12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Доклад «Развитие умений и навыков учащихся при обработке древесины на внеклассных занятиях»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ИГУ»)

Педагогический институт

Кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания

  1. Направление подготовки: 44.03.01

    Педагогическое образование

Профиль: Технология

Форма обучения: очная

Митрофанова Александра Вячеславовна

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Выпускная квалификационная работа бакалавра

Студент ________А.В. Митрофанова Руководитель: ст. преподаватель

(подпись) Машина С.Ф. _____________

(подпись)

Нормоконтролёр: зав. учеб. лаб. Консультант: доцент, канд. пед. наук

И.М. Цеплит ____________ Роголева Е.В. _____________

(подпись) (подпись)

 

 

Работа защищена «___» ____________ 20 ___ г.

с оценкой _______________________________

Протокол № ______

Иркутск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И

НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

ТЕХНОЛОГИИ …………………………………………………………………. 5

  1. Развитие умений и навыков обучающихся, как

психолого-педагогическая проблема ……………………………. 5

  1. Внеклассные занятия по деревообработке как способ развития

умений и навыков учащихся………………………………………. 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕРЕВООБРАТКЕ………………………. 22

2.1. Технологические особенности изготовления изделий из

древесины…………………………………………………………… 22

2.2. Методические рекомендации к организации и проведению

внеклассных занятий по деревообработке………………………… 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...... 37

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методическое обеспечение внеклассных занятий по

деревообработке

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Технологическое обеспечение внеклассных занятий по

деревообработке

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известна важнейшая роль труда в жизни человека. Характерные черты трудовой деятельности оказывают главное воздействие на развитие психики и нравственных представлений человека.

Именно в труде влияние человека на природу обретает своё выражение. Труд – это процесс, предполагающий сознательно-волевую работу людей, направленную на преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, необходимые и полезные человеку.

Особенным видом труда является труд учащихся. Существует несколько видов трудового обучения, к таким видам относятся: учебная деятельность, самообслуживание и трудовая деятельность на уроках технологии. Данные разновидности труда служат целям воспитания и привития подрастающему поколению определенных качеств личности, навыков и умений.

Одной из главных образовательных стратегий, является трудовая подготовка молодёжи. Так как важным условием эффективного функционирования, является потенциал народного хозяйства. Труд также неразрывно связан с процессом развития и социальной адаптации личности.

Необходимо также учитывать и физиологическую сторону труда, рассматривая труд как социальную стратегию. Трудовая деятельность требует различных движений и мышечных усилий, управляемых нервной системой.

Во время трудовой деятельности человек переживает радость, нравственное и эстетическое удовлетворение, а также мыслит, воображает, ощущает и запоминает, все эти проявления личности характерны и для трудового обучения в школе.

В настоящее время в школе основной целью образовательной области «технология» является подготовка учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях. Основной частью урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся, так как именно на уроках технологии реализуются возможности трудовой деятельности для обучения, формирования умений и навыков, а также развития и воспитания учащихся.

Успешность занятий трудового обучения, в основном, определяется материально-техническим обеспечением. Учебно-материальная база образовательной школы включается в себя совокупность материальных средств и условий, требуемых для организации трудового обучения и воспитания.

Актуальность выбранной темы заключается в решении проблем развития умений и навыков учащихся согласно требованиям образовательного стандарта по технологии.

Цель дипломной работы: разработка методического и технологического обеспечения внеклассных занятий по обработке древесины с учетом развития умений и навыков учащихся на технологии.

Объект дипломной работы: внеклассная деятельность обучающихся по технологии.

Предмет дипломной работы: содержание, формы, методы и средства организации и проведения внеклассных занятий по деревообработке, направленных на развитие умений и навыков учащихся.

Задачи дипломной работы:

изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме ВКР;

раскрыть способы развития умений и навыков обучающихся;

раскрыть технологические особенности изготовления изделий из древесины;

разработать методические рекомендации по организации и проведению внеклассных занятий по деревообработке, с учетом развития умений и навыков обучающихся.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

 

  1. Развитие умений и навыков обучающихся, как психолого-педагогическая проблема

Проблема формирования и развития умений у учащихся с давних пор притягивает внимание ученых. К примеру, немецкий педагог и психолог И.Ф. Гербарт утверждал, что основной целью как профессионального, так и школьного обучения считается формирование у учащихся умений и навыков.

Освоение знаний и навыков выступает в качестве значимых, однако, подвластных этой цели задач. Климов Е.А. рассматривал умение как сложное структурное образование, содержащее эмоциональные, умственные, волевые, творческие и чувственные качества личности, обеспечивающее результат поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях её протекания.

Понятие трудовые умения получило распространение в литературе, а также в практике обучения и не вызывает никаких разноречий в толковании.

Трудовые умения – это умения реализовывать деятельность согласно непосредственному преобразованию материальной действительности, в том числе и в производительном труде в сфере материального производства [7].

Также применяется термин практические умения. По сравнению с трудовыми умениями, практические умения необходимо рассматривать как более общее понятие – любая практическая работа ориентирована на реальное изменение наличного материального бытия, не только природного, но и социального [7].

Широко распространен термин профессиональные умения. Их необходимо рассматривать не как самостоятельный вид умений, а как конкретно определенный круг и конкретное качество трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества исполнения трудовых действий, так как без них невозможно обеспечить качественные и количественные требования, которые предъявляются современным производством к результатам труда работника.

Для профессиональных умений свойственны высокая точность и скорость исполнения действия, а также стабильность, то есть способность сохранять темп и точность действий, несмотря на побочные явления; гибкость, либо пластичность – способность творчески действовать в постоянно меняющихся условиях, осуществлять процесс различными способами, каждый из которых более результативен в определенном случае прочность, когда умение не утрачивается продолжительный период времени, в течение которого оно не применялось [7].

Многие умения являются общими для определенных типов деятельности. Так к общедеятельностным умениям (навыкам) относятся ходьба, бег, поддержание позы, чтение, письмо и многое другое. Психологами и педагогами были выделены необходимые для трудовой деятельности общетрудовые умения, такие как планирование, организация деятельности, самоконтроль и т.д.

Общетехнические умения – это умения чтения и составления чертежей, выполнения технических расчетов и измерений, настройки и наладки технических устройств.

Некоторые авторы различают также политехнические умения. Так, П.Р. Атутов определяет политехническое умение как способ практической реализации знания стандартных, общих сторон технических объектов, процессов изготовления и их научных основ. Согласно мнению автора, умения, которые отличаются гибкостью и широтой применения, то есть конструирование, разработка путей и средств унификации, оптимизация процессов производства и управления ими, связаны с основным решением интеллектуально-практических задач [7].

Некоторые отдельные умения могут быть сформированы относительно быстро – на основе осмысления цели и использования, накопленных учениками в предшествующем личном опыте, знаний и навыков. К примеру, для того чтобы обучить учащегося включать сверлильный станок, не требуются длительные упражнения – достаточно продемонстрировать, как это выполняется, и провести инструктаж о правилах безопасности труда. Для освоения других умений необходимо развитие у обучающихся обширной системы знаний и многократные упражнения.

В таком случае умение совершенствуется совместно со знаниями и навыками. В целом процесс развития умений можно представить условно в виде этапов, предложенных К.К. Платоновым.

      1. Первоначальное умение – осмысление цели действия и поиск способов выполнения, которые опираются на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

        Частично умелая деятельность – освоение умений при выполнении отдельных приемов и операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Проявление творческих элементов деятельности.

        Умелая деятельность – созидательное использование знаний и навыков с осмыслением мотивов выбора способов и средств её достижения, а не только цели. Освоение умений на уровне тактики трудовой деятельности.

        Мастерство – овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое формирование способности самостоятельного определения цели – целеполагание и созидательное использование различных умений [7].

Рационально рассматривать трудовые умения на трех уровнях: на уровне выполнения отдельных операций, к примеру, технологических; на уровне тактики и на уровне стратегии трудовой деятельности.

Под операционными умениями понимаются умения успешно выполнять технологические и иные трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке, пользования контрольно-измерительными приборами, микрокалькулятором и т.д.

Под тактическими умениями понимаются умения выполнять полностью технологический процесс, успешно использовать комплекс доступных средств труда и имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в меняющихся условиях. Тактические умения, наравне с комплексом операционных умений, содержат в себе несколько компонентов – способность к быстрой ориентировке в производственных условиях, владения общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования и использования справочной литературы, умения распределения ролей при коллективной организации работы. Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями – планирования, самоконтроля и организации рабочего места [7].

Под стратегическими умениями подразумеваются умения ориентироваться во всей системе производства, производственных отношений, определять место и цели своей трудовой деятельности в целом и её основных этапов в соответствии с целями производственного коллектива. Стратегические умения наравне с комплексом оперативных и тактических умений содержат в себе целый ряд компонентов, качеств личности, имеющих «внепрофессиональный» либо «надпрофессиональный» характер. Это высокоразвитые познавательные умения, стремление к повышению своей квалификации и овладению методами труда передовиков и новаторов производства, способность к активному участию в социальной жизни коллектива, управлении производством. Это развитая способность к творческой активности, к участию в рационализации и изобретательстве, в конструировании приспособлений и приборов, совершенствовании организации труда и производства; способность к выявлению потерь рабочего времени, определению путей повышения производительности труда и качества работы, экономии энергетических и сырьевых ресурсов. Данное умение организовывать деятельность на коллективистских началах, организовывать отношения в коллективе, создавать необходимый морально-психологический климат, тактично оказывать помощь отстающему [7].

В кругу проблем развития трудовых умений особым специфическим направлением считается исследование процесса формирования трудовых навыков и совершенствования на этой основе способов их развития. Оно требует своих подходов и специальных методов исследования. Как показало исследование этого вопроса, процесс развития трудовых навыков рационально рассматривать в двух сравнительно независимых, но взаимосвязанных аспектах. С одной стороны, это формирование результативных характеристик навыка – повышение точности операций и производительности труда. С другой стороны, это формирование характеристик адаптации – рост трудоспособности, понижение энергетических расходов, формирование динамического стереотипа. И совершенствование методов развития навыков должно реализоваться согласно этим двум направлениям в повышении эффективности методов формирования.

Для развития тактических умений необходимо совершенствование систем производственного обучения, использование документации письменного инструктирования, карточек-заданий и других средств активизации деятельности учащихся, коллективной организации труда учеников, применение «активных методов обучения» – производственных игр, решение производственных задач, анализ производственных ситуаций [7].

Для улучшения развития у учащихся стратегических трудовых умений необходимо создание в учебно-воспитательном процессе условий, позволяющих ученикам приобрести определенный опыт в осуществлении интегративной трудовой деятельности.

Психологи и педагоги считают, что знания являются основой для формирования трудовых умений. Поэтому целесообразно выделить ряд классификаций знаний, которые определяют формирование трудовых умений учащихся. Данные классификации, условны и рассматриваются как аппарат дидактических исследований.

Рассмотрим классификации знаний по следующим основаниям:

по делению знаний на знания об объекте действия;

по делению знаний на знания о действиях с объектом;

по уровням обобщения;

по составу разнообразия изучаемых объектов действия и условий деятельности;

по уровню усвоения знаний учащимися [7].

Более подходящей к целям, является классификация, предложенная М.А. Жиделевым. Он выделил три группы знаний, соответствующие трем уровням теоретических обобщений производственно-технических явлений: общенаучные, общетехнические и специальные. В общетехнические знания включены элементы технической механики – типовые детали машин, принципы устройства и применения механизмов и машин, знания об электротехнических устройствах, общих свойствах материалов, а также сведения о механической обработке древесины резанием, прессованием и другими методами; о точности обработки и взаимозаменяемости деталей и узлов, о способах контроля и измерений, о производственных чертежах и технической документации общего назначения, об основах организации, планирования, механизации и автоматизации труда [4].

К специальным знаниям М.А. Жиделев относит знания о применении конкретного оборудования, инструментов и приспособлений, о технологических операциях и процессах, о содержании, планировании и организации труда по отдельным профессиям. Общенаучные, или фундаментальные, знания содержатся в естествознании, математике, общественно-экономических дисциплинах.

С учетом рассмотренного выше деления, целесообразно выделить знания, таких уровней как знания об объекте действия и о действиях.

К знаниям об объекте действия относятся:

Чувственные знания о техническом объекте – восприятия и представления.

Описательные знания об устройстве и действии определенного технического объекта.

Знание естественно-научных основ.

Знание принципов устройства и действия технических объектов [7].

А к знаниям о действиях относятся:

Непосредственные (чувственные) знания о действиях с конкретным техническим объектом – восприятия и представления.

Феноменологические (описательные) знания о действиях с техническим объектом.

Знание общих правил действий с различными техническими объектами определенного вида, в различных условиях.

Знание научных основ, общих принципов технологии, основ экономики и организации труда и производства [7].

Дидактический анализ системы знаний, которые необходимо для формирования трудовых умений, предусматривает определение оптимального состава изучаемых объектов действия и условий деятельности. То есть необходимо сформировать у учащихся определенный круг трудовых умений.

Сколько конкретных объектов действия, и какие из них необходимо изучить и освоить учащимся на практике, чтобы иметь возможность в дальнейшем успешно выполнять трудовые действия, предусматриваемые кругом трудовых умений? Данный вопрос решается в двух аспектах: во-первых, учащиеся должны быть ознакомлены с многообразием технических объектов и действий, чтобы успешно применять развитые знания разных видов и уровней обобщения; во-вторых, учащиеся должны приобрести практический опыт работы с различными объектами в различных условиях, чтобы иметь возможность осуществлять перенос умений с одних объектов и условий, на любые другие необходимые случаи, входящие в заданный круг формируемых трудовых умений [7].

Усвоение учениками понятия «деревообрабатывающий станок» будет полнее и успешнее, если учащимся будут даны понятия о нескольких станках различных групп и изучение не будет ограничено одним или двумя станками. Выделение и изучение существенных признаков станков приводит к эффективному применению его в трудовой деятельности.

Рассмотрим последнюю классификацию знаний, определяющих формирование у учащихся трудовых умений по уровням усвоения. Под уровнями усвоения знаний понимается не только мера «заученности», но и мера возможности применить полученные знания в дальнейшей практической деятельности. В этих целях можно использовать классификацию, предложенную В.П. Беспалько:

1 уровень – знания-знакомства – изучение объектов, явлений, процессов и свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них. На этом уровне учащиеся получают сведения об общей структуре производства, о роли отрасли в структуре народного хозяйства.

2 уровень – знания-копии – подразумевает репродуктивные действия при самостоятельном воспроизведении и применении информации об объекте и действиях с ним. На этом уровне изучаются правила безопасности труда, свойства материалов, технико-экономические показатели разных видов и способов технологического процесса.

3 уровень – знания-умения – включает в себя продуктивные действия по применению полученной информации в отдельных производственных ситуациях, ученик способен конкретизировать, углубить и расширить знания, в процессе самостоятельной деятельности. На данном уровне учащиеся изучают способы диагностирования неисправностей оборудования, его ремонта, а также принципы управления и обслуживания станков и машин.

4 уровень – знания-трансформации – возможность творческого применения информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе этих знаний, то есть учащийся действует «без правил» в известной ему области, определяя новые цели и способы действий. На данном уровне учащиеся изучают основополагающие законы явлений, процессов и их сущность, а также теоретические основы технологических процессов [7].

Рубинштейн С.Л. и Фридман Л.М., помимо понятия «умения» рассматривают понятие «навыки», вследствие того что они неразрывно взаимосвязаны. По мнению, ученого Фридмана, способность выполнения каких-либо действий развивается изначально как умение. Затем на основании тренировок и выполнения данных действий, умения совершенствуются, и действия выполняются полностью автоматизировано, у обучающегося образуется навык выполнения данного действия, то есть умение переходит в навык. В общем же случае любое новое умение формируется на основе накопленных человеком в предшествующем опыте знаний, навыков и других ранее приобретенных умений [9].

Платонов К.К. рассматривает процесс формирования двигательных навыков наиболее подробно, и приводит полную картину процесса, характерную также и для сложных видов трудовых навыков. Он выделяет шесть этапов формирования навыков [7].

Начало осмысления – данный этап характерен отчетливым пониманием цели, но смутным пониманием способов её достижения и грубыми ошибками при выполнении действия.

Сознательное, но неумелое выполнение – данный этап характерен тем, что учащиеся отчетливо понимают, как необходимо выполнить действие, но выполняют они его не точно, с множеством лишних движений.

Автоматизация навыка – на этом этапе происходит более качественное выполнение действий при ослабевающем произвольном внимании, устраняются лишние движения.

Высокоавтоматизированный навык – этап характерен точным, экономным и устойчивым выполнением действий.

Необязательный – временное ухудшение выполнения действий. Данный этап проявляется при развитии сложных навыков, а также он связан с поиском учащимися собственного индивидуального стиля работы.

Вторичная автоматизация навыка – восстановление способностей четвертого этапа, но с проявлением индивидуального «почерка» в выполнении действий [7].

Выделим разнообразные трудовые навыки, которые человек использует в своей деятельности:

умственные, к ним относятся, например, навыки счета и чтения показаний приборов;

сенсорные – определение расстояний «на глаз», контроль за работой двигателя на слух;

сенсомоторные – к ним необходимо отнести два основных вида навыков: двигательные (опиливание, рубка металла, кладка кирпича) и сенсорно-двигательные (управление установками, агрегатами и машинами) [7].

Для трудового обучения формирование сенсомоторных навыков имеет большее значение, так как они составляют оперативную основу подготовки рабочих профессий. Следовательно, процесс формирования трудовых навыков целесообразно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны процесса – учащиеся должны достичь удовлетворительного качества выполняемых действий с приемлемыми затратами времени, при этом наибольшее значение имеет развитие самоконтроля, влияющего на точность действий учащихся. С другой стороны процесса – адаптация учащегося и приспособление его организма к данному виду деятельности в процессе упражнения: рост физической работоспособности, снижение энергетических затрат, отработка способов выполнения действий [7]. Изменение результативных характеристик адаптации в процессе упражнения происходит по-разному, со своей спецификой и своими закономерностями. Хотя, такое разделение условно, так как две стороны процесса взаимосвязаны, и их трудно разграничить.

К главным условиям эффективного развития умений и навыков, относятся:

детерминированность (определенность) задачи, осознание цели и методов её достижения;

наличие у обучающихся требуемых знаний;

соответствие методов обучения особенностям видов навыков;

результативность инструктажа;

необходимое количество и качество упражнений;

своевременность и объективность оценивания деятельности обучающихся и их знаний результатов упражнений;

активность деятельности учащихся [7].

Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы видно, что формированию умений и навыков уделяется огромное внимание.

В частых случаях формирование и отработка умений осуществляется на уроках по трудовому обучению. Однако занятие, в том числе и наиболее успешное, обладает одним недостатком: он ограничен во времени и не допускает отвлечений, даже если класс или группу очень беспокоит какой-либо вопрос, так как есть установленный план. Другое дело – внеклассные занятия, где педагог не связан строгими временными и плановыми рамками. Согласно этому, умения и навыки будет правильнее развивать, проводя внеклассную работу [4].

  1. Внеклассные занятия по деревообработке как способ развития умений и навыков учащихся

Внеклассная работа – это организация разных типов деятельности школьников в послеурочное время, которые обеспечивают требуемые условия для социализации личности ребенка [1].

Внеклассная работа представляет собой продолжение и развитие процесса, осуществляемого на уроках, и она подчинена единым учебно-воспитательным задачам. Также внеклассная деятельность неотъемлемо связана с учебной деятельностью, однако в отличие от неё основывается на принципе добровольности [1].

Внеклассная работа призвана расширять и углублять знания, полученные на уроках технологии, а также прививать и развивать умения работать с различными материалами и инструментами.

Деревообработка изучается в курсе технологии в разделе «Технология обработки конструкционных материалов». В 6-7 классах в разделе «Технология обработки конструкционных материалов» по теме «Технология обработки древесины» изучаются такие процессы обработки древесины, как раскалывание, пиление и строгание, циклевание и цинубление, долбление и сверление, разрезание и шлифование, обработка древесины электрифицированными инструментами, а также на сверлильном и токарном станках (Приложение Б).

При различных способах обработки древесины, требуются различные инструменты, а, следовательно, необходимо формирование умений и навыков работы с данными инструментами.

Существует несколько способов обработки древесины и древесных материалов. Но необходимо помнить, что изготовление любого изделия (полки для книг, табурета или оконной рамы) начинается с разметки. Разметка необходима, в свою очередь, для обеспечения прочного соединения отдельных деталей между собой. Основные разметочные инструменты: различные линейки и складные метры, штангенциркуль и транспортир, угольник и ярунок, малка и рейсмус, отволока и чертилка, шило и карандаш.

Обработка, при помощи которой изменяют размеры, формы и внешний вид древесины без изменения ее химического состава, называется механической. Данный способ обработки возможно производить вручную, станками или машинами. Основные методы ручной обработки древесины базируются на раскалывании и резании.

Раскалывание – разделение древесины по слоям вдоль волокон инструментом клиновидной формы, таким инструментом волокна не перерезаются, а расщепляются. Раскалывание используют для заготовки паркетной и бондарной клёпки, ручек и топорищ, а также дров. Чаще всего раскалывание эффективнее пиления, так как позволяет более полно использовать дефектную и дровяную древесину. При раскалывании используются такие инструменты, как топор и дерево-раскалывающие клинья [12].

Резание – это обработка при которой разрушаются связи между частицами древесины по заданному направлению. Резание осуществляется несколькими приемами: пиление и строгание, циклевание и цинубление, долбление и сверление, резание ножом и шлифование. Целью данной обработки является изготовление изделия нужной формы и размеров, с требуемой шероховатостью поверхности [11].

Пиление – процесс закрытого резания древесины пилами для разделения ее на части. Пила – это многорезцовый инструмент, с расположенными на рабочей кромке зубьями.

Строгание – процесс резания древесины ножами по прямой линий, которая совпадает с направлением рабочего движения. Для различных видов строгания (прямолинейного, криволинейного, плоского и профильного) существуют различные рубаночные инструменты.

Циклевание – это процесс резания необходимый для получения высокой чистоты поверхности путём тонкой зачистки древесины. Данный процесс выполняется резцом (циклей), установленным так, что этот процесс напоминает скобление [19].

Цинубление – резание, выполняемое для выравнивания больших плоскостей под облицовку, а также для зачистки и создания шероховатости поверхности необходимой для дальнейшего склеивания. Цинубление выполняется инструментом, который называется цинубель и имеет вид рубанка с круто установленным ножом, параллельные дорожки, которого образуют мелкие зубья. При строгании эти зубья делаю многочисленные мелкие желобки на обрабатывающей поверхности [19].

Долбление – резание древесины для получения выемок, гнезд и проушин, необходимых для выполнения соединений. При долблении используются режущие инструменты такие как долота, или стамеска, и вспомогательные инструменты, необходимые для нанесения ударов – молотки.

Сверление – резание древесины вращающимся инструментом с помощью которого выполняется отверстие в древесине. К инструментам, которые используют при сверлении, относятся сверла, дрель или вороток.

Разрезание – процесс резания, выполняемые ножом или стамесками, а также специальными инструментами необходимыми для резьбы по дереву.

Шлифование – это процесс резания, при котором резцами служат абразивные зерна, наклеенные на бумагу, либо ткань. Такая бумага, или ткань называются шлифовальной шкуркой. Острые углы абразивных зёрен при движении шкурки по обрабатываемой поверхности срезают тонкие и узкие стружки, и чем меньше зёрна, тем тоньше стружка и глаже обрабатываемая поверхность.

К машинным видам обработки древесины, относятся процессы, выполняемые на сверлильном и токарном станках, а также при помощи современных технологических машин и электрифицированных инструментов.

К электрифицированным инструментам относятся дисковые и ленточные электропилы, электрофрезеры и электрорубанки, электродолбежники и электросверла, а также электроотвертки и электрошлифовальные аппараты.

Сверлильные станки предназначены для сверления глухих и сквозных отверстий в сплошном материале, а также для рассверливания, зенкерования, развертывания, нарезания внутренней резьбы и вырезания дисков из листового материала. Для выполнения данных операций используются сверла, зенкеры, развертки и метчики [11].

Токарные станки предназначены для обработки тел вращения путем снятия с них стружки при точении. Токарный станок – один из древнейших станков, именно на его основе создавались такие станки как сверлильный, расточной и другие. На токарном станке выполняются различные виды токарной обработки: обтачивание цилиндрических, конических, фасонных поверхностей, подрезку торцов, отрезку, растачивание, а также сверление и развертывание отверстий, нарезание резьбы и накатку рифлений. На токарном станке, при использовании специальных приспособлений, можно выполнить фрезерование, шлифование и другие виды обработки [12].

Помимо ручной и машинной обработки древесины, существует также и художественная обработка. Художественная обработка – это совокупность средств, приемов, способов и методов для обработки различных материалов, с целью придания изделиям художественной ценности и потребительских свойств. Рассмотрим основные виды художественной обработки древесины.

Резьба по дереву – это процесс получения изображения с помощью вырезанных элементов. Плоско-выемчатая обрисовывает контуры изображения при помощи выемок, либо простыми линиями, либо геометрическими фигурами. А при рельефной резьбе узор приобретает объем.

Пирография – новый способ обработки, он заключается в получении рисунка, или узора, в процессе выжигания по дереву.

Точение – процесс, предполагающий вытачивание из дерева различных изделий, поражающих своей природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – получение различных растительных орнаментов. Существует несколько стилей орнамента, например, гжель и хохлома.

При изучении на занятиях выше перечисленных способов обработки древесины и древесных материалов учащиеся:

овладевают умением читать и составлять чертежи и технологические карты;

овладевают умением выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

овладевают знаниями о видах пиломатериалов;

изучают понятия о процессах и условиях обработки древесины раскалыванием и резанием;

изучают основные элементы геометрии простейших режущих инструментов и научатся осуществлять контроль;

учатся выявлять требования к основным параметрам качества деталей;

овладевают знаниями об устройстве и принципе работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

овладевают умением производить ремонт простейших ручных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры;

учатся выполнять основные операции по изготовлению деталей на сверлильном и токарном станках;

овладевают знаниями о способах отделки и художественной обработки поверхностей деталей;

овладевают умением украшать изделие выжиганием, резьбой по дереву, чеканкой, а также полировать, покрывать морилкой и лаком, окрашивать поверхность водными и масляными красками;

приобретут умение соединять детали из разных материалов (склеиванием, на гвоздях, шурупах и винтах);

приобретают знания о условиях организации рабочего места и безопасного труда при обработке материалов ручными инструментами и различными станками;

овладевают знаниями о основных видах инструментов для резьбы по дереву, умениями выполнять простые операции резьбы;

приобретают умения шлифовать поверхность;

овладевают знаниями о технологическом процессе и его элементах, об общем алгоритме построения технологии обработки деталей; умением выбирать технологическую схему обработки отдельных поверхностей в зависимости от технологических требований, предъявляемых к ним;

приобретают знания об общих принципах технического и художественного конструирования изделий;

овладевают умениями выполнять отдельные операции и изготавливать простые изделия из древесины на деревообрабатывающих станках по чертежам и самостоятельно разработанным технологическим картам;

овладевают основами художественной обработки древесины, умениями конструировать и изготавливать простейшие приспособления и инструменты для выполнения деятельности по обработке;

приобретают знания и умения составления поэтапного выполнения технологического процесса изготовления изделий из древесины;

развивают умения выполнять рабочие движения, при работе с инструментами, используемыми при выполнении деревообрабатывающих операций.

В полной мере овладеть знаниями и умениями учащимся могут способствовать внеклассные занятия по технологии, целью которых является расширение и углубление знаний, умений и навыков согласно учебному плану.

Внеклассной деятельности присуща организационная точность и планомерность, сформировавшиеся традиции, которые формируют подходящие условия и психологическую установку на созидательную работу в сфере добровольно выбранного и увлекающего ученика обучения. А также внеклассная деятельность имеет обширные возможности воспитательного воздействия на учащегося: во-первых, различная внеклассная деятельность содействует наиболее разностороннему выявлению индивидуальных возможностей ребенка, которые в основном не получается проанализировать на уроке; во-вторых, участие в разных видах внеклассной деятельности обогащает личный опыт учащегося, а также он получает нужные практические умения и навыки; в-третьих, внеклассная деятельность содействует формированию у учащегося интереса к разным типам работы, стремления активно принимать участие в результативной деятельности; в-четвертых, на внеклассных занятиях ученики учатся не только проявлять свои индивидуальные особенности, но и работать в коллективе [1].

Практическая направленность внеклассной деятельности предоставляет возможность на практике апробировать свои силы в обработке материалов, конструировании, решении технологических задач. Отсюда следует, что нужно расширить опыт учащихся, в том случае, если мы желаем создать прочные основы для самостоятельного трудового процесса. Чтобы значительнее и продуктивнее была работа воображения учащегося и работа его рук, необходимо, чтобы он больше слушал, смотрел и делал, а также чтобы больше знал и усваивал элементы трудовых операций. Поэтому главной задачей внеклассных занятий является необходимость демонстрировать значимость их деятельности и обеспечивать учащихся методами для её реализации.


 


 

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕРЕВООБРАБОТКЕ

2.1. Технологические особенности изготовления изделий из древесины

Древесина – это материал, который производят из кустарников и деревьев. Древесину применяют для производства самых разных предметов и строительства, её легко обрабатывать, и она прочна.

Рассмотрим различные методы применения древесины.

Древесина высокого качества используются для производства досок и других разновидностей пиломатериалов.

Древесина менее качественная используется для получения древесных материалов.

Древесина высокого качества подразделяется на два вида:

мягкая – древесина хвойных пород деревьев, к ним относятся ель, сосна и кедр. Мягкая древесина легко поддается распилу, сверлению и сгибанию. Её используют в строительстве, производстве бумаги и прессованной древесины;

твердая – древесина медленно растущих пород широколиственных деревьев, таких как дуб, ясень, береза, красное дерево и тик. Твердая древесина труднее режется и формуется, но зато она не гниет и очень прочна. Из такой древесины производят дорогую мебель, музыкальные инструменты, или специальные предметы, например, лодки и клюшки для крокета (Приложение Б).

Рассмотрим основные свойства древесины наиболее распространенных пород деревьев.

Сосна – имеет среднюю плотность, весьма высокую прочность и стойкость против загнивания. Сосна долговечна, умеренно гибка и упруга, легко обрабатывается. Её можно использовать как для внутренних, так и для внешних конструкций, часто используют для изготовления деревянных сооружений, полов и мебели [17].

Ель – легкая и мягкая древесина, очень гибкая и эластичная, выдерживает высокие нагрузки, легко раскалывается, прочна. Ель малоустойчива к переменному действию влажной и сухой атмосферы. Применяется в строительстве, для различных поделок и изготовления музыкальных инструментов [18].

Пихта имеет прямой стройный ствол, у нее легкая и мягкая древесина. Она умеренно долговечна, обладает высокой прочностью на сжатие и изгиб, но менее стойка к загниваю. Пихта применяется для изготовления мебели и музыкальных инструментов.

Кедр – древесина желтоватого или красноватого цвета, она легкая и легко режется. Кедр более стоек к загниванию, чем сосна. Используется как строительный материал.

Дуб – твердая, тяжелая, очень прочная и вязкая древесина, она хорошо гнется, исключительно долговечная и стойкая против загнивания. Дуб хорошо противостоит непогоде и мало изнашивается, а также долго сохраняется под водой. Дуб, пролежавший под водой становится черным, и называется мореным. Используется для изготовления инструментов, порогов и дверей, мебели и гидротехнических сооружений [17].

Красный бук имеет твердую, прочную и вязкую древесину, хорошо противостоит деформациям разрыва и среза. Она не устойчива к переменному воздействию влажности и сухости, плохо выдерживает длительные нагрузки. Красный бук применяется для изготовления инструментов, лестничных ступеней и фурнитуры [18].

Белый бук твердое, тяжелое и вязкое дерево, которое плохо раскалывается и малоэластичное. Применяется для изготовления рубанков, рукояток, стамесок и деревянных молотков.

Ясень по свойствам и внешнему виду похож на дуб. Древесина ясеня тяжелая и твердая, очень эластичная и вязкая, но, в отличие от дуба, недолговечная. Применяется для изготовления рукояток молотков и топорищ, спортивного инвентаря.

Клен – древесина плотная, твердая и хорошо обрабатывается. Применяется для изготовления деталей мебели, музыкальных инструментов, рубанков и т.д.

Береза – однородная древесина средней плотности. Используется в мебельном производстве как поделочный материал. Особенно ценной является древесина карельской березы, которая идет на отделку мебели.

Липа – однородная и мягкая древесина, которая легко обрабатывается ножом, стамеской и резаками. Из липы изготавливают различные поделки, деревянную посуду, музыкальные инструменты.

Древесину можно распилить на брусья, бруски, доски, пластины и четвертины [7].

Брусья изготавливаются толщиной от 100 мм до 400 мм, у них могут быть опилены две, три или четыре стороны, следовательно, они называются двух-, трех- и четырехкантными.

Бруски имеют толщину 50-100 мм, а ширину – не более 200 мм, они могут быть обрезными или иметь оставшуюся нетронутой боковую поверхность бревна, которая называется обзол; а плоский обрезной брусок называется рейкой.

Доски имеют толщину от 16 до 100 мм, ширину до 275 мм и длину до 6,5 м. широкую часть доски называют пластью, узкую – кромкой, концевую грань – торцом. Доски могут быть обрезными, необрезными и полуобрезными [19].

Обрезная доска – это пиломатериал размерами сечений от 16х8 мм до 250х100 мм. Необрезная доска – это доска с неопиленными или частично опиленными кромками. Полуобрезная доска – это доска, имеющая спиленную кромку с одной стороны.

Обаполы – это пиломатериал, имеющий внутреннюю пропиленную, а наружную непропиленую или частично пропиленную пласть. Обапол подразделяется на горбыльный и дощатый. Горбыльный обапол – это обапол, у которого наружная пласть не пропилена или пропилена не более чем на половину длины. Дощатый обапол – обапол, у которого наружная пласть пропилена более чем на половину длины [19].

Пластины – половинки бревна распиленного вдоль оси ствола. В результате распиловки бревна по двум взаимно перпендикулярным диаметрам получают четвертины.

Древесные материалы – это конструкционные, изоляционные и поделочные материалы, производимые на основе древесины. Древесные материалы получают путем горячего прессования древесных опилок, стружек и волокон, которые смешиваются со связующим веществом; либо склеиванием листов лущеного шпона, то есть листов древесины, получаемых лущением коротких бревен на специальных стенках. К древесным материалам относятся: фанера, древесноволокнистые плиты (ДВП), древесно-стружечные плиты (ДСП) и древесные пластики.

Фанера – вид древесного материала, который склеивают из листов лущеного шпона, так чтобы в смежных слоях волокна древесины были расположены перпендикулярно друг другу. В производстве фанеры используют древесину сосны, ели, березы, бука и клена. Фанеру применяют для устройства панелей, перегородок и встроенной мебели, а также для внутренней отделки помещений и строительных работ [19].

Древесноволокнистые плиты (ДВП) – древесный материал, представляющий собой спрессованную в плиты волокнистую массу из измельченной и расщепленной древесины. ДВП различают: сверхтвердые (плотностью 950 кг/м3), твердые (850 кг/м3), полутвердые (400 кг/м3), изоляционно-отделочные (250-350 кг/м3) и изоляционные (до 250 кг/м3). Древесноволокнистые плиты имеют размеры: длина 1200-5500 мм, ширина 1000-2140 мм, толщина 2,5-12 мм. ДВП широко применяют для звуко- и теплоизоляции, изготовления мебели и отделочных работ [20].

Древесно-стружечные плиты (ДСП) – древесный материал, представляющий собой спрессованные в плиты древесные стружки со связывающим веществом (синтетическими смолами). ДСП классифицируют по плотности: с малой плотностью (350-650 кг/м3), средней (650-750 кг/м3) и высокой (700-800 кг/м3). ДСП имеет размеры: длина 2440-5500 мм, ширина 1220-1440 мм, толщина 10-25 мм. Древесно-стружечные плиты хорошо обрабатываются, красятся и склеиваются, но имеют низкую влагостойкость. ДСП применяют в производстве мебели, строительных работ, а также в качестве декоративно-поделочного материала [19].

Древесные пластики – материалы, получаемые из лущёного шпона, древесной крошки, стружек и опилок путем пропитки их синтетическими смолами с последующей термической обработкой под давлением. К древесным пластикам относятся прессованная древесина, древесно-слоистые пластики и древесно-пластические массы [20].

Прессованную древесину получают из древесной крошки лиственных пород (березы, бука и клена) уплотненной под давлением, при температуре до 120°С. Прессованная древесина обладает высокой ударной прочностью, пластичностью, малым коэффициентом трения и повышенной влагостойкостью; выпускается в виде плит, брусков, досок.

Древесно-слоистые пластики изготавливают на основе тонкого шпона лиственных пород (березы, липы и бука). Шпон пропитывают раствором термореактивных синтетических смол, просушивают, собираю в пакеты и прессуют под давлением при температуре 120-150°С. Древесно-слоистые пластики обладают высокими механическими и электроизоляционными свойствами, устойчивы к воздействию влаги и многих химических реагентов.

Древесно-пластические массы – это материалы изготовленные на основе древесных опилок, стружек, волокон, обрезков шпона, пропитанных синтетической смолой, высушенных и спрессованных при температуре 120°. Они обладают высокими механическими и электроизоляционными свойствами, применяются в промышленном производстве для изготовления деталей машин, элементов электротехнической аппаратуры, а также как поделочный материал.

Древесина и древесные материалы могут быть подвержены биологическому, химическому и механическому воздействию.

Биологическая обработка древесины – это переработка низкокачественной древесины и древесных отходов в кормовые белковые дрожжи, этиловый спирт, фурфурол и ксилит. Биологическая обработка древесины обеспечивает сельскохозяйственное производство ценными продуктами микробиологического синтеза.

Химическая обработка древесины – это обработка, при которой на древесину воздействуют различными химическими соединениями. Химическая обработка используется в целлюлозно-бумажном, гидролизном и канифольно-скипидарном производствах.

Механическая обработка древесины – это обработка, при которой изменяется форма и объем древесины, без изменения самого вещества. Механическая обработка производится как с нарушением связи между волокон (резание и шлифование), так и без нарушений (прессование и гнутье) [21].

Механическая обработка древесины является основой изготовления изделий из древесины. При изготовлении изделий из древесины основными способами являются резание (пиление, фрезерование, точение, сверление, строгание, долбление) и склеивание.

Резание – это основной вид механической обработки древесины, при котором происходит разделение материала на заготовки или удаление его части для получения изделий заданных форм, размеров и требуемой степени шероховатости. По принципу резания осуществляется пиление, строгание, фрезерование, точение, долбление и сверление.

Пиление – это операция разделения древесины на части при помощи многорезцового инструмента – пилы. Пила представляет собой стальное полотно с насеченными по кромке резцами – зубьями [19]. При пилении древесины ручными пилами полотно совершает возвратно-поступательное движение при неподвижной заготовке, при этом зубья срезают стружку (опилки) и перемещают их из закрытого пропила. В результате пиления образуются плоские или криволинейные боковые поверхности и дно.

По устройству пилы подразделяют на лучковые пилы, ножовки и двуручные пилы. Лучковая (бугельная) пила состоит из полотна, рамки в виде дуги из металлической трубы овального сечения, эксцентриконатяжного устройства, зажима, винтов и крепления полотна. Ножовка состоит из полотна пилы, скрепленного с одного конца ручкой, изготавливается длиной от 250 до 600 мм. Двуручная пила состоит из полотна пилы, скрепленного с двух концов ручками. По роду движения пильного органа пиление подразделяется на следующие виды: пиление с возвратно-поступательным прямолинейным движением (рамные, поперечнопильные, лобзиковые пилы); пиление с непрерывным прямолинейным движением (ленточные, цепные пилы); пиление с непрерывным вращательным движением (дисковые, цилиндрические, сферические пилы). По направлению образования пропила в древесине пилы делят на продольные, поперечные и продольно-поперечные [20].

Фрезерование – процесс резания вращающимися резцами, расположенными на цилиндрической, торцовой или конической поверхности режущей головки. По форме поверхности, описываемой резцами в пространстве, фрезерование делится на цилиндрическое, коническое, торцовое, торцово-коническое и профильное. При цилиндрическом фрезеровании ось вращения инструмента параллельна обрабатываемой поверхности, а лезвия резцов описывают цилиндрические поверхности. Коническое фрезерование отличается наклонным расположением оси вращения инструмента к обрабатываемой поверхности, а режущие кромки резцов описывают конические поверхности. При торцово-коническом фрезеровании ось вращения инструмента перпендикулярна обрабатываемой поверхности, а лезвия резцов описывают коническую поверхность. Профильное фрезерование характеризуется криволинейным очертанием лезвий резцов, которые при вращении описывают поверхность сложного профиля. Режущий инструмент цепного фрезерования представляет собой цепь, состоящую из звеньев-зубьев, соединенных между собой шарнирно. Цепное фрезерование относится к закрытому виду резания [21].

Точение – технологическая операция, при помощи которой получаются детали с поверхностями тел вращения. Выполняется методом резания вращающейся вокруг своей оси заготовки горизонтально перемещающимися ножами (токарные станки) или методом вращения ножевой головки вокруг изделия (круглопалочные станки). Точение подразделяется на черновое и чистовое. Для черновой обработки детали точением применяют резцы с закругленной режущей кромкой радиусом 10-30 мм. при чистовом точении используют резцы с прямолинейной главной режущей кромкой, расположенной под углом 40-50° к оси вращения заготовки [21].

Сверление древесины – процесс обработки цилиндрических отверстий при поступательной подаче материала или сверла в направлении оси вращения инструмента. Применяется для получения отверстий или гнезд круглого сечения. Отверстия и гнезда предназначены для пропуска деталей металлических креплений (болтов и стяжек) и ввинчивания шурупов. Сверление выполняется при помощи сверлильных станков [21].

Строгание – это процесс резания древесины ножами по прямолинейной траектории, совпадающей с направлением рабочего движения [17]. При помощи строгания поверхности заготовок удаляют неровности, образовавшиеся при других видах обработки. Строгание также применяется для получения тарных дощечек и черновых заготовок.

Долбление – процесс резания, который используют для удаления небольшой части древесины с изготавливаемой детали [17]. Долбление выполняют долотами, а для зачистки поверхностей, снятия фасок, подрезания кромок, выемки желобов используют стамески. Долота имеют рабочую часть длиной 130, 150 и 160 мм, шириной 6, 8, 10, 12, 15, 18 и 20 мм и толщиной 8-9 и 11 мм. Стамески делятся на плоские и полукруглые. Плоские стамески изготавливаются длиной 105, 110 и 120 мм, шириной 4, 6, 8, 12, 15, 18, 20, 25, 30 и 40 мм и толщиной 3 мм. Полукруглые стамески применяют для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей. Длина рабочей части этих стамесок 105, 110 и 120 мм. Стамески шириной 6, 8 и 10 мм имеют толщину 2-2,5 мм, а стамески шириной 12, 15, 20, 25, 30 и 40 мм имеют толщину 2,5-3 мм.

Для того, чтобы соединить обработанные детали или получить деталь площадью больше доски, выполняют такой процесс обработки, как склеивание. Технологический процесс склеивания состоит из следующих операций [21]: подготовка материалов, которые необходимо склеить; нанесение клея на поверхность деталей; выдержка до прессования; прессование и выдержка под давлением; выдержка после склеивания. Перед склеиванием деталей, их необходимо хорошо отфуговать и проверить на наличие пыли, грязи и жирных пятен. Для склеивания применяют как синтетические клеи, так и клеи животного происхождения (костный, мездровый и казеиновый). Клей желательно наносить равномерно на обе склеиваемые поверхности. Огромное значение имеет выдержка заготовок с нанесенным клеем [20]. Выдержка может быть открытой и закрытой. Во время открытой выдержки древесина пропитывается клеем, быстрее испаряется влага из раствора, благодаря чему древесина меньше увлажняется. Закрытая выдержка осуществляется непосредственно после соединения склеиваемых поверхностей и длится дольше, чем открытая, а также закрытая выдержка в меньшей степени влияет на качество склеивания.

При работе с ручными инструментами и на станках необходимо соблюдать технику безопасности.

Технологию изготовления изделий из древесины можно рассмотреть на примере изготовления шкатулки.

Технология изготовления шкатулки.

Материал используемый для изготовления шкатулки – сосновая доска. Детали шкатулки: Боковые стенки (2 шт.) размером 110*110*15 мм; задняя и передняя стенки размером 210*110*15 мм; крышка размером 210*110*25 мм и дно размером 210*110*3 мм.

Стенки шкатулки (две боковых, задняя и передняя) и дно соединяются при помощи клея ПВА. Крышка крепится при помощи металлических петель. Шкатулка с внешних сторон отделывается пирографией.

Для получения гладкой поверхности применялась обработка шлифованием, при помощи шлифовальной машины, и вручную – наждачной бумаги. Готовое изделие покрывается лаком (Приложение А).

Древесные материалы используются в строительстве. А также древесина и древесные материалы являются конструкционными материалами для изготовления самых разнообразных изделий (мебели, предметов быта, инструментов). В зависимости от изготавливаемого изделия выбираются соответствующие методы технологической обработки в процессе их изготовления.

2.2. Методические рекомендации к организации и проведению

внеклассных занятий по деревообработке

Кружок по деревообработке организуется для учащихся 6-7 классов. Программа кружка составляется на 68 часов – 1 год обучения с учетом занятий по 2 часа в неделю (Приложение А). Целью программы кружка является развитие умений и навыков обучающихся по обработке древесины в процессе изготовления изделий из древесины и древесных материалов.

В кружок набирается от 13 до 15 человек. Начиная с первого занятия, руководителю кружка следует выявить индивидуальные особенности школьников, пришедших в кружок, их интересы и склонности. Учащиеся работают в кружке, более успешно, если у них сформировано положительное отношение к работе и есть потребность в творчестве, поэтому педагогу необходимо разнообразить формы и методы работы с кружковцами [1].

При выборе формы организации каждого кружкового занятия необходимо руководствоваться тем, как она способствует достижению его цели. Формы организации кружкового занятия близки к уроку [4]. При выборе ее учитывается состав кружковцев, материально-техническая база, тип и профиль кружка, сложность и трудоемкость объектов труда. Необходимо строить занятия так, чтобы заинтересовать всех ребят, найти каждому интересное дело.

При сообщении кружковцам новых знаний, предусмотренных программой, наиболее удобной является фронтальная организация работы учащихся, так как педагог имеет возможность управлять одновременно всей группой кружковцев, организуя репродуктивную или частично-поисковую деятельность, тем самым облегчая методическое руководство учебным процессом. Однако при выполнении практических работ обеспечить фронтальность длительное время трудно, так как кружковцы выполняют разные работы.

Если на занятиях не предусматривается одинаковые для всех работы, целесообразно применять групповую форму. Каждая группа, состоящая из 3-4 человек, выполняет задание по одной теме. Наиболее опытных и подготовленных ребят назначают бригадирами, которые помогают членам своей группы в работе. Если группы однородны по составу и выполняют одинаковые работы, то с целью активизации работы и приданию ей стимула между ними можно организовать соревнование. К достоинствам этой формы организации труда можно отнести воспитание у ребят коллективизма и инициативы при выполнении общей работы. Групповая форма применяется в тех случаях, когда фронтальная не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования.

В рамках указанных форм организации внеклассных занятий по технологии (фронтальной, групповой, индивидуальной) применяются следующие методы.

В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа [1].

Объяснительно-иллюстративные методы – это беседы, рассказы с демонстрацией слайдов, фотографий, видео и других иллюстративных материалов, выступление школьников с защитой разработанных ими проектов и образцов различных технических устройств, рефератов и другое [1]. Данные методы используются во внеклассной работе не только для сообщения новых знаний, развития навыков логического мышления, но и для создания у учеников определенного эмоционального настроя, делая тем самым их активными собеседниками по той или иной теме.

В целом успех беседы зависит не только от эрудиции руководителя кружка, но и от наличия наглядных пособий, иллюстраций.

При использовании объяснительно-иллюстративных методов во внеклассной работе по технологии, необходимо соблюдать следующие требования:

использовать принятые классификации;

не допускать у кружковцев представления о произвольности введения новых понятий;

использовать наглядные пособия и иллюстративные материалы;

активнее привлекать школьников к самостоятельным формулировкам, высказываниям собственных суждений;

при овладении кружковцами понятиями внимательно следить за правильностью их речи и помогать им делать точные и краткие выводы [4].

Репродуктивный метод. Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют – составляют планы, работают по инструкции на станке. От того, насколько трудно задание и от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками ученик должен повторять работу.

В основе многообразных методов и форм учебных занятий имеются общие характеристики:

каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

любое учебное занятие имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Рассмотрим типы и структуру занятий. Выделяют теоретические, практические, комбинированные занятия, а также занятие по решению технических задач и контрольно-проверочные занятия.

Теоретическое занятие длится не более 1 часа, проводится, как правило, в составе двухчасового занятия. Теоретические занятия проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, то есть в тех случаях, когда необходимо организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического материала. Структура теоретического занятия:

организационная часть;

сообщение темы и цели;

изложение нового материала;

закрепление его путем опроса учащихся;

работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений [5].

Практическое занятие – освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков. Структура практического занятия:

организационная часть;

сообщение темы и цели занятия;

вводный инструктаж;

самостоятельная практическая работа;

текущий инструктаж;

итоговая часть урока [5].

Например, на практических занятиях учащиеся овладеют приемами пиления лобзиком; овладеют навыками работы на сверлильном и токарном станках, выполнять пиление по внутреннему и внешнему контуру. А также приобретут навыки работы с шлифовальной машиной.

Комбинированное занятие – соединение элементов теоретического и практического занятий. Структура комбинированного занятия:

организационная часть;

сообщение темы и цели занятия;

опрос учащихся по изученному материалу;

изложение нового учебного материала и его закрепление;

вводный инструктаж;

пробное выполнение приемов практической работы;

самостоятельная практическая работа учащихся;

текущее инструктирование учителя;

итоговая часть [1].

На комбинированных занятиях учащиеся изучат виды художественной обработки древесины, устройство выжигателя и виды орнаментов, овладеют приемами выполнения выжигания разных орнаментов на различной древесине.

Помимо правильного выбора форм и методов организации занятий, необходимо правильно выбрать помещение для занятий.

Для занятий кружка требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Занятия можно проводить на базе школьных учебных мастерских по деревообработке, с достаточным дневным и вечерним освещением. Вечернее освещение лучше всего обеспечивается люминесцентными лампами, создающими бестеневое освещение, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности [1].

Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы для работы в учебном кабинете размещаются так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди, а падающие от рук тени не создавали помех во время работы.

Инструменты и приспособления необходимо хранить в инструментальном шкафу, оборудованном различными полочками и выемками для фиксации. Размещать инструмент нужно так, чтобы не портились его рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в отдельных секциях и в определенном порядке обеспечивает также быструю раздачу их на занятиях [1].

Таким образом занятие кружка будет эффективным способом развития трудовых умений и навыков старших школьников. Занимаясь в кружке, учащиеся могут определить этот вид деятельности своей будущей профессией.


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе выполнения ВКР была изучена психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по теме «Развитие умений и навыков учащихся при обработке древесины на внеклассных занятиях». На основе анализа информационных источников раскрыты способы развития умений и навыков обучающихся. Раскрыты технологические особенности изготовления изделий из древесины, а также разработаны методические рекомендации по организации и проведению внеклассных занятий по деревообработке, с учетом развития умений и навыков обучающихся.

Практической частью ВКР является проектирование и изготовление шкатулки. Конструкция изделия современна и удобна для потребления, а, следовательно, изделие является востребованным. При соблюдении технологии производства обеспечивается необходимая прочность, надежность и долговечность изделия.

Также было разработано методическое и технологическое обеспечение внеклассных занятий по обработке древесины с учетом развития умений и навыков учащихся на технологии.

Следовательно, материалы ВКР имеют практическое значение и могут быть использованы в учебном процессе для организации внеклассных занятий по технологии.


 


 


 


 


 

ЛИТЕРАТУРА

Внеклассная работа по технологии/Е.В. Роголева. – Изд. 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 160 с.

Климов Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 462 с.

Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Метод проектов в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации / сост. Л.И. Дубронская. – М.: МИПКРО, 1999. – 192 с.

Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / под ред. В.М. Казакевича. – М., 1996.

Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

Основы методики обучения технологии [текст]: учебное пособие для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Технология»/ сост. Е.В. Роголева, Л.Р. Третьякова. – Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016 – 132 с.

Основы методики трудового и профессионального обучения/ под ред. В.А Полякова. – М.: «Просвещение», 1987. – 246 с.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с.

Сидоров В.П. Обработка древесины в процессе обучения технологии / школа и производство. – 2004.

Степанова Б.А. технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: Учебник для нач. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 336 с.

Столярное дело Л.Д. Основы психологии. Ростов н/д. Издательство «Академия», 1997. – 736 с.

Технология: Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы В.Д Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2003. – 256 с.

Технология. Содержание и образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 304 с.

Тхоржевкий Д.А. Практикум по курсу «Методика трудового обучения»: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец., 2008.

Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. – М.: Ин-т практ. Психологии, 1997. – 287 с.

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecodrev.ru/drevesina

(Дата обращения 13.06.2017)

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://material.osngrad.info/node/17 (Дата обращения 13.06.2017).

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

(Дата обращения 13.06.2017).

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.technologywood.ru/ (Дата обращения 13.06.2017).

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.woodtechnology.ru/ (Дата обращения 13.06.2017).

Allbest.ru


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.