12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1364
Учитель физической культуры высшей категории
Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская
Материал размещён в группе «Классные руководители»
0

развиваем способности: внимание, воображение, творчество

Тема 3. РАЗВИВАЕМ СПОСОБНОСТИ: ВНИМАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

Кто может быть самим собою, пусть не будет ничем другим. Т. Парацельс

В мире слов и понятий: способности, внимание, воображение, творчество.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД

Что такое способности

Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить именно ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, учатся что-либо делать. Что же такое способности?

Известный отечественный психолог Б. М. Теплов выделил три характеристики способностей:

во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

во-вторых, способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а являются благоприятной предпосылкой для их формирования.

Р. С. Немов предлагает рассматривать способности так, как это исторически получилось в психологии.

Наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей звучит так: «Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний». В настоящее время этим определением практически не пользуются.

В XVIII–XIX веках появилось определение способностей как «высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности». Отчасти это определение является употребимым и в настоящее время.

Способности

природные (естественные)

специфические (человеческие)

Различают природные, или естественные, способности и специфические (или человеческие) способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, элементарное мышление. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но формируются на основе элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в среде людей.

Общие способности связаны с развитием интеллекта и определенных особенностей личности, таких как:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные и другие.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, часто не сочетаются друг с другом, вместе встречаются только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в самых разных областях.

Это важно знать!

Способности и интеллект.

Творческие способности не всегда связаны напрямую с интеллектом, или умением быстро и качественно думать. М. Воллах и Н. Коган описали личные особенности школьников с различными уровнями интеллекта и творческих способностей:

   

интеллект

   

высокий

низкий

Такие ребята:

верят в свои возможности;

хорошо себя контролируют;

хорошо ладят с людьми;

способны быть очень внимательными;

проявляют большой интерес ко всему новому и необычному

Такие ребята:

находятся в постоянном конфликте между собственными представлениями о мире и школьными требованиями;

недостаточно верят в себя;

имеют низкую самооценку;

боятся оценки со стороны окружающих

Такие ребята:

энергичны, и достигают успехов в учебе;

неудачи воспринимают как катастрофу;

боятся рисковать и высказывать свое мнение;

не слишком стремятся к общению;

не любят, когда их оценивают

Такие ребята:

по внешним признакам хорошо приспособлены к жизни в школе;

держатся в «середнячках» и довольны своим положением;

знакомы абсолютно со всеми ребятами в своей параллели; умеют «правильно» общаться с учителем;

имеют адекватную самооценку;

пассивны в учебе

Универсальная формула способностей:

Обладающий высокими общими способностями ученик может быстро и качественно выучить любой урок и при этом не утомиться, успеть поиграть, погулять, поболтать с приятелем и получить при ответе на следующий день хорошую отметку.

Способному все дается легче, а неспособный проливает больше пота и слез.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Тест «Внимателен ли ты?».

Внимательность – одно из качеств личности, определяющих общие способности. Есть люди, которые всегда начеку – ничто их не может удивить, ошеломить, поставить в тупик. Им противоположность – люди рассеянные и невнимательные, теряющиеся в простейших ситуациях.

Предлагаю тебе оценить, внимательный ли ты или невнимательный. Для этого ответь «да» или «нет» на следующие вопросы:

1) Часто ли ты проигрываешь из-за невнимания?

2) Разыгрывают ли тебя друзья и знакомые?

3) Умеешь ли ты заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то, о чем говорят вокруг тебя?

4) Находил ли ты когда-нибудь на улице деньги или ключи?

5) Смотришь ли внимательно по сторонам, когда переходишь улицу?

6) Способен ли вспомнить в деталях фильм, который посмотрел два дня назад?

7) Раздражает ли тебя, когда кто-то отрывает тебя от чтения книги, газеты, просмотра телевизора или какого-либо иного занятия?

8) Проверяешь ли сдачу в магазине сразу у кассы?

9) Быстро ли находишь в квартире нужную вещь?

10) Вздрагиваешь ли, если тебя внезапно кто-то окликает на улице?

11) Бывает ли, что ты одного человека принимаешь за другого?

12) Увлекшись беседой, можешь ли пропустить нужную тебе остановку?

13) Можешь ли ты, не мешкая, назвать даты рождения твоих близких?

14) Легко ли ты пробуждаешься ото сна?

15) Найдешь ли ты в большом городе без посторонней помощи то место (музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывал единожды в прошлом году?

По одному очку оцени ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11, 12.

11 очков и больше. Ты удивительно внимательный и проницательный человек. Такой памяти и такой внимательности остается только позавидовать – это дано не каждому.

От 5 до 10 очков. Ты достаточно внимательный, не забываешь ничего важного. Однако, как говорится, и на старуху бывает проруха – кое-что можешь запамятовать, иногда проявляешь рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями. И все же ты способен в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо промашки.

4 очка и менее. Ты очень рассеянный, и это является причиной многих неприятностей в твоей жизни. Когда тебя в этом упрекают, ты, бывает, отвечаешь с улыбкой, что просто мечтательный и не придаешь значения всяким «пустякам». Пустякам ли? Ведь из-за твоей невнимательности окружающие терпят неприятности – что значит, например, забыть закрыть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко – скажем, для людей престарелого возраста – оно не подвластно нам. Но в молодые годы каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать собранность и постоянно тренировать память.

Хочешь выяснить, какие у тебя способности? Для этого необходимо выполнить серию заданий.

 

2. Тест «Гибкость мышления».

Перед тобой таблица с анаграммами (наборами букв). В течение 3 минут попытайся составить как можно больше слов из этих наборов, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

ИВО

ЯОДЛ

АИЦПТ

УАРДБЖ

ОАЕФМРС

ИЛА

РУОТ

УАРГШ

УАККЖР

АИККРПС

АБЛ

ЕНОБ

ООСВЛ

ООАРБД

ОАИДМНЛ

АШР

АУКЛ

ОАЛМС

ААККЗС

ЕЕЪВДДМ

0ЗВ

ИАПЛ

БРЕОР

УАЬБДС

ЕЕДПМТР

УКБ

ААПЛ

ОТМШР

АИСЛПК

ОАЬТДРС

ИРМ

ОРЩБ

ОЕЛСВ

ЕУЗНКЦ

АААЛТПК

ОТМ

ОЕТЛ

ААШЛП

УАПРГП

ОАЕМЛСТ

АСД

ОЕРМ

ОЕСМТ

ОООЛТЗ

ААЬБДЕС

ОБЛ

ОКТС

АИЛДН

ЬОЕУЛМ

ААОСКБЛ

Это задание определяет гибкость мышления.

Если тебе удалось найти больше 20 слов, можешь считать, что ты умеешь быстро и эффективно думать; 15–20 – это хороший результат, но есть над чем поработать; меньше 10 – можно предположить, что ты – «тяжеловес» мышления, и быстро думать тебе еще предстоит научиться.

Скорость выполнения мыслительных задач во многом определяется биологическими задатками человека, такими как скорость протекания нервных процессов. У одних людей – высокая подвижность процессов торможения и возбуждения, у других – не очень высокая. Давай попытаемся определить твои скоростные показатели.

 

3. Тест «Быстрота мышления».

Тебе предлагается вставить в слова пропущенные буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Время выполнения – 3 минуты. Внимание – начали!

Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ К-ША О-Р-Ч

К-Н-А К-С-А-НИК С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь

В-ЗА З-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГА В-С-ОК

Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НО П-Д-АК

С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А

Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А

А теперь подсчитай количество правильно составленных слов:

менее 20 слов из 40 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

21–30 слов – средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов; :

31 и более слов – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

 

4. Логические задачи.

Теперь тебе предлагаются 10 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче тебе необходимо указать, в каком отношении находятся буквы, стоящие под чертой – больше «>» или меньше «<». Время решения всех задач – 5 минут. Засекай время!

1. А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 4 раза
В А

2. А меньше Б в 10 раз
Б меньше В в 6 раз
А В

3. А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 6 раз
В А

4. А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза
В А

5. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз
А В

6. А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 12 раз
В А

7. А больше Б в 6 раз
Б больше В в 7 раз
А В

8. А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 5 раз
В А

9. А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 3 раза
В А

10. А меньше Б в 2 раза
Б больше В в 8 раз
А В

 

5. Развиваем воображение и творчество.

1) Перечисли как можно больше необычных способов использования такой привычной вещи, как газета.

2) Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Что они расскажут о нашем мире и о нас?

3) Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

4) Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

5) Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуй лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

6) За одну минуту постарайся написать как можно больше женских имен, начинающихся на «С» (второй вариант – мужские имена на «С»). Имена не должны дублировать друг друга, например «Саша» и «Саня». Можно использовать редкие и «заграничные» имена. Внимание, начали»!

7) За одну минуту необходимо дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки, тематически связанные с продуктами питания. Рисунок не должен располагаться полностью внутри окружности – окружность должна являться составным элементом рисунка.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

1. Как развить свои способности.

2. Развитие внимания.

3. Творческие способности.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.