ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Наталья Ольховская181
Образование высшее, стаж работы 26 лет, учитель начальных классов ЦДО детей-инвалидов г.Ростова-на-Дону
Ростовская обл., Ростов-на-Дону
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»

ГКООУ РО санаторная-школа интернат №28 г.Ростова-на-Дону

Научно-практическая конференция

Тема: «Профессионально-личностное развитие педагога, использование здровьесберегающих технологий в обучении младших школьников - залог повышения качества образования»

Выступление:

«Реализация метода проектов в начальной школе»

 

Ольховская Н.И.

учитель начальных классов

Метод проектов в начальной школе.

В условиях стремительно изменяющегося мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования учащихся. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельности младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Поэтому в практической деятельности наряду со следующими технологиями: технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии, а также здоровьесберегающие технологии, мною широко используется метод проектной деятельности. (слайды 1-2)

Применяя в работе метод проектной деятельности, можно убедиться в эффективности его для развития: речи учащихся, орфографической зоркости, мышления и воображения. Этот метод позволяет решать учебные и воспитательные задачи, повышать уровень самостоятельности учащихся, вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, (т.е. учатся конструировать, моделировать, проектировать), с полученными знаниями и навыками легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, к меняющимся условиям жизни. (слайд 3).

Учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. (слайды 4-5).

 

Проектный метод направлен на …

- Развитие критического мышления

- Развитие творческого мышления

- Умения работать с информацией, работать в коллективе, владеть культурой коммуникации. (слайды 6-9)

Прежде чем приступить к разработке какого-либо проекта, с ребятами были рассмотрены все этапы работы над проектом.

В 2012-2013 учебном году учащимися были разработаны следующие проекты: (слайд 10)

4 “М” класс: Алиева Ж., Лемешенко М., Поскребалов Д.

С Днем защитника Отечества!

С Днем 8 Марта!

“Давайте посмеемся”. (К 1 апреля)

“Наша дружная семья”. (К международному дню семьи)

“Я помню, я горжусь!” (К Дню Победы)

“Наши трудовые будни”.

“Прощай, начальная школа!”

3 “К” класс: Давтян Альберт.

С днем рождения! (Поздравление ученицы 4 «М» класса)

Строгие обитатели морей и океанов. (О жизни акул)

Проект

«Я помню, я горжусь!»

был выполнен Алиевой Ж. к Дню Победы.

(слайды 11-25)

Цель работы:

Воздание памяти погибшим и почести живым ветеранам.

Восстановление в памяти событий Великой Отечественной войны (1941-1945) по воспоминаниям ветеранов.

Задачи:

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за Родину, одержавшую победу в Великой Отечественной войне (1941-1945), уважительное отношение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла.

Способствовать развитию у современных школьников сопричастности к делам, направленных на сохранение в памяти ценных исторических событий.

Поиск информации:

воспоминания ветеранов, детей войны, публикации о ВОВ и ветеранах в местных СМИ (районных газет — например: «Сальская степь» из рубрик «Защитили Родину от врагов» или «Безымянная высота» - конкурс юнкоров);

- фото и описание памятников погибшим воинам в населенных пунктов, где проживают дети;

стихи, рисунки, сочинения, открытки, фотографии о ВОВ.

На первом этапе работы с детьми были проведены ознакомительные беседы по теме: «Великая отечественная война 1941-1945г.» (на уроках чтения и окружающего мира), в ходе которых дети узнали, сколько горя и страданий принесла русскому народу война.

Следующим этапом был - поиск информации (в местной районной газете, в сети Интернет):

- воспоминания ветеранов;

- воспоминания детей войны;

- фото и описание памятников г. Сальска

Братская могила воинов, павших в годы Гражданской войны (1918-20гг.) и Великой Отечественной войны при освобождении г.Сальска и Сальского района (1942-43гг.)

Мемориальный ансамбль «Поклон» находится на площади Свободы города Сальска. Авторы: архитектор Б.В. Игнатенко и скульптор В.Л. Глухов. Памятник имеет свою историю. В период Великой Отечественной войны в братской могиле были захоронены воины Советской Армии, погибшие при обороне г. Сальска в 1942году и при его освобождении в 1943г.

- 1947год-братская могила благоустроена, на ней установлена гипсовая скульптура солдата. На пирамиде, увенчанной звездой и надписью «Вечная слава героям, павшим в боях за Родину» закреплен гипсовый венок.

- В 1967г. памятник реконструирован и имеет современный вид. Скульптор памятника – мемориала - В.Л. Глухов, архитектор – Б.В. Игнатенко, оба сальчане. Памятник представлял собой стрелу из светло-розовой мраморной крошки, высотой 7 метров, установленную на земляном холме.

- 1975 год - на братской могиле, за холмом, установлены 9 надгробий, В них монтированы плиты из белого уральского мрамора, на которых высечены 177 фамилий захороненных воинов.

- 1981год - рядом с братской могилой похоронен наш земляк, Герой Советского Союза Борис Иванович Терентьев.

Памятник в честь 116-й Донской кавалерийской дивизии, сформированной в г. Сальске в 1941 году. Скульптурный монумент в виде тройки лошадей с двумя всадниками, на постаменте, установлен на въезде в г. Сальск в 1987 году.

Авторы памятника: скульптор Демьяненко М.И и архитектор Стадник А. У подножия памятника укреплена мемориальная доска с надписью: «В ноябре 1941 года в г. Сальске была сформирована 116-я Донская казачья кавалерийская дивизия».

- фотографии ветеранов, парада и др.

- стихи о Дне Победы, картинки, рисунки6 посвященные Дню Победы.

Оформление проекта (использовали разные программы, межпредметные связи — на уроках русского языка писали сочинение; на уроках чтения — читали, печатали стихи и подбирали подходящие картинки, открытки;)

Защита проекта (на уроке окружающего мира).

Знакомство с проектом «Я помню, я горжусь!» учащихся 3 «К» и 3 «П» классов на уроках окружающего мира и чтения.

Размещение проекта на сайте учителя в «Социальной сети работников образования» в разделе для детей: Проект «Алые паруса».

Получение «Свидетельства о публикации в электорнных СМИ». (слайды 26-28)

Результаты работы над проектами показали, что учащиеся стали чувствовать себя на уроках более уверенно, при защите проектов, решении задач могут высказать свою точку зрения, с удовольствием вступают в диалог и умеют договариваться, плодотворно взаимодействовать друг с другом. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Учащиеся стали очень тесно общаться между собой во внеурочное время, независимо от того в каком классе они учатся. Ребята 4 «М» класса помогали советами при выполнении домашнего задания ученику 3 «К» класса Давтян А.; обменивались различной информацией; совместно смотрели и обсуждали мультфильмы; играли в игры и т.д.

 

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Таким образом, работа над проектом требует от учителя много сил, времени, терпения. Для учеников учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически САМ.

Опыт показывает, что проект несет в себе большой учебно–воспитательный эффект: дети учатся

- аргументировано излагать свои мысли, идеи,

- отстаивать свою точку зрения,

- анализировать свою деятельность, вклад каждого в общее дело,

- находить компромисс,

- признавать и исправлять свои и чужие ошибки, причем, при защите проекта, они осязают, демонстрируют результат проекта – продукт своей деятельности.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов – это тот путь, который показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Хотя, конечно, не надо забывать и о чувстве меры: проектное обучение ни коим образом не должно вытеснять классно – урочную систему, становиться некой панацеей, а вот применять его с другими активными методами обучения очень эффективно, с его помощью достигаются такие учебно–воспитательные цели, которые при традиционном обучении будут вырабатываться очень долго.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/k1449951938.ppt (Презентация «Реализация метода проектов в начальной школе»)

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.