12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
галина1098
Творчество
Россия, Астраханская обл., Астрахань
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»

Речевые жанры. Рецензия.

Цель урока: знакомство с жанром рецензии, особенностями её построения, уметь отличать рецензию от других речевых жанров

1.Словарь ошибок: мировоззрение (во второй части слова воз- приставка, -зр – корень, поэтому –зз-), источенный (причастие от глагола совершенного вида –источить, следовательно –енн-), подлинный (-длин- корень, -н- суффикс, прилагательное, пишу –нн-), регрессивный, идеология, декларация, колонка, колоссальный (запомнить), труженик (суффикс –ник-), искусство (-искус- корень, -ств- суффикс, будет –сс-)

2. Проверка д/з № 76 (2, 4, 5), характеристика. Порядок разбора

Синтаксический разбор предложения: 1в. Не только на улице было холодно но и дома ещё не топили экономя дрова.

2в. Был уже осенний ноябрь и природа сопротивлявшаяся зиме чувствовала первые холода.

Выполни пунктуационный разбор, не забудь проверить знаки препинания, укажи их вид (завершения, разделения, выделения)

3. Рецензия.

-Какие стили речи вам известны? Что вы знаете о публицистическом стиле?

-Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение?

-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв) Познакомимся с новым жанром – рецензией

- Рецензия   (от   лат.   recensio   «рассмотрение»)   —  разбор   и   оценка   нового художественного,   научного   или   научно-популярного   произведения;   жанр   критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость, актуальность.

Близка к отзыву.

4. Особенности рецензии

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п.

Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям

Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.

5. Отличие рецензии от отзыва

1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения.

2. Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора.

3. Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи.

6. Пример рецензии.

Листопад

   Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.


Рецензия на миниатюру М.М.Пришвина «Листопад»


Небольшое произведение М.М.Пришвина рассказывает о поведении зайца в лесу. Казалось бы, всё просто, зайчишке-трусишке свойственно бояться каждого шороха. Но нет, автор обращает наше внимание не только на лесного жителя, он говорит обо всех: «ты не побоялся… тебя… кто-то … схватил в зубы». Я считаю, что Пришвин имеет в виду любого человека, который очень самонадеянно отрицает очевидные вещи. Такой обязательно попадёт в беду, им точно «кто-то воспользуется». Это страшный, подлый, но часто встречающийся закон жизни.

Подобные миниатюры писателя замечательны тем, что в них за простыми рассказами о природе скрывается притчевый смысл. Рекомендую всем читателям познакомиться с этими замечательными произведениями.

7. Д/з выучить определение - рецензия. Написать сочинение по тексту ОГЭ вариант №1., словарь (15 словарных слов)

ГВЭ - Калиев, Данилов, Крынин, Саидахмедов - сочинение на тему: Почему люди могут ошибаться при выборе профессии?



статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв



Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.