Развитие личности обучающегося через проектную деятельность
Развитие личности обучающегося через проектную деятельность
Эффективным методом обучения и формирования личности на современном этапе является метод проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности в профессиональном образовании заключается в необходимости формирования творческого, креативного, квалифицированного, способного к самосовершенствованию специалиста.
Технология проектирования позволяет учащимся стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития личности. Опыт самостоятельной деятельности развивает в обучающемся уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия, а также позволяет создать модель профессиональной направленности.
Одним из эффективных методов работы в среднем профессиональном образовании является метод проектной деятельности, который основан на развитии познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности, стимулирование ее творческого профессионального потенциала.
Проектная деятельность влияет на формирование таких качеств, как способность
осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение (организационно- деятельностное направление), вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения (креативное направление), умение взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе (коммуникативное направление).
На сегодняшний день в учебный план включён раздел - «Индивидуальное проектирование», а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается "участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы... творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий".
В колледже сервиса и дизайна в рамках проектной деятельности, которую колледж реализует в виде отдельной дисциплины второй год, ребята активно занимаются созданием проектов разнообразной направленности и занимают призовые места на конкурсах различного уровня. Именно таким образом студенты не только развивают необходимые будущему специалисту качества, но и формируют портфолио для своей будущей профессиональной деятельности, а зачастую и подтверждают свои работы почетными дипломами и грамотами регионального и федерального уровня.
Так, в 2019-2020 учебном году, проекты обучающихся специальности «Дизайн» были отмечен призовыми местами во Всероссийском форуме «Арт-профи» (региональной этап) в номинации «Видеоролик об образовательном учреждении» (1 место), «Плакат о специальности» (Дипломант), во Всероссийском Интернет-проекте «Поколение.рф» в номинации «Стикеры» (2 и 3 место), во Всероссийском Интернет-проекте «Диалог культур» (1, 2, 3 места) в номинации «Комикс» средствами графического пакета.
Таким образом, проектная деятельность стимулирует познавательный и творческий потенциал учащихся, дает им возможность быть успешным и самореализовываться не только в учебном учреждении, но и на Всероссийском уровне.