Разноуровневое тестирование по теме «правописание приставок» (Русский язык, 6 класс)
Дифференцированное тестирование по теме «Приставки»
к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, .Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. – М., «Просвещение», 2015. (Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – М., «Просвещение», 2015).
Темы, на основании которых составлен тест:
1)правописание приставок;
2)правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С;
3)правописание приставок ПРЕ- И ПРИ- (добавляю к значениям приставки ПРИ—совершение действия в чьих-то или своих интересах);
4)буквы –Ы, -И после приставок на согласный (даю исключение «взимать»);
5)правописание Ъ и Ь разделительных знаков (повторение за 5 класс).
Тестирование является итоговым по разделу «Приставки» («Морфемика и словообразование»), включает задания различной степени сложности: тесты закрытого и открытого типа, контрольное осложнённое списывание, творческие задания.
Примечание: тест апробирован, анализ результатов показал, что шестиклассники хорошо справляются с 8-м, а также 9-м заданием. Трудным показалось задание 5-е, многие не приступили к 10-му. Однако большинство учащихся(80%) уложились в стандартный 45-минутный урок и справились со всеми заданиями.
Особое внимание следует обратить в начале урока на внимательное прочтение заданий.
Ответы дети вписывают в предназначенные для этого рамки, но возможно и оформление в тетради., тогда задание 8 следует списать, вставляя пропущенные буквы, а текст задания 10 распечатать отдельно.
Тест с пояснениями (для учителя)
Вариант1
Минимальный уровень
Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов
1. Выбери номер верного утверждения.
1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред звонкими согласными корня пишется –с.
2) После приставки меж- корневая гласная И меняется на Ы.
3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»
4)Ъ пишется в корне слова после согласной, перед буквами Е, Ё, Ю, Я
5)Если приставка имеет значение «неполнота действия», то это приставка пре-.
2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква С:
1) и..вергаться; 2) ра..гореться; 3)бе..цветный; 4) чере..чур; 5)и..бранный
3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы
1) контр..гра; 2)дез..нфекция; 3)вз..мать; 4)без..глый; 5)мед..нститут
4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква Е
1) пр..интересный; 2)пр..рода; 3) пр..ключение; 4)пр..ступление; 5)пр..ломить(копьё)
5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква
1) бе..цельный, и..чезнуть, ра..блокировать;
2)пр..клеить, пр..винтить, пр..красный;
3)пр..рода, вз..мать, пр..чуда;
4)меж..нститутский, пред..стория, раз..грать;
Пояснение: на этом уровне за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Если в ответе две цифры, балл ставится при условии полного правильного выбора (всего 5 баллов).
Средний уровень
6. Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий согласный звук».
1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.
7. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – неполнота действия.
1. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить. 2.Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван. 3. Придорожное кафе обычно открывалось в шесть часов утра.
Примечание: в заданиях 6,7 за каждое правильно выписанное слово ставится 1 балл, если в ответе есть неправильно выбранное слово, то ответ оценивается нулем баллов (всего 3 балла).
8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.
1)Н..ходились бе..страшные скалолазы, которые в…бирались на непр..ступные кручи. 2)Я пр..смотрелся и увидел: в пр..дорожной канаве г..рел костерок. 3)Перед ра..светом …делалось ещё холоднее, воздух пр..пахивал паровозным дымом.
Примечание: на этом уровне ставится балл за каждую правильно вставленную букву (всего 10 баллов), если неправильно выделена морфема – полбалла.
Повышенный уровень
9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.
1)пр..бывать в город – пр..бывать в горах;
2)пр..творить мечту в жизнь – пр..творить дверь.
Примечание: данное задание творческого характера, развивающее речь. Каждое предложение без речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок оценивается 1 баллом (всего 4 балла).
10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.
Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.
Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.
Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.
Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Примечание: данное задание требует вдумчивой работы с текстом и одновременно знания теории, а также умения выбрать необходимое слово. Если ребенок заменил рекомендуемое слово синонимом, то он получает тот же самый балл.
Вариант2
Минимальный уровень(оценка «удовлетворительно »)
Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов
1. Выбери номер неверного утверждения.
1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред глухими согласными корня пишется –з.
2) После приставки без - корневая гласная И меняется на Ы.
3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»
4)Ъ пишется после приставок на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я
5)Если приставка имеет значение «совершение действия в чьих-то интересах», то это приставка при-.
2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква з:
1)и..чезнуть; 2)в..бираться; 3)бе..цельный; 4) ра..гореться; 5)и..бранный
3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы
1)без..нтересный; 2)контр..гра; 3)вз..мать; 4)мед..нститут; 5)сверх..дейный
4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква и
1) пр..брежный; 2 пр..ступление) 3)пр..злобный; 4); пр..чуда; 5)пр..вратить (в лягушку)
5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква
1)ра..жечь; бе..цветный; ра..стилать
2)пр..ступление; пр..жадный; пр..светлый
3)пр..града; пр..ключение; вз..мать,
4)роз..ск; вз..мать; пред..стория;
Пояснение: на этом уровне за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Если в ответе две цифры, балл ставится при условии полного правильного выбора.
Средний уровень(оценка «4»)
6.Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук».
1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.
7. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением, синонимичным слову «очень».
1. Узнав об отъезде отца, Николай примчался на вокзал.2. Машины встали поперёк дороги, преградив путь. 3. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить.
8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.
1)На чистом‒пр..чистом небе ра..горается з..ря. 2)Он пр..сел в зар..сли травы и пр..таился. 3)Бе..страшная ворона пр..зрительно каркнула с высоты: охотники пр..рвали пр..следование зверя и пр..слушались.
Повышенный уровень
9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.
1)Пр..ходящая учительница – пр..ходящий кубок.
2)Пр..дел терпения – церковный пр..дел.
10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова и части слова
Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.
Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.
Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.
Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Примечание: данное задание требует вдумчивой работы с текстом и одновременно знания теории, а также умения выбрать необходимое слово. Если ребенок заменил рекомендуемое слово синонимом, то он получает тот же самый балл.
Ключи к заданиям:
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В1 | 3 | 3,4 | 4 | 1,4,5 | 3 |
В2 | 1 | 2,4,5 | 1 | 1,4 | 2 |
задание | 6 | 7 |
В1 | Разбирал, вздохнул | приоткрыв |
В2 | Бесконечные, расслабленно | прескверный |
10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.
Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-» (разбаловка)
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто ПУТАЛИ (1). Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно РАЗНЫЕ(1).
Пре- была ПРЕумная, ПРЕлюбопытная и ПРЕхрабрая (1). Дружила она с приставкой ПРИ- . Где ПРИ- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ПРИ- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ПРИ- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ПРИ- не отстаёт. Вторая сестра, ПРИ-(1), всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только ПРИКРОЕТ (1), попросят её сесть на стул, а она только на краешек ПРИСЯДЕТ(1). Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ПРИ- уже на ПРИВОКЗАЛЬНОЙ(1) площади. Едешь в город, а ПРИ –(1) уже въехала в ПРИГОРОД(1). Спешишь в школу, а она уже на ПРИШКОЛЬНОМ(1) участке.
Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Система оценивания
задание | баллы |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 1 |
8 | 10 |
9 | 4 |
10 | 10 |
всего | 32 |
Оценка | «3» | «4» | «5» |
баллы | 5-15 | 16-25 | 26-32 |
Использованные источники
Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Г.А.Богданова. – 13-е изд.- М.:Просвещение, стр.43-44
https://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-klass-oge-zadanie-1659986.html
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/linghvistichieskiie_skazki_5_6_klass
Приложение1. Тест для распечатывания.
Дифференцированное тестирование по теме «Приставки».Вариант1
Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов
1. Выбери номер верного утверждения.
1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред звонкими согласными корня пишется –с.
2) После приставки меж- корневая гласная И меняется на Ы.
3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»
4)Ъ пишется в корне слова после согласной, перед буквами Е, Ё, Ю, Я
5)Если приставка имеет значение «неполнота действия», то это приставка пре-.
2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква С:
1) и..вергаться; 2) ра..гореться; 3)бе..цветный; 4) чере..чур; 5)и..бранный
3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы
1) контр..гра; 2)дез..нфекция; 3)вз..мать; 4)без..глый; 5)мед..нститут
4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква Е
1) пр..интересный; 2)пр..рода; 3) пр..ключение; 4)пр..ступление; 5)пр..ломить(копьё)
5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква
1) бе..цельный, и..чезнуть, ра..блокировать;
2)пр..клеить, пр..винтить, пр..красный;
3)пр..рода, вз..мать, пр..чуда;
4)меж..нститутский, пред..стория, раз..грать;
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В1 | | | | | |
6. Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий согласный звук».
1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.
7. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – неполнота действия.
1. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить. 2.Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван. 3. Придорожное кафе обычно открывалось в шесть часов утра.
задание | 6 | 7 |
В1 | | |
8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.
1)Н..ходились бе..страшные скалолазы, которые в…бирались на непр..ступные кручи. 2)Я пр..смотрелся и увидел: в пр..дорожной канаве г..рел костерок. 3)Перед ра..светом …делалось ещё холоднее, воздух пр..пахивал паровозным дымом.
9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.
1)пр..бывать в город – пр..бывать в горах;
2)пр..творить мечту в жизнь – пр..творить дверь.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.
Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.
Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.
Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.
Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Дифференцированное тестирование по теме «Приставки».Вариант2
Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов
1. Выбери номер неверного утверждения.
1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред глухими согласными корня пишется –з.
2) После приставки без - корневая гласная И меняется на Ы.
3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»
4)Ъ пишется после приставок на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я
5)Если приставка имеет значение «совершение действия в чьих-то интересах», то это приставка при-.
2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква з:
1)и..чезнуть; 2)в..бираться; 3)бе..цельный; 4) ра..гореться; 5)и..бранный
3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы
1)без..нтересный; 2)контр..гра; 3)вз..мать; 4)мед..нститут; 5)сверх..дейный
4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква и
1) пр..брежный; 2 пр..ступление) 3)пр..злобный; 4); пр..чуда; 5)пр..вратить (в лягушку)
5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква
1)ра..жечь; бе..цветный; ра..стилать
2)пр..ступление; пр..жадный; пр..светлый
3)пр..града; пр..ключение; вз..мать,
4)роз..ск; вз..мать; пред..стория;
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В2 | | | | | |
6.Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук».
1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.
7. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением, синонимичным слову «очень».
1. Узнав об отъезде отца, Николай примчался на вокзал.2. Машины встали поперёк дороги, преградив путь. 3. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить.
задание | 6 | 7 |
В2 | | |
8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.
1)На чистом‒пр..чистом небе ра..горается з..ря. 2)Он пр..сел в зар..сли травы и пр..таился. 3)Бе..страшная ворона пр..зрительно каркнула с высоты: охотники пр..рвали пр..следование зверя и пр..слушались.
9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.
1)Пр..ходящая учительница – пр..ходящий кубок.
2)Пр..дел терпения – церковный пр..дел.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова и части слова.
Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»
Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.
Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.
Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.
Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Горбачёва Марина Юрьевна
Бакшаева Ирина Валерьевна
Волкова Светлана Ивановна
Бакшаева Ирина Валерьевна