Разноуровневое тестирование по теме «правописание приставок» (Русский язык, 6 класс)

9
4
Материал опубликован 21 December 2019 в группе

Дифференцированное тестирование по теме «Приставки»

к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, .Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. – М., «Просвещение», 2015. (Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – М., «Просвещение», 2015).



Темы, на основании которых составлен тест:

1)правописание приставок;

2)правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С;

3)правописание приставок ПРЕ- И ПРИ- (добавляю к значениям приставки ПРИ—совершение действия в чьих-то или своих интересах);

4)буквы –Ы, -И после приставок на согласный (даю исключение «взимать»);

5)правописание Ъ и Ь разделительных знаков (повторение за 5 класс).



Тестирование является итоговым по разделу «Приставки» Морфемика и словообразование»), включает задания различной степени сложности: тесты закрытого и открытого типа, контрольное осложнённое списывание, творческие задания.

Примечание: тест апробирован, анализ результатов показал, что шестиклассники хорошо справляются с 8-м, а также 9-м заданием. Трудным показалось задание 5-е, многие не приступили к 10-му. Однако большинство учащихся(80%) уложились в стандартный 45-минутный урок и справились со всеми заданиями.

Особое внимание следует обратить в начале урока на внимательное прочтение заданий.

Ответы дети вписывают в предназначенные для этого рамки, но возможно и оформление в тетради., тогда задание 8 следует списать, вставляя пропущенные буквы, а текст задания 10 распечатать отдельно.



Тест с пояснениями (для учителя)

Вариант1

Минимальный уровень

Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов

1. Выбери номер верного утверждения.

1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред звонкими согласными корня пишется –с.

2) После приставки меж- корневая гласная И меняется на Ы.

3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»

4)Ъ пишется в корне слова после согласной, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

5)Если приставка имеет значение «неполнота действия», то это приставка пре-.



2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква С:

1) и..вергаться; 2) ра..гореться; 3)бе..цветный; 4) чере..чур; 5)и..бранный



3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы

1) контр..гра; 2)дез..нфекция; 3)вз..мать; 4)без..глый; 5)мед..нститут



4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква Е

1) пр..интересный; 2)пр..рода; 3) пр..ключение; 4)пр..ступление; 5)пр..ломить(копьё)



5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

1) бе..цельный, и..чезнуть, ра..блокировать;

2)пр..клеить, пр..винтить, пр..красный;

3)пр..рода, вз..мать, пр..чуда;

4)меж..нститутский, пред..стория, раз..грать;



Пояснение: на этом уровне за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Если в ответе две цифры, балл ставится при условии полного правильного выбора (всего 5 баллов).

Средний уровень

6. Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий согласный звук».

1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.



7. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – неполнота действия.

1. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить. 2.Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван. 3. Придорожное кафе обычно открывалось в шесть часов утра.



Примечание: в заданиях 6,7 за каждое правильно выписанное слово ставится 1 балл, если в ответе есть неправильно выбранное слово, то ответ оценивается нулем баллов (всего 3 балла).



8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.

1)Н..ходились бе..страшные скалолазы, которые в…бирались на непр..ступные кручи. 2)Я пр..смотрелся и увидел: в пр..дорожной канаве г..рел костерок. 3)Перед ра..светом …делалось ещё холоднее, воздух пр..пахивал паровозным дымом.



Примечание: на этом уровне ставится балл за каждую правильно вставленную букву (всего 10 баллов), если неправильно выделена морфема – полбалла.



Повышенный уровень

9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.

1)пр..бывать в город – пр..бывать в горах;

2)пр..творить мечту в жизнь – пр..творить дверь.



Примечание: данное задание творческого характера, развивающее речь. Каждое предложение без речевых, грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок оценивается 1 баллом (всего 4 балла).



10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.

Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»

Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.

Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.

Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.

Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.

Примечание: данное задание требует вдумчивой работы с текстом и одновременно знания теории, а также умения выбрать необходимое слово. Если ребенок заменил рекомендуемое слово синонимом, то он получает тот же самый балл.



Вариант2

Минимальный уровень(оценка «удовлетворительно »)

Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов

1. Выбери номер неверного утверждения.

1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред глухими согласными корня пишется –з.

2) После приставки без - корневая гласная И меняется на Ы.

3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»

4)Ъ пишется после приставок на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

5)Если приставка имеет значение «совершение действия в чьих-то интересах», то это приставка при-.



2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква з:

1)и..чезнуть; 2)в..бираться; 3)бе..цельный; 4) ра..гореться; 5)и..бранный



3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы

1)без..нтересный; 2)контр..гра; 3)вз..мать; 4)мед..нститут; 5)сверх..дейный



4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква и

1) пр..брежный; 2 пр..ступление) 3)пр..злобный; 4); пр..чуда; 5)пр..вратить (в лягушку)





5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

1)ра..жечь; бе..цветный; ра..стилать

2)пр..ступление; пр..жадный; пр..светлый

3)пр..града; пр..ключение; вз..мать,

4)роз..ск; вз..мать; пред..стория;

Пояснение: на этом уровне за каждый правильный ответ ставится 1 балл. Если в ответе две цифры, балл ставится при условии полного правильного выбора.

Средний уровень(оценка «4»)



6.Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук».

1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.



7. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением, синонимичным слову «очень».

1. Узнав об отъезде отца, Николай примчался на вокзал.2. Машины встали поперёк дороги, преградив путь. 3. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить.



8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.

1)На чистом‒пр..чистом небе ра..горается з..ря. 2)Он пр..сел в зар..сли травы и пр..таился. 3)Бе..страшная ворона пр..зрительно каркнула с высоты: охотники пр..рвали пр..следование зверя и пр..слушались.

Повышенный уровень

9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.

1)Пр..ходящая учительница – пр..ходящий кубок.

2)Пр..дел терпения – церковный пр..дел.









10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова и части слова

Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»

Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.

Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.

Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.

Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.

Примечание: данное задание требует вдумчивой работы с текстом и одновременно знания теории, а также умения выбрать необходимое слово. Если ребенок заменил рекомендуемое слово синонимом, то он получает тот же самый балл.





Ключи к заданиям:

задание

1

2

3

4

5

В1

3

3,4

4

1,4,5

3

В2

1

2,4,5

1

1,4

2



задание

6

7

В1

Разбирал, вздохнул

приоткрыв

В2

Бесконечные, расслабленно

прескверный





10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.

Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-» (разбаловка)

Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто ПУТАЛИ (1). Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно РАЗНЫЕ(1).

Пре- была ПРЕумная, ПРЕлюбопытная и ПРЕхрабрая (1). Дружила она с приставкой ПРИ- . Где ПРИ- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ПРИ- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ПРИ- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ПРИ- не отстаёт. Вторая сестра, ПРИ-(1), всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только ПРИКРОЕТ (1), попросят её сесть на стул, а она только на краешек ПРИСЯДЕТ(1). Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ПРИ- уже на ПРИВОКЗАЛЬНОЙ(1) площади. Едешь в город, а ПРИ –(1) уже въехала в ПРИГОРОД(1). Спешишь в школу, а она уже на ПРИШКОЛЬНОМ(1) участке.

Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.























Система оценивания

задание

баллы

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

2

7

1

8

10

9

4

10

10

всего

32



Оценка


«3»

«4»

«5»

баллы

5-15

16-25

26-32



Использованные источники

Богданова Г.А.Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Г.А.Богданова. – 13-е изд.- М.:Просвещение, стр.43-44

https://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-klass-oge-zadanie-1659986.html

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/linghvistichieskiie_skazki_5_6_klass



Приложение1. Тест для распечатывания.

Дифференцированное тестирование по теме «Приставки».Вариант1

Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов

1. Выбери номер верного утверждения.

1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред звонкими согласными корня пишется –с.

2) После приставки меж- корневая гласная И меняется на Ы.

3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»

4)Ъ пишется в корне слова после согласной, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

5)Если приставка имеет значение «неполнота действия», то это приставка пре-.



2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква С:

1) и..вергаться; 2) ра..гореться; 3)бе..цветный; 4) чере..чур; 5)и..бранный



3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы

1) контр..гра; 2)дез..нфекция; 3)вз..мать; 4)без..глый; 5)мед..нститут



4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква Е

1) пр..интересный; 2)пр..рода; 3) пр..ключение; 4)пр..ступление; 5)пр..ломить(копьё)



5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

1) бе..цельный, и..чезнуть, ра..блокировать;

2)пр..клеить, пр..винтить, пр..красный;

3)пр..рода, вз..мать, пр..чуда;

4)меж..нститутский, пред..стория, раз..грать;



задание

1

2

3

4

5

В1






6. Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, если за приставкой следует буква, обозначающая звонкий согласный звук».

1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.

7. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – неполнота действия.

1. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить. 2.Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван. 3. Придорожное кафе обычно открывалось в шесть часов утра.

задание

6

7

В1





8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.

1)Н..ходились бе..страшные скалолазы, которые в…бирались на непр..ступные кручи. 2)Я пр..смотрелся и увидел: в пр..дорожной канаве г..рел костерок. 3)Перед ра..светом …делалось ещё холоднее, воздух пр..пахивал паровозным дымом.

9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.

1)пр..бывать в город – пр..бывать в горах;

2)пр..творить мечту в жизнь – пр..творить дверь.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова или части слов.

Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»

Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.

Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.

Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.

Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.





Дифференцированное тестирование по теме «Приставки».Вариант2

Ответы на вопросы 1-5 впишите в таблицу ответов

1. Выбери номер неверного утверждения.

1) В приставках, оканчивающихся на –з/ -с, пред глухими согласными корня пишется –з.

2) После приставки без - корневая гласная И меняется на Ы.

3)Приставка пре- имеет значение «очень, «высшая степень качества»

4)Ъ пишется после приставок на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я

5)Если приставка имеет значение «совершение действия в чьих-то интересах», то это приставка при-.



2. Укажи номера слов, в которых пропущена буква з:

1)и..чезнуть; 2)в..бираться; 3)бе..цельный; 4) ра..гореться; 5)и..бранный



3. Укажи номер слова, в котором пропущена буква Ы

1)без..нтересный; 2)контр..гра; 3)вз..мать; 4)мед..нститут; 5)сверх..дейный



4.Укажи номера слов, в которых пропущена буква и

1) пр..брежный; 2 пр..ступление) 3)пр..злобный; 4); пр..чуда; 5)пр..вратить (в лягушку)



5. Укажи номер ряда, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква

1)ра..жечь; бе..цветный; ра..стилать

2)пр..ступление; пр..жадный; пр..светлый

3)пр..града; пр..ключение; вз..мать,

4)роз..ск; вз..мать; пред..стория;

задание

1

2

3

4

5

В2






6.Из данных предложений выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, если за приставкой следует буква, обозначающая глухой согласный звук».

1. Я изучил мотор, разбирал его с закрытыми глазами. 2. Я представил себе бесконечные полугодовые ночи за Полярным кругом. 3. Приоткрыв окно, Михаил вздохнул всей грудью и расслабленно сел на диван.

7. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением, синонимичным слову «очень».

1. Узнав об отъезде отца, Николай примчался на вокзал.2. Машины встали поперёк дороги, преградив путь. 3. Лида, зная, какой прескверный характер у её матери, не стала с ней спорить.

задание

6

7

В2





8.Вставь пропущенные буквы, выдели части слова, в которых пропущены буквы.

1)На чистом‒пр..чистом небе ра..горается з..ря. 2)Он пр..сел в зар..сли травы и пр..таился. 3)Бе..страшная ворона пр..зрительно каркнула с высоты: охотники пр..рвали пр..следование зверя и пр..слушались.

9. Составь с данными словосочетаниями предложения, которые продемонстрируют разницу в лексических значениях слов с пропущенными буквами, запиши их.

1)Пр..ходящая учительница – пр..ходящий кубок.

2)Пр..дел терпения – церковный пр..дел.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Восстанови текст сказки, вставив пропущенные слова и части слова.

Лингвистическая сказка «Приставки пре- и при-»

Жили-были две сестры – приставки пре- и при-. Они были очень похожи друг на друга , и их часто _________. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно ______________.

Пре- была _____умная, ____любопытная и _____храбрая. Дружила она с приставкой ___- . Где ____- , там и пре-. Пре- преграждает дорогу, и ___- рядом. Пре- что-нибудь преломит, и ____- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и ____- не отстаёт.

Вторая сестра, ___-, всегда старалась к кому-нибудь присоединиться, приклеиться, прицепиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только _________, попросят её сесть на стул, а она только на краешек _________. Но она всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а ___- уже на _______________ площади. Едешь в город, а ___ - уже въехала в ______________. Спешишь в школу, а она уже на _______________ участке.

Так и жили сёстры-приставки, совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный ресурс!

22 December 2019

Спасибо за комментарий, Марина Юрьевна.

24 December 2019

Ирина Васильевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Так держать!

18 January 2020

Спасибо, Светлана Ивановна! будем стараться!

20 January 2020