12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда40
0

Статья «Развитие интереса учащихся с нарушением интелекта к рабочей профессии»

Развитие интереса учащихся с нарушением интеллекта

к  рабочей профессии

 

Мастер производственного обучения

БОУ НПО УР «Профессиональное училище №14»

Калинина Н.М.

 

Профессиональное училище № 14   уже много лет занимается обучением выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида рабочей профессии. Перед педагогическим коллективом училища стоит нелегкая задача: организовать  профессиональное  обучение с учетом их индивидуальных возможностей и способностей  и  подготовить  их к самостоятельной трудовой  жизни. Как правило, у данной категории учащихся  отсутствует желание учиться и получить профессию, особенно если  будущая профессия связана с  сельским хозяйством.  

Сегодня село  испытывает  постоянный  дефицит  в  квалифицированных  рабочих  кадрах, особенно в профессии «Оператор машинного доения». Профессии  сельскохозяйственного  профиля   воспитывают у учащихся  интерес  и любовь   к животным,   природе,   земле, а также уважение к труду сельских тружеников.  Оператор машинного доения – это профессионал, сочетающий в себе  физическую выносливость, организованность,   любовь и бережное отношение к животным.

Четвертый год  по запросу  министерства сельского хозяйства мы обучаем  этой профессии учащихся с нарушением интеллекта. По социальному статусу большинство    учащихся – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых уже  сложилось негативное отношение к учебе и труду. 

Пробудить интерес учащихся к выбранной профессии мне, как  мастеру  производственного  обучения, помогают беседы, просмотр специальных видеосюжетов, фильмов, а так же экскурсии  на животноводческие предприятия, встречи с передовиками производства. Вот уже второй год мы встречаемся  с  абсолютным  чемпионом Российской Федерации по машинному доению,  дояром  рыбсовхоза «Пихтовка» Дмитрием Бияновым.  Животноводческая ферма, где трудится  Дмитрий Биянов,  имеет лучшие показатели по молочной продуктивности в районе.

ФОТО 1

 

Эта встреча учащихся с победителем конкурса  показывает перспективу их будущей профессии и вызывает интерес к обучению этой профессии.  

Профессия «Оператор машинного доения» - не из легких. Поэтому педагогу очень важно правильно организовать  учебный  процесс, развивая их  познавательный интерес  к выбранной профессии.  Обязательной составной частью содержания профессиональной подготовки  рабочих является производственное обучение. Практические задания учащихся проводится в учебной лаборатории животноводства.   Здесь учащиеся получают первоначальные  навыки  по уходу, кормлению и доению коров, учатся ухаживать за телятами.    В лаборатории по переработке молока  учащиеся  отрабатывают  технику   сепарирования молока, учатся  готовить сметану, творог, сыр.  Продукцию  собственного  изготовления   учащиеся неоднократно демонстрировали на  проводимых  в  нашем  училище  выставках  сельхозпродукции,   районных конкурсах, на которых они видят результат своей работы своей  будущей профессии.

 На этапе проведения вводного инструктажа я использую интересные игровые методы и приемы, которые помогают выявить и откорректировать теоретические знания учащихся по теме урока производственного обучения. Учащиеся  с нарушениями интеллекта  долго остаются детьми, поэтому им нравятся различные игры.  Коллективная  деятельность способствует развитию социальной личности, воспитывает уважение друг к другу и толерантность.   Например, игра «Счастливый случай», «Урок- соревнование», »Паровозик знаний». Кроссворды, ребусы развивают у учащихся  умение логически мыслить,  при их решении учащиеся  без всякого принуждения работают с учебными пособиями и другой литературой. Для контроля, на уроках я использую разнообразные  тестовые задания: задания с выбором правильного ответа, установление правильной последовательности, задания на установление соответствия, карточки -  задания, которые побуждают  учащихся проверять свои знания, приучают к самоконтролю. Учащиеся  с нарушениями интеллекта    усваивают учебный  материал очень медленно,  им необходимо больше многократных   повторений учебного материала с применением  наглядных пособий. Рассказывая и показывая, мастер учит своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдать правила техники безопасности. 

В  начале  каждого  практического занятия  удается  не  только  познакомить учащихся с содержанием практической работы, с правилами и последовательностью их выполнений, но  и  сформировать  у учащихся положительное отношение к  уроку, выполнению практического задания. В успешном выполнении практического задания учащимся  помогают инструкционно - технологические карты, где подробно и поэтапно описана  последовательность выполнения задания.  В ходе  выполнения практического задания я поэтапно контролирую работу учащихся,   задаю  наводящие  и  уточняющие вопросы,  корректирую их работу. 

При подведении итогов занятия необходимо не только дать объективную оценку результатам выполнения трудовых операций, но и отметить случаи нарушения дисциплины или правил техники безопасности, если  таковые  имели  место.  Оценка работы учащихся   не должна быть  причиной снижения у них  уверенности в своих силах и потери интереса к будущей профессии. Поэтому  я  стараюсь,   как  можно  чаще использовать метод поощрения: отмечать малейшие  успехи  и крупицы положительного отношения к  выполнению задания. 

 Производственное обучение учащихся  с нарушением интеллекта строится с учетом умственных и физических возможностей    учащихся. Мастер производственного обучения работает со всеми учащимися одновременно, а  формирование умений и навыков, личностных качеств у каждого учащегося происходит индивидуально.  Это  зависит не  только от уровня  их умственного и физического развития, но  и  от правильно организованной индивидуальной работы с каждым учащимся.   Исходя из своего опыта работы с учащимися с нарушением интеллекта, я сделала вывод  о  том, что  учащиеся  больше всего нуждаются в добром теплом  отношении.

Огромную роль в воспитании, обучении  и развитии интереса учащихся к профессии играет авторитет, личность мастера производственного обучения. Доброжелательное, ровное отношение ко всем учащимся – сильный инструмент, который помогает им в  овладении  профессиональными навыками, умениями и будущей профессией.

         Следует отметить,  что из стен нашего училища учащиеся-выпускники  по профессии «Оператор машинного доения» выходят с определенными профессиональными умениями и навыками, которые помогают им найти себя в труде, самостоятельно создать свой быт и успешно социализироваться в обществе.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.