Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Во поле береза стояла»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Во поле береза стояла»
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о березе, как одном из символов нашей страны.
2. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни и др.)
3. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора.
4. Расширение представлений о русском народном искусстве,· народном быте, культуре, о традициях и обычаях.
5. Развивать внимание, воображение речь.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение экологических сказок о березе, заучивание стихов и песен о березе, организация русских народных игр. Рассматривание иллюстраций художников о березе.
Занятие проводится в мае или июне на участке детского сада, где растут березки.
Воспитатель: Береза - символ нашей Родины. Она славится не только красотой, но и пользой. Как вы думаете, какую пользу приносит береза?
(дети высказывают свои предположения).
Воспитатель:Много стихов сложено о красавице березе.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках…
Это стихотворение написал А.Прокофьев
А теперь послушайте потешки
Ребенок читает:
Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке, —
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!
Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.
Итак, что такое потешка? - Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
Дети разыгрывают сценки-потешки:
-Эй,Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Веди сюда!
- Да не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
2. – Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр, что делает?
- Да на печи лежит!
Воспитатель: Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые
пословицы:
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту) .
Старая пословица о берёзе — Береза ум дает, кого бьет (о розгах).
Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель: Ребята, скажите, а береза какая? Дети описывают березу, которая растет на участке.
Перед детьми появляется девочка в белом платье – березонька и поет закличку:
Берёзка громко кричала,
Дорогих гостей созывала:
— Ходите, девушки, в луг гулять,
Зелёные веточки завивать,
Я к вам согнусь,
Сама в веночки завьюсь.
А вы меня величайте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зелёные,
А вы весь год весёлые.
Воспитатель: Такие песни называются закличками.
Воспитатель приглашает девочек:
«Раз, два, три, четыре, пять — становись, БЕРЁЗКИ, в ряд!»
Приглашает мальчиков взять инструменты:
Музыканты, выходите!
Инструменты вы берите,
Будем слушать мы сейчас,
Дружный детский перепляс!
ХОРОВОД «ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»
Воспитатель: В старину ребята и девчата часто собирались, пели, играли в русские народные игры. Давайте и мы с вами поиграем, но сначала по считалке нужно выбрать водящего:
На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.
Воспитатель: Собирайся детвора, начинается игра.
Народная игра «Гори, гори, ясно»
Все участники становятся парами один за другим, держась за руки. А ведущий стоит перед колонной и держит в руке над головой платочек. Потом вместе говорят:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После этих слов игроки последней пары бегут вперед и тот, кто первым возьмет платочек, становится ведущим перед колонной, а тот, кто не такой ловкий «горит».
Появляется Баба Яга.
А я вашу березку спрятала, не найдете вы ее и праздник я вам испорчу. Воспитатель:
Поспела новая игра –
Нелегкое заданье.
За дело взяться нам пора
И проявить странье!
Ну-ка за руки беритесь,
В хоровод все становитесь!
Звучит веселая быстрая музыка. Народная игра «Баба Яга- Костяная нога»
Баба Яга - Костяная нога
Печку топила,
Кашу варила!
С печки упала,
Ножку сломала,
Пошла на базар –
Раздавила самовар!
Пошла на улицу -
Раздавила курицу!
Пошла на лужайку –
Испугала зайку!
Пошла гулять в сад -
Рассмешила ребят.
Пошла в огород –
Рассмешила народ!
Во время этих слов Баба Яга пытается грозить детям. Дети убегают от Бабы Яги. Та их догоняет и останавливает. Все замирают на месте.
Баба Яга. Ну все! Кажется, я всех заколдовала своей волшебной метлой! А ну-ка, попробуйте, расколдуйте! Отгадайте мои загадки! Слушайте первую!
А теперь отгадайте загадки:
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки.
Ответ: берёза
Высока росточком,
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
Ответ: берёза
В белом наряде стоит при параде.
Летом мохнатенька, зимой суковатенька.
Ответ: берёза
Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.
Ответ: берёза
В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
Ответ: берёза
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: берёза
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
Ответ: берёза
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
Ответ: берёза
Баба Яга:Молодцы, все загадки отгадали. Так и быть, расколдую я ваших ребят. Приводит девочку-березку.
- Вот вам ваша березка. Но я хочу послушать какую-нибудь сказку, уж очень я их люблю.
Воспитатель:
Вечерами любили девчата и ребята собираться на посиделки, петь песни, рассказывать сказки, истории разные. Давайте и мы с вами присядем на лавочку и послушаем сказку про березу.
Сказка «Хоровод берёз»
Автор сказки: Ирис Ревю
Ночью, когда все дети спят, в лесу случаются всякие чудеса. Деревьям надоедает стоять на одном месте, и они потихоньку танцуют, водят хороводы. Всё равно их никто не видит. Лучше всех водят хороводы берёзки. Насмотрятся они днём, как девушки в ярких платках на полянке танцуют плавно, красиво, и стараются повторять движения. А однажды берёзки потерялись. Уже и клён с осинкой, и дуб с елью в танцах покружились. А берёзок всё нет. Кругом темно, ночь стоит непроглядная. Пошли деревья искать берёзки. Хорошо, что стволы у берёзок белые, они быстро нашлись. Просто засмотрелись белоствольные на звёзды яркие, на месяц золотистый, вот и не пришли. А благодаря стволу белому (его хорошо в темноте видно), отыскались быстро. Наконец все деревья были в сборе, и стали они хороводы водить.
Баба Яга: Я вообще-то добрая старушка. Ох, не нравится мне, что меня дразнят. А я люблю дразнилки про ребят, хотите научу. Ну так вот, слушайте и запоминайте.
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
Девочка-березка: Хватит дразниться, давайте и мы с вами сыграем в игру «Ходит Ваня:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка.
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова:
Нашел Ваня, нашел Ваня
для себя дружочка.
Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Баба Яга довольная:
- Не хочу я улетать от вас, ребята, так мне все понравилось. Но меня ждут в лесу дела. Ребята прощаются с ней.Возвращаются в детский сад.
Используемая литература:
О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПб., изд. «Детство - Пресс», 1998.
Г.П. Федорова На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПб., изд. «Детство - Пресс», 2000
Г.П. Федорова Заглянет солнце и в наше оконце. Игры и потешки для развития способностей детей. «Колокольчик», СПБ., 1997.
Л.И. Мельникова. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях М. 2000
Е.н. Кулагина Русские традиции в обряды в Вашем доме, Система Плюс, СПб., 1997.
«Русский фольклор». Песни, сказки, былины, загадки, игры, пословицы, М. «Художественная литература», 1986.
Ватолина Светлана Анатольевна
Пинчук Лилия Валентиновна