12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия2943
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак

Речевая карта

Ф.И.О. ребенка                           дата рождения  

 

Откуда поступил

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Сведения о родителях:

мать  

отец   

 

Данные анамнеза:

 

Протекание беременности: без патологии, легкий токсикоз, тяжелый токсикоз, угроза преждевременных родов, соматические заболевания, инфекционные заболевания, гестоз.

 

Развитие плода: без патологии, с патологическими проявлениями.

 

Характер родов: без патологии, с асфиксией плода, родовая травма.

 

Раннее развитие речи ребенка: время проявления голосовых и речевых реакций: крик    гуление  лепет   первые слова  первые предложения   ______________________________________

 

Раннее (до 1 г.) психомоторное развитие ребенка: в срок, с опозданием, с опережением

 

Перенесенные заболевания:  

 

Занимался ли ранее с логопедом, результаты    

 

Ι. Исследование состояния моторной сферы

 

1. Состояние общей моторики

 

 

Моторная память (повторить за логопедом 4 движения для рук): выполнение правильное,  неправильное; выполнение последовательное, непоследовательное; переключение не нарушено, нарушено.

 

Произвольное торможение (маршировать и быстро остановиться по хлопку): движения плавные, лишены плавности; движения ног точные, не точные; двигательная реакция соответствует сигналу, не соответствует.

 

Статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное, с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места, делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу.

 

Динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок):  выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.

 

Пространственная организация двигательного акта (начать ходьбу oт центра круга   направо    пройти   круг вернуться в центр слева. Пройти  кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти ка­бинет вокруг и вернуться в пра­вый  угол по диагонали через центр из противоположного уг­ла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.): знает стороны тела, не знает; знает ведущую руку, не знает; выполняет уверенно, неуверенно.

 

Темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук): нормальный, ускоренный, замедленный, медленный.

 

Чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен, замедлен, нормальный; нарушает   количество  элементов, не нарушает.

 

ВЫВОДЫ: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ, ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ, СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ, ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ, ТЕМПА, ЧУВСТВА РИТМА, ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫЕ, АКТИВНЫЕ, ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ, НЕЛОВКИЕ.  

 

 

2. Состояние ручной моторики:

 

Статическая координация движений:

-распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами  и удержать в вер­тикальном      положении     под счет до 15;

-распрямить ладонь, развес­ти  все  пальцы  в стороны  и удержать   в   этом   положении под   счет;

-«коза» под счёт;

-«зайчик» под счёт;

-сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет;

-положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать под счет.  

 

 

Динамическая координация движений:

-выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать 5-8 раз;

-держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе;

-сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той же последовательности;

-попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем;

-«ладонь»-«кулак»;

-положить вторые пальцы на третьи на обеих руках.

 

ВЫВОДЫ: ПЛАВНЫЕ, ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ, НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН, ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НАРЕШЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ; СИНКИНЕЗИИ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ

 

ΙΙ. Строение и подвижность органов артикуляции

 

1. Строение артикуляционного аппарата

 

 

А. Мимическая мускулатура в покое: носогубные складки выражены, сглажены; носогубные складки симметричны, асимметричны; рот открыт, рот закрыт; слюнотечение есть, нет; ассиметрия губ есть, нет;  губы смыкаются плотно, свободно; гиперкинезы есть, нет

 

Б. Губы: естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы,  послеоперационные рубцы,  загубные уздечки, укорочены короткая уздечка верхней

 

В. Зубы: ровные,  здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие,    редкие,   кривые,   недоразвитые,   кариозные,   нормальной величины, диастемы

 

Прикус: физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двухсторонний

 

Строение челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед), прогнатия, норма

 

В. Твердое нёбо: куполообразное, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое,  расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма

 

Г. Увуля: отсутствует, укорочена, расщеплена, свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону, норма

 

Д. Язык: толстый, вялый,  напряженный,  маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут  вглубь рта, вне ротовой полости, норма

 

Е. Подъязычная уздечка: короткая, эластичная, натянутая, приращенная, неэластичная, норма

 

2. Состояние артикуляционной моторики

 

Губы:

-«Ниточка» и удержать под счёт до 5;

-«Бублик»;

-«Хоботок»;

-«Заборчик»;

-«Зайчик»;

-«Лягушка»;

-«Окошко»;

-многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

выполнение правильное; диапазон движений нормальный, невелик; синкинезии; без напряжения, с напряжением, чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; тремор; саливация; гиперкинезы; активна только правая сторона губ, только левая сторона губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

 

Челюсть:

-«Бегемотик»;

-движение челюстью вправо-влево;

-выдвинуть нижнюю вперед.

выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; синкинезии, тремор, саливации; движение не удается.

 

Язык:

-«Лопатка» и подержать под счет до 5;

-положить широкий язык на верхнюю губу;

-«Часики»;

-«Лопатка»-«Иголочка»;

-«Орешки»;

-«Качели»;

-«Змейка»;

-стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза.

выполнение правильное; недостаточный диапазон; синкинезии; неуклюжесть движений; движение всей массой; не выражен кончик языка; замедленность; неточность; девиация; тремор; волны; подёргивания; напряжённость; посинение; гиперкинезы; вялость; истощаемость; саливация; удерживается в определенном положении, не удерживается в определённом положении; движение не удается

 

Мягкое нёбо:

-широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); провести шпателем по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

-при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

выполнение правильное; объем движения ограничен; синкинезии; малая подвижность небной занавески, гиперкинезы; саливация; движение не удается); отклонение маленького язычка в сторону.

 

Продолжительность и сила выдоха:

-сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;

-поддувать пушинки, листок бумаги.

выдох слабый, сильный; укороченный, длительный.

 

 

Динамическая организация движений артикуляционного аппарата:

-оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.

выполнение правильное; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения;  нарушение плавности; напряженность языка; подергивание; волны; тремор; движения языка не удаются, легко переключается с одной артикуляционной позы на другую.

 

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; ГИПЕРКИНЕЗЫ; СИНКИНЕЗИИ; САЛИВАЦИЯ; ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ГИПОМИМИЯ, АМИМИЯ; СГЛАЖЕННОСТЬ НОСОГУБНЫХ СКЛАДОК; АССИМЕТРИЯ ГУБ; ГИПЕРТОНУС, ГИПОТОНУС, ДИСТОНИЯ, МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В №; ДЕВИАЦИЯ ЯЗЫКА; ПАРЕЗ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК; ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

 

3.Состояние мимической мускулатуры

 

Мышцы лба:

-нахмурить брови;

-поднять брови.

выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями, небольшого объёма; движение не удается.

 

Мышцы глаз:

-легко сомкнуть веки;

-плотно сомкнуть веки;

-закрыть правый глаз, затем левый;

-подмигнуть.

выполнение правильное; движение не удается; появление синкинезий.

 

Мышцы щёк:

-надуть левую щеку;

-надуть правую щеку;

-надуть обе щеки одновременно;

-втянуть щеки в рот.

выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.

 

Формирование мимических поз: удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.

правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается

 

ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

 

ΙΙΙ.Исследование фонетической стороны речи

 

Состояние звукопроизношения     

-свистящие -

-шипящие -

-соноры -

-заднеязычные -

-др. звуки -

-усредненность гласных -

-оглушение звонких согласных -

-озвончение глухих согласных -

-нарушение йотированных гласных -

-недостаток произношения мягких согласных -

-палатализация -

-изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи -

 

ВЫВОДЫ: ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).

 

ΙV. Произносительная сторона речи

Голос  – тихий, чрезмерно громкий, крикливый, резкий, с металлическим оттенком, сиплый, хриплый, немодулированный, назализованный, затухающий, звонкий, модулированный, слабый, нормальный голос нормальной силы, неумение говорить шепотом, пользуется твердой атакой голоса / использует мягкую атаку голоса.

 

Темп речи –  быстрый, ускоренный, замедленный, медленный, спокойный, умеренный, равномерный.

 

Мелодико-интонационная сторона речи – интонированная, выразительная; монотонная; малоинтонированная.

 

Дыхание – прерывистое, верхнее, нижнедиафрагмальное, грудное, шумное, смешанное, ритмичное, поверхностное, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий, толчкообразный; речь организует на выдохе, на вдохе.

 

Степень разборчивости речи: невнятная, малопонятна, несколько снижена, смазанная, не нарушена   

 

ВЫВОДЫ: ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса, темпа, дыхания, мелодико-интонационной стороны,ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ.

 

V. Исследование состояния фонематического слуха и звукового анализа

Опознание фонем на фоне

-ряда гласных звуков -

-согласных звуков -

-слогов -

-слов -

 

Повторение слогового ряда за логопедом -

 

Придумывание слов с данным звуком -

Определение данного звука в названии картинок -

 

Определение места данного звука в словах -   

 

Раскладывание картинок с оппозиционными звуками в два ряда -  

 

Слуховая диффе­ренциация звуков -

 

Определение…

-1-го гласного звука в слове -

-последнего гласного звука в слове -

-первого согласного звука в слове -

-последнего согласного звука в слове -

 

Последовательное называние всех звуков в слове  

 

Определение количества звуков в слове  

 

Придумывание слов из…

-2 звуков -

-3 звуков -

-4 звуков -

-5 звуков -

 

Сравнение слов-паронимов по звуковому составу:  

 

Выводы: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО. навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно.

 

V. Исследование слоговой структуры слов

Односложные слова:  

Двусложные слова:  

Трехсложные слова:  

Четырёхсложные слова:  

 

ВЫВОДЫ: СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ; ДОБАВЛЕНИЕ СЛОГОВ; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ  

 

VΙ. Исследование импрессивной речи

 

1. Обследование номинативной стороны речи

 

Понимание существительных (показать на картинке по просьбе логопеда от­дельные предметы, части тела) -

 

Узнавание предмета по описанию -

 

Понимание действий -

 

Понимание признаков -

 

Понимание пространственных наречий -

 

2. Обследование понимания предложений

 

Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности:

-Принеси, покатай на полу и поставить машинку на стол. -

-Закрой дверь и выключи свет в комнате. -

-Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул. -

 

Понимание инверсионных конструкций:

-Я умылся после того, как сделал зарядку (Что мальчик сделал раньше?). -

-Петю встретил Миша (Кто приехал?). -

 

Выбор подходящего слова: Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьёв. -

 

Исправление предложения: Коза принесла корм девочке. -

 

Понимание сравнительных конструкций: Слон больше мухи или муха больше слона?  -

 

Выбор правильного предложения: Взошло солнце, потому что стало тепло или Стало тепло, потому что взошло солнце.

 

Заканчивание предложения: Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что…

 

 

3. Обследование понимания грамматических форм

 

 

Понимание форм единственного и множественного числа существительных -

 

Понимание отношений, выраженных предлогами -

Понимание падежных окончаний существительных:

-покажи линейку ручкой

-карандашом ручку

-карандаш линейкой  

 

ВЫВОДЫ: ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ СФОРМИРОВАНА, СФОРМИРОВАНА НЕДОСТАТОЧНо

 

VII. Исследование экспрессивной речи

 

Характер экспрессивной речи: однословная, фразовая, связная  

 

1. Обследование слов, обозначающих предметы:

-обобщающие слова:

-части тела:  

-части лица:

-посуда:  

-одежда:

-обувь:

-головные уборы:

-дикие животные:  

-домашние животные:

-домашние птицы:

-дикие птицы:

-насекомые:

-рыбы:

-деревья:

-цветы:

-грибы:

-овощи:

-фрукты:

-ягоды:

-продукты:

-мебель:

-музыкальные инструменты:

-рабочие инструменты:

-электроприборы:

-профессии:

-транспорт:

-редко употребляемые слова:

 

Дополнение данного тематического ряда: тетрадь, ручка, учебник…

 

Называние предмета по его описанию:   

-Кто косой, слабый, трусливый? -

-Что светит, сияет, греет? -

-Как называется помещение, где читают и получают книги? -

 

Название детенышей животных:

кошки собаки  коровы  козы  лошади  курицы  утки  волка  лисы   медведя

Части предмета:

-окна:

-стула:

 

 

2.Обследование слов, обозначающих признаки предметов:

 

Вкус:  

Цвет:

Форма:

Подобрать признаки к предметам: ёжик -   ёлка -  яблоко -

 

Обследование слов, обозначающих действия предметов:

 

Названия действий людей: врач ___ учитель ___ продавец ____ шофёр ___ повар ___ маляр ___

 

Названия действий животных:

 

кто как передвигается: ласточка -  лягушка -  кузнечик -  щука -  змея -  воробей -  лошадь -  лиса -

 

кто как кричит: петух -  ворона-  воробей -  голубь -  сорока -

 

Название времен года, их последовательности, признаков:

 

Подбор антонимов: большой -  холодный -  чистый -  твердый -  тупой -  мокрый -  широкий -  светлый -  высокий -  старший -  

 

Подбор синонимов к словам: боец -  радость -  врач -  тайна -  верный -  быстрый -

 

Подбор однокоренных слов: лес -  сад -

 

вЫВОДЫ: АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН.

 

VIII. Состояние грамматического строя речи

 

1. Словоизменение

 

Употребление сущест. ед. ч. в разл. падежах:  

 

Образование форм родительного падежа множественного числа существительных:

«Чего много в лесу?» -

«Чего много в саду?» -

«Чего много в этой комнате?» -

 

Преобразование ед. ч. имен существит. во мн.: коза -  глаз -  стул -  лоб - ухо -  дерево -  рот -  билет -  перо -  окно -  рукав -  воробей -  доктор -  лев -  рог -  хлеб -    

 

Употребление предлогов:   

 

Согласование  числительных с существительными:  

 

2. Словообразование

 

Образование уменьшительной  формы существительного: ковер - гнездо - голова - сумка -  ведро -  птица - трава - ухо -  лоб -  воробей -  стул -  дерево -

 

Образование прилагательных от существительных: снег -  бумага -  стекло -  пластмасса -  мех -  шерсть -  пух -

 

Образование сложных слов: камень дробить -  землю черпать -  сено косить -

 

ВЫВОДЫ: ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (АГРАММАТИЗМ).

 

IX. Состояние связной речи

Составление предложений по сюжетной картинке -   

Составление рассказа по сюжетной картинке -

Составление рассказа по серии сюжетных картинок -

Пересказ текста -

Самостоятельный рассказ -

 

ВЫВОД: РАССКАЗ СОДЕРЖИТ ВСЕ ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ; ВЕРНО ПЕРЕДАЁТСЯ СМЫСЛ, НО ОТСУТСВУЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЗВЕНЬЯ; ИЗЛОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТАРНОЕ;  СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; ТРЕБУЕТСЯ РАЗВЁРНУТАЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЖЕ ПРИ ОКАЗАНИИ РАЗВЁРНУТОЙ ПОМОЩИ; ИЗЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ; ИЗЛОЖЕНИЕ ЛОГИЧНОЕ; СЛОВАРЬ АДЕКВАТЕН; ВЕРБАЛЬНЫЕ ШТАМПЫ; СЛОВАРЬ ОГРАНИЧЕН;  ВЫРАЖЕННАЯ БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ; ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ; НЕГРУБЫЕ АГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ; МНОЖЕСТВЕННЫЕ ГРУБЫЕ АГРАММАТИЗМЫ.   

 

 

Логопедическое заключение

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.