12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сотникова Лариса Николаевна17
0

Развитие речевой самостоятельности детей с ОВЗ, через приобщение их к русским народным сказкам


Развитие речевой самостоятельности детей с ОВЗ, через приобщение их к русским народным сказкам

Развитие речевой самостоятельности детей с ОВЗ играет важное значение для овладения нормами произношения. Особенно это касается детей с ФФНР.

Я работаю в логопедической группе, которую посещают дети с речевыми нарушениями (ФФНР). Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоение звуковой стороны речи.

Проведя диагностику, я определила актуальность проблемы звукопроизношений. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение навыком звукового анализа. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова.

Согласно ФГОС ДО «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 

Для развития речевой самостоятельности у дошкольников с ОВЗ нами используются сказки, круги Луллия, мнемотехника, театрализованная деятельность, ТРИЗ-технологии.

Одной из техник развития речевой самостоятельности является сказка. С помощью сказок мы решаем задачи: формирование фонематического восприятия, на основе знакомства со сказками осуществляем обогащение словарного запаса ребенка, дети слушают образцы образной народной речи, усваивают пословицы, поговорки, у них происходит развитие правильной, связной речи, развитие навыков словоизменения и словообразования, коррекция звукопроизношения, обогащение речи детей новыми словами.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников с ОВЗ является театр и театрализованные игры. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников с ОВЗ (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). С помощью театрализованной игры по сказкам «Кот петух и лиса», «Теремок», «Лиса и журавль» мы учим детей с ОВЗ вступать в речевое общение: здороваться, прощаться, быть гостеприимными, вежливыми. Инсценируя диалоги сказочных персонажей дети учатся задавать и отвечать на вопросы, т.е. у них развивается диалогическая речь. Игры-драматизации по сказкам позволяет ребенку с ОВЗ решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Мы также работаем с дидактическим пособием «Круги Луллия», которые позволяют осваивать детьми мыслительных операций преобразование признаков и их значений, способствуют повышению уровня речевого развития воспитанников. Круги Луллия позволяют проводить речевые упражнения на классификацию предметов, их словоизмнение, развивают языковое чутье.

Мы также используем методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей.

Ведь методы  и приемы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей. Например, используются игра «Сказка о самом себе», «Сказка о стуле и яблоке», «Сказка о венике и чайнике». Дети придумывают сказки, соединяя, казалось бы несовместимые предметы. От этого им становится смешно. У них развивается творческое воображение и совершенствуется речь.

Для развития навыков пересказа мы используем мнемотехнику, например, после прочтения сказки «Гуси-лебеди» предлагаем детям отправиться в путешествие на помощь братцу. За каждое выполненное речевое упражнение дети получают фрагмент сказки в рисунке. Затем дети последовательно выкладывают все фрагменты сказки и пересказывают ее.

На протяжении года идет взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Был создан семейный клуб «В гостях у сказки». В рамках клуба были решены задачи: педагогическая поддержка родителям в развитии речи у детей с ОНР, обучение родителей приемам развития связной диалогической и монологической речи с использованием сказок; вовлечение родителей в игры-драматизации с детьми с целью развития фонематического восприятия.

В результате проведенной работы были постигнуты следующие положительные результаты: у детей улучшилось фонематическое восприятие и качество звукопроизношения, дети приобрели навыки звукового анализа и синтеза, стали чаще вступать в контакты со взрослыми и сверстниками. Мы заметили, что сказки, игры-драматизации, технология ТРИЗ и мнемотехника способствовали обогащению словарного запаса ребенка, развитию правильной, связной речи, развитию навыков пересказа.



t1681045611aa.jpg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.