12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давлетбаева Лейсан Илдаровна29
Россия, Башкирская респ., Октябрьский
0

Анализ «Развивающие возможности активных методов обучения»

Развивающие возможности активных методов обучения

На сегодняшний день в связи с ростом потока информации перед педагогам средне- профессионального учебного заведения возникает проблема ее передачи ,так как ее количество возросло в тысячи раз чем в прошлом веке как и ее источники. Если к этому относиться серьезней и задуматься ,то это действительно так. Перед педагогами возникают задачи ,связанные с поиском новых методов обучения, так как искомые методы не всегда достигают желаемых результатов. То насколько занятие будет эффективным ,зависит от того насколько методы и средства соответствуют поставленным целям ,для стимулирования познавательного процесса стали широко использовать активные методы обучения.

Для начала уточним, что же такое метод? В переводе с греческого означает способ деятельности ,путь. Немецкий философ Г.Гегель утверждал ,что метод- это душа предмета.

Рассмотрим как толкует профессор Беспалько активные методы и разберем их отличие от обычных методов: активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка, методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей .Как мы видим активные методы обучения включают в себя намного больше приемов по отношению простых и требуют больше времени для подготовки педагога. Получается учитель тратит больше усилий на подготовку к занятию ,а на занятиях занимает пассивную позицию тем самым предоставляя больше возможности к размышлению и беседе студенту.

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно - управленческих средств (В.Н. Кругликов).

Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Одним из основных сторонников активности ученика в процессе обучения был Мишель Монтень. Он говорил, чтобы больше говорил ученик и больше слушал учитель. Утверждал ,что нужно научить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они все проверяли, а не усваивали чтобы угодить к преподавателю.

Имеется три источника знаний, это- слово, наглядность, практика. Соответствующе выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источники знания - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия ,муляжи ); практические методы (знания и умения, которые формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают главное место в системе методов обучения.В них в одят рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Беседа - диалогический метод обучения,когда учитель общааясь с учеником путем вопросов и ответов достигает поставленной цели, т.е. доводит до понимания учеником изложенного материала . Беседа может быть примененяться для решения любой дидактической задачи. Различают несколькл видов : индивидуальные беседы (вопросы задаются одному ученику), групповые беседы (вопросы адресованы всему классу или какой то определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем). Беседа как метод обучения имеет имеет достоинства: активизирует учебно-познавательную деятельность ученика; развивает речь, память, мышление; имеет воспитательную силу; помогает держать в контроле знания учащихся.

Учебная дискуссия основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или так же опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с учебником - один из важнейших методов обучения. Основные достоинства этого вида - возможность в любое удобноле время обраться к учебнику ,заниматься по ней, читать,тренировать память и т.д. При использовании учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, в котрую входят разного вида пособия, схемы , таблицы, рисунки, модели , приборы, технические средства. Наглядные методы делят на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся

По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Выделяют следующие методы:

* объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);

* репродуктивные;

* проблемного изложения;

* частично-поисковые (эвристические);

* исследовательские.

Суть объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем и запоминают . В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - учащиеся- преподаватель -- учащиеся и т. д.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:

* преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

* учащиеся самостоятельно ее разрешают;

* преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Изучив все активные методы обучения ,следует отметить что они, основываются на :развитии критического мышления обучаемых, практической направленности ,творческом характере, интерактивности, групповой формы работы, игровом действии ,диалоге и полилоге, высокой степени вовлечённости обучаемых в учебный процесс.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Активное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, активное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.

1.Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

2.Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.

3.. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.