12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса Владимировна Свинарева16
1

Развитие коммуникативной компетентности педагога СПО

Развитие коммуникативной компетентности педагога СПО


Среднее профессиональное образование на сегодняшний день приобретает фактор социально-экономического, духовного обновления общества. Ведущими признаками современного образования считается компетентность как залог развития личности, конкурентоспособности в течении жизни. Но традиционная образовательная система «знания – умения – обучение» уже не могут этого обеспечить в полной мере.

Реформирования среднего профессионального образования требует новых подходов в методологии, содержании , развития индивидуальных возможностей личности.

Требования к профессиональной подготовке выпускников средних профессиональных организаций возрастают, поэтому образовательная деятельность должна осуществляться в направлении компетентностного подхода и систематизации знаний, без чего невозможно сохранение фундаментальности образования

Сложно найти в гуманитарном пространстве проблему более актуальную, чем проблема развития личности. Поскольку решение этой проблемы определяет возможность дальнейшей самореализации обучающихся , а это в свою очередь влияет на развитие общества в целом.

Очевидно, что все это выдвигает определенные требования как к личности преподавателя, так и к его профессиональным качествам.

Профессия педагога относится к социономическим видам труда (человек – человек). Поэтому общение является профессионально важной и значимой стороной работы педагога.

Содержанием взаимодействия между преподавателем и обучающимися выступает обмен информацией, познание личности обучающихся, осуществление воспитательного влияния, создания оптимальных условий для развития мотивации обучения и обеспечения творческого характера учебной деятельности.

На мой взгляд, основным моментом, который с точностью может отразить взаимоотношения между преподавателем и обучающимися с точки зрения педагогической позиции преподавателя и является понятием его коммуникативной компетентности.

Понятие коммуникативной компетентности характеризует основанную на знаниях и опыте способность ориентироваться в ситуациях профессионального ,понимать мотивы и стратегии поведения, уровень освоения технологии общения.

По мнению профессор Серегиной И.И. составными коммуникативной компетенции необходимо считать умение вступать в коммуникацию с другими людьми (коммуникабельность), постоянно поддерживать с ними контакты, а также уметь оперировать смысловой информацией, котоая характеризует как общую, так и профессиональную эрудицию [3].

Характеризуя коммуникативную компетентность педагога В. Введенский отмечает, что это профессионально значимое, интегративное качество, основными компонентами которого являются эмоциональная устойчивость, способность построить прямую и обратную связи, умение слушать, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, деликатность и др. [1]

Также к главным составным коммуникативной компетенции педагога исследователи относят:

- коммуникативные особенности личности, которые характеризуют потребности в общении;

- коммуникативные способности, т.е. способность проявлять инициативу при общении.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как целостное явление, которое имеет сложную структуру. Основными составными ее являются:

1. мотивационно-ценностный компонент;

2.когнитивно-креативный компонент;

3.индивидуально-личностный компонент;

4. эмоционально-волевой компонент;

5. операционно-деятельностный компонент.

В совокупности элементы коммуникативной компетенции обеспечивают мотивированность, целенаправленность, результативность и эффективность действий по достижению целей коммуникативной деятельности педагога.

Ориентируясь на предложенный российским психологом, доктором психологических наук Г. А. Ковалевым [2], общий подход к определению стратегии взаимодействия, различают такие ее разновидности: монологическая и диалогическая.

При монологической стратегии только педагог является полноценным субъектом деятельности , «носителем истины». Данная стратегия не отрицает использование преподавателем и диалогических процедур, хотя последние играют вспомогательную, служебную роль

Высший уровень коммуникативной компетенции присущ диалогической стратегии. Принципиальное отличие этой стратегии состоит прежде всего в ориентации педагога на сотрудничество с обучающимися , признание личностного равенства с ними в диалоге и общей деятельности. При этом обучающиеся имеют право на собственную позицию. Преподаватель, пользуясь своим опытом и знаниями, обращает внимание на их слабые стороны, но он уважительно относится к мнению обучающихся и при необходимости вносит свои коррективы.

Ориентация на такую стратегию педагогического взаимодействия связана с педагогическим оптимизмом, доброжелательностью, в соединении с доверием к самостоятельным действиям обучающихся.

Результатом использования педагогом диалогической стратегии является:

1. Эмоциональное восприятие обучающихся как партнеров по общению

2.Индивидуальный подход к решению педагогических задач .

3. Углубленное и адекватное восприятие и понимание поведения обучающихся.

4. Целостное влияние на личность и ее ценностно-смысловые позиции.

5. Использование импровизации в общении.

6. Ориентация на обсуждение,дискуссию.

7. Стремление к профессиональному и личностному развитию.

Таким образом, отвечать требованиям коммуникативная компетенция педагога будет при условиях развития его компетенции при реализации прежде всего:

1. субъект-объектного взаимодействия с обучающимися;

2. компетентности в решении не только репродуктивных, но и продуктивных задач общения;

3. компетентности при реализации как операционно-инструментального, так и личностного, глубинного уровня общения.

Именно принцип, основанный на результатах обучения и компетентности и создает условия для обеспечения ориентации образовательных программ на личность обучающихся. Соответственно, в современных условиях необходимо ориентироваться на результаты обучения и формирование компетенции обучающихся.


























Список использованных источников

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. – 2003. – №10. – С.51-55

2. Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. – М., 1987.

3. Серегина И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров / И.И. Серегина // Мир психологии. – М. – 2000. – №2. – С.78-81.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : «Питер», 2000. – 712 с.

5. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М.: Прогресс, Универс 1994. – 336 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.