В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.

Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.

1) В, Б, А, Г;

2) Б, В, Г, А;

3) В, А, Б, Г;

4) Б, В, А, Г.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста.

Определите стиль.





Опубликовано


Комментарии (3)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 18.05.20 в 22:52 1Ответить Пожаловаться
Хорошая полезная публикация!
Селиванова Галина Геннадьевна, 23.10.22 в 16:11 0Ответить Пожаловаться
Полезный материал! Пригодится в работе, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.