12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахмедова Гулнора Алибековна21
6

Развёрнутый конспект интегрированного урока-викторины по русскому языку и литературе в 7 классе


викторина по русскому языку и литературе в 7 классе
PPTX / 2.93 Мб

t1653762900aa.gif



Развёрнутый конспект интегрированного урока - викторины по русскому языку и литературе.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Интегрированный урок-викторина по русскому языку и литературе.

Повторение и закрепление знаний в классах : 7 Г и 7Д.

ЦЕЛЬ УРОКА: Уметь быстро и точно отвечать на вопросы викторины, подтверждая ответы примерами.

ЗАДАЧИ УРОКА

Русский язык

Литература

Образовательные:

выработка навыков по использованию знаний по теме причастие; определение их вида; правописание суффиксов.

повторить: части речи.

закрепить навык чтения наизусть.

изучить возможности литературы, как источника жизненных уроков

Воспитательные:

продолжить формирование идей;

связей между учебными предметами;

познаваемости окружающего мира;

формировать адекватную самооценку

выработка навыков командного духа.

Развивающие:

формировать мотивы и потребности изучения русского языка и литературы

развивать навыки исследования, развивать познавательный интерес учащихся

развивать интеллектуальную личность, способную к самостоятельному оригинальному мышлению

развитие соревнователных навыков



ТИП УРОКА:  урок обобщающего повторения, систематизации полученных знаний;

ВИД УРОКА: урок-практикум

ФОРМЫ РАБОТЫ: командная, исследовательская практическая работа

МЕТОДЫ:

Обучения – рассуждающий, аналитико-синтетический

Преподавания–объяснительно-поисковый, иллюстрирующий, инструктивный

Учения – исполнительный, практический

ОБОРУДОВАНИЕ:

конверты с вопросами;

Презентация;

проектор, экран.

ХОД УРОКА

Этапы урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Подготовка кабинета


2. Объяснение условий викторины.

Побуждение:

Сегодня мы подведём итоговое занятие, объединив два предмета. Перед вами на столе конверты, с вопросами, на которые вам предстоит ответить. Всего 14 конвертов. Очередность выбора задания будет определять жребий. Вопрос, который выпал команде-сопернице больше не повторится. В случаи, если команда не смогла ответить на вопрос, соперникам выдаётся возможность заработать дополнительный бал.

Демонстрация: Вопросы, выпавшие по жребию, будут демонстрироваться на экране.

Два класса образуют две команды, которые сидят за «круглыми» столами на противоположных сторонах. Представители от двух команд проводят жеребьёвку.  

3. Практическая задача.

Подберите синонимы к данным фразеологическим оборотам.

Рукой подать-…

с рук сбыть-…

подать руку помощи-…

ни свет, ни заря-…

без царя в голове-…

куры не клюют-…

объявить выговор-…

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Проверяем: на экран выводится ответ к вопросу.

Рукой подать - очень близко

с рук сбыть- избавиться

подать руку помощи - помогать кому-либо

ни свет, ни заря - очень рано, на рассвете

без царя в голове -…о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке.

куры не клюют - много

объявить выговор один из видов административного наказания

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

Назовите все самостоятельные и служебные части речи

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.


Проверка.

Проверяем: на экран выводится ответ к вопросу.

Самостоятельные части речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Служебные части речи.

Предлог, союз, частица

3. Междометия и звукоподражательные слова

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

3. Что такое причастие?


Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое?

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и будущего времени.

Причастия изменяются по родам, числам и падежам.

В предложении обычно являются определением

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

Что такое причастный оборот?
Как он выделяется на письме?


Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В причастный оборот не входит определяемое слово. Причастный оборот является одним членом предложения- определением.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

Расскажите о действительных и страдательных причастиях.

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам совершает действие.

Художник, рисующий картину.

Страдательное причастие обозначает признак такого предмета, который находится под действием другого.

Картина, нарисованная художником


Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

Расскажите о суффиксах причастий


Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Проверим.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени:

I спряжение

УЩ, ЮЩ

Читать- читающий

II спряжения

ащ, ящ

лежать - лежащий

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени:



Гласный+ вш строить-строи+вш+ий

согласный+ш нести-нес+ш+ий

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени:

I спряжения ЕМ, ОМ

читать- чита+ем+ый

II спряжения им

любить – люб+им+ый

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени:

выучить- выуч-енн-ый

увезти- увез-ённ-ый

узнать- узна-нн-ый

бить- би-т-ый

выдернуть –выдерну-т-ый

колоть- коло-т-ый

запереть- запер-т-ый

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

Слитное и раздельное написание не с причастиями


Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

НЕ пишется слитно

с причастиями, которые не употребляются без НЕ: негодующий,  недоумевающий, 

ненавидящий

с полными причастиями, не имеющими зависимых слов: несостоявшейся (встречи)

с причастиями, образованными от глагола с приставкой НЕДО- недооценённый, недосоленный, недожаренный;

с причастиями, при которых есть наречия меры и степени

весьма необдуманное решение, 

явно неподходящие условия, 

очень невыгодное предложение

НЕ пишется раздельно с причастиями, имеющими зависимые слова

не собиравшийся пропускать встречу с другом, не ведающий преград

с причастиями, к которым относится противопоставление с союзом а

не обдуманное, а спонтанное решение; 

не вымы шленная, а реальная история

с краткими причастиями часы не заведены, картина не написана, книга не прочитана 

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

К какому роду литературы относятся былины?

Какие былины вы знаете?


Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Проверим.

Былины – произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Команда-соперница дополняет ответ, если он был неполный.

Практическая задача.

В чем смысл поучений Владимира Мономаха и с каким из них вы согласны и сегодня?

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка.

Поучения Владимира Мономаха»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

напоите и накормите просящего…

убогих не забывайте и подавайте сироте…

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

соблюдайте своё слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете,

тому учитесь.

Команда-соперница дополняет ответ, если он был не полный.


Практическая задача.

Назовите поэмы входящие в состав «Пятерицы» Алишера Навои. Прочитайте наизусть несколько строк из творчества поэта.

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка

Проверим.

«Хамса»

1«Смятение праведных»

2«Лейли и Меджнун»

3«Фархад и Ширин»

4«Семь планет»

5«Стена Искандера»

Команда-соперница дополняет ответ, если он был не полный.



Практическая задача.

Что такое классицизм? В чём особенности русского классицизма?

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка

Проверим.

Классицизм- художественное направление в литературе и искусстве середины XVII века. Своё название это литературное течение получило потому, что считало произведения классической древности- Греции и Рима. Основной принцип классицизма- соблюдать требование «трёх единств»- действия, места и времени.

Особенностью русского классицизма является то, что русские писатели XVIII века обращались чаще к сюжетам и событиям своей, русской истории, чем к древнегреческой или римской.

Команда-соперница дополняет ответ, если он был не полный.



Практическая задача.

Какой герой в поэме «Полтава» в сознании Пушкина навсегда остался необыкновенным человеком? Почему?

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка

Проверим.

В Петре I, на взгляд Пушкина, олицетворялся национальный творческий гений русского народа. Нельзя не отметить того , что о деятельности Петра в 20-х годах XIX века знали больше по рассказам и преданиям, чем из книг. Белинский правильно указывал, что 20-30-х годах дети «» разве от дядек и мамок узнают, был на Руси великий царь Петр I» Следовательно, в эти годы читатели получали первое представление о личности Петра из поэм Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»

Команда-соперница дополняет ответ, если он был не полный.



Практическая задача.

Почему народ сохранил память о Калашникове в произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

Обсуждают ответ. Выбирают, кто будет отвечать.

Проверка

Степан Парамонович Калашников защищает свою любовь, семью, честь жены; умеет постоять «за правду до последнего»; глава семьи, несет ответственность за жену; для Алены Дмитриевны он«царь», «красно солнышко» Брак – святыня.  

Команда-соперница дополняет ответ, если он был не полный.

Практическая задача.

Прочитайте наизусть хором стихотворение.

Команда выбирает стихотворение и хором читает его наизусть.

Проверка

Учитывается синхронность, интонация, техника чтения.

Команда-соперница, в случаи неудачного прочтения стихотворения пртивником, может также выполнить это задание.

8. Подведение итогов.

Чему мы сегодня научились?

Была ли работа сложной?

Где и когда можно использовать полученные нами знания?

Что было самым сложным и что осталось непонятным?

Нужны ли нам такие уроки?

Записывают на стикерах.

Желающие- афишируют.









































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.