12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Топкасова21
3

Развитие познавательных способностей как средство формирования универсальных учебных действии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта

Тема: Развитие познавательных способностей как средство формирования универсальных учебных действии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.


Автор: Топкасова Светлана Николаевна.

Актуальность:

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагогические работники обязаны: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни».

Современная школа является важным этапом в развитии личности. На этом этапе формируются и развиваются универсальные учебные действия, необходимые для дальнейшего самообразования, самосовершенствования и саморазвития. При проявлении познавательной активной деятельности формирование универсальных учебных действий проходит намного эффективнее. Следовательно, развитие познавательных способностей на всех этапах обучения является актуальным, так как относится к одному из основных условий интеллектуального развития.

Новизна опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования строится на основе системно-деятельностного подхода. Для его практической реализации возникла необходимость формирования опыта познавательной деятельности у обучающихся через исследовательское обучение.

Современная концепция математического образования предполагает, что обучающийся добывает знания самостоятельно, а учитель – осуществляет мотивационное управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует. Грамотно организованная самостоятельная или совместная с взрослым деятельность способствует саморазвитию, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению не только в образовательной работе, но и в реальных ситуациях. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

Особенным является формирование системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только математические и экономические проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень философского решения проблемы.

Одним из сложных и важных предметов в школе является математика. Многие учебные предметы, таких как «Физика», «Информатика», «Химия», «Шахматная грамотность» и другие включают элементы математики. Изучение математики требует трудолюбия и усидчивости. Большую часть учащихся в нашей школе составляют дети со средними способностями. Они теряют интерес к предмету, встречаясь с трудностями. Нельзя забывать об учениках с низким уровнем способностей, а также о высокомотивированных обучающихся. Для каждого из них нужен индивидуальный подход.

Как можно активизировать класс, настроить на творческую работу?

Отвечая на этот вопрос, могу сказать: «Использую разные виды деятельности на каждом этапе урока». В них входит индивидуальная работа, работа в парах с последующей самопроверкой, работа в группах и фронтальная работа.

За годы своей работы научилась сочетать традиционные методы и формы организации учебно-познавательной деятельности с инновационными.

Для успешного решения данной проблемы я применяю технологии развития критического мышления, проблемного диалога, дифференциации обучения, проектной и исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Современный урок нельзя представить без применения информационной и компьютерной техники. Информационно коммуникативные технологии и интерактивные технологии применяются мною системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока я использую эти технологии на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении ранее изученного.

Урок разбиваю на этапы.

Особое внимание уделяю устному счету. В современном мире с помощью гаджетов и программ вычислить можно всё. Поэтому я развиваю вычислительные навыки, включая устный счет в каждый урок, и сразу вижу результат, который могу корректировать индивидуально. У меня есть раздаточный материал, состоящий из разно уровневых таблиц, которые пронумерованы. Темы таблиц: умножение и деление натуральных чисел, сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей, вычисление процента от числа, действия с обыкновенными дробями и другие. Каждый урок использую разные таблицы. Применяю различные приёмы. Один урок устно отвечаем по цепочке, другой записываем только ответы на листке и проводим взаимопроверку, третий назначаем эксперта (из учащихся), который зачитывает верные ответа и т.д. Следовательно, развиваю познавательные процессы: память, мышление и внимание. Получила следующие результаты - за 2,5 года:


t1687803594aa.gif

Провожу актуализацию знаний, используя игровой материал:

Согласен не согласен

Интерактивная карусель

Тестовое задание

Фронтальный опрос

Письменный опрос

Игровая цель

Интеллектуальная разминка

Цепочка признаков, свойств.

Например, перечислите все свойства параллелограмма. При этом развиваются: восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Этот этап зависит от типа урока:

Усвоение новых знаний

Урок повторения

Урок закрепления

Урок обобщения

Урок контроля

Урок исследования и т.д.

Подбираю интересные задания с практическим применением и исследованием, задачи с пропусками, практические опыты и эксперименты, проекты и т.п.

На примере исследовательской деятельности:

Так как любой ребенок уже исследователь с рождения, жажда познания нового – вот смысл исследования. Одной из задач на уроке ставлю развитие умений и навыков исследовательского поиска, которое дало следующие результаты.


t1687803594ab.gif

Мониторинг формирования опыта познавательной деятельности через исследовательское обучение.


Делаем выводы из полученных знаний. Применяем и закрепляем полученные знания.

На данном этапе использую разно-уровневые тренажеры, для отработки навыков и закрепления полученных знаний.

Подводим итог урока. Применяю различные виды рефлексии - коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.


Благодаря рефлексии ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему; как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Неотъемлемой частью урока являются здоровье сберегающие технологии, например, физические минутки или динамические паузы.

Познавательные способности развиваю не только на уроках, но и во внеурочное время. Разработаны курсы внеурочной деятельности: «Решение задач повышенной сложности» - 9 классе, «Решение текстовых задач» - 8 класс, «Задачи с параметром» - 9 класс, «Шахматы».


t1687803594ac.gif


Итак, если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса и развития креативных способностей личности а, следовательно, качественному росту результатов обучения и успешной сдаче Основного Государственного Экзамена. В таблице приведены результаты за последние три года. Сто процентное прохождения Основного Государственного Экзамена по математике.

t1687803594ad.gif


t1687803594ae.gift1687803594af.gif

Результативность и распространение собственного педагогического опыта:

Мероприятие

Тема

год

1

Школьное методическое объединение (ШМО)

«Роль и место самостоятельной работы с учебником»

2014

2

Межшкольное методическое объединение (ММО)

"Интерактивные технологии обучения математики в основной школе"

2015

3

Методическое объединение классных руководителей

Познавательная деятельность во внеурочное время

2016

4

Областное методическое (научное) мероприятие «Межмуниципальные педагогические чтения Инновации в образовании»

«Шахматы – верный путь к успеху»

2017

5

Публикация "Интеллектуал Зауралья" выпуск №6

«Шахматы – верный путь к успеху»

Декабрь, 2016г.

6

Областной конкурс «Шахматный помощник»

Интерактивная дидактическая игра.

2016г

7

Всероссийская научно-практическая конференция


Развитие познавательных способностей обучающихся на уроке математики


8

Публикации в Интернет – источниках. Журнал «Эдукон»

Вводный урок. Геометрия в 7 классе.

2014

9

Публикации в интернет источниках. Videouroki.net

Рабочая программа по математике. 8 класс

2014

10

Фестиваль медиауроков - 2014

«Как Алиса стала королевой»

2014

Достижения обучающихся:

Мероприятие

место

год

1

7 Международная олимпиада, «МАТОЛИМП.ИНФО»

Участник

2016

2

Международный дистанционный блиц турнир «Новый урок»

Диплом 1 степени

2016

3

Международный дистанционный блиц турнир «Новый урок»

Диплом 3 степени

2016

4

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Участник

2016


Итак, применение мною современных образовательных технологий в преподавании математики привело к следующим значимым результатам:

приобретение учащимися навыка самостоятельной организации своей учебной деятельности; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;

формирование личностных качеств ученика;

повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика.

активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, давая высокие результаты.



12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.