12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадыкова Алсу Гилемхановна2242
Педагог-психолог высшей категории, специалист школы приемных родителей, учитель английского языка.15 лет работаю в общеобразовательной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Россия, Кировская обл., Сосновка
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

Рефлексивный отчет о психодиагностической работе

педагога-психолога Бадыковой Алсу Гилемхановны,

 

 Психодиагностическая деятельность играет очень важную роль в сохранении и поддержании психологического здоровья детей-сирот.

 Цель диагностической работы - информационное обеспечение процесса психологического сопровождения и образовательного процесса.

  Задачи диагностической работы:

1) составление социально-психологического портрета школьников – полной картины, позволяющей оценить уровень актуального развития детей, имеющихся у них трудностей и перспектив развития (карты развития);

2) определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

3) оценка динамики развития детей и эффективности проводимых с ним воспитательных, просветительских и коррекционно-развивающих мероприятий.

Диагностическая работа проводится с детьми, проживающими наиболее сложные периоды школьной жизни: поступление в школу (1 класс), переход в среднее звено (4-5 классы), наиболее острый подростковый период (8-9 классы), подготовка к уходу из школы (10-11 классы). Подобная диагностика называется скрининговой и предполагает обследование школьников определенной параллели.

В ходе этого обследования изучаются 4 группы параметров школьников, которые существенно влияют на эффективность их обучения и развития: социальная ситуация развития, особенности поведения, познавательной и мотивационно-личностной сфер.

Скрининговая диагностика позволяет условно разделить учащихся на две группы:

1) «психологически благополучные» дети, уровень развития которых соответствует возрастным стандартам;

2) дети с выраженными трудностями в обучении, поведении и психическом самочувствии.

С детьми второй группы проводится углублённое психологическое обследование для определения направлений дальней психологической работы с ними.

Диагностика может проводиться в групповой и индивидуальной формах.

Содержание диагностической деятельности в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. :

1) определение готовности дошкольников к обучению в школе для профилактики трудностей в обучении;

2) диагностика адаптации первоклассников и пятиклассников к школе для оказания своевременной помощи дезадаптированным детям;

3) определение уровня актуального развития учащихся начального звена для составления индивидуальных и групповых маршрутов психологического сопровождения по преодолению социальной и педагогической запущенности;

4) изучение эмоционально-волевой сферы младшего, среднего и старшего звена для определения направлений воспитательной и психологической работы по сохранению психологического здоровья детей;

5) профдиагностика старшеклассников для определения направлений профориентационной работы и организации профконсульцатий и социальных проб;

6) определение уровня социальной приспособленности старшеклассников для оценки реализуемых в школе воспитательных программ;

7) определение уровня актуального развития и изучение эмоциональной сферы вновь прибывших детей для определения направлений педагогической, воспитательной и психологической работы с ними;

8) комплексное изучение психологических особенностей и динамики развития детей, состоящих на учете ШПМПК;

9) оценку результативности проводимой коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми.

В таблицах 1, 2 приведены статистические данные о диагностической деятельности за в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.

Таблица 1

Статистический отчет о проведенной психодиагностической работе за

2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..

Учебный год

Количество встреч, затраченных на проведение диагностических срезов

Индивидуальная диагностика

Групповая диагностика

2011-2012

50

23

2012-2013

53

25

2015-2016

60

29

Таблица 2

Статистический отчет о характере психодиагностических заключений за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.

Учебный год

Общее

кол-во заключений

Характер заключений

количественные

Качественные

число

%

число

%

2011-2012

48

17

35,4%

31

64,6%

2012-2013

29

11

38%

18

62%

2015-2016

25

8

33%

17

68%

Рис. 1. Характер диагностических заключений за 2011-2016 г.

Сравнительный анализ статистических данных о проведенной в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. диагностической работе свидетельствует об увеличении количества встреч, необходимых для проведения диагностических срезов и одновременно об уменьшении количества написанных заключений. Это объясняется, во-первых, переходом от групповых форм психологической работы с детьми к индивидуальным. Во-вторых, для написания качественного психодиагностического заключения, позволяющего не только оценить уровень актуального развития ребенка, но и выявить причины его трудностей и наметить индивидуальный маршрут сопровождения, необходимы несколько встреч и использование целого комплекса диагностических методов.

Анализ характера психодиагностических заключений за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. позволяет говорить о преобладании качественных (аналитических) заключений над количественными (см. табл. 2, рис. 1). Это объясняется тем, что диагностическая работа является первым и очень важным звеном в работе с ребенком. От того, насколько качественно эта работа будет проведена, напрямую зависит эффективность дальнейшей коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской деятельности психолога.

Результаты диагностической деятельности за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.

1. В результате диагностики интеллектуального развития детей были выявлены дети с трудностями в обучении. Были созданы: группа адаптации первоклассников к школе, группы развития познавательных процессов, разработаны индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении.

2. В результате изучения эмоционально-волевой сферы воспитанников были разработаны психологические рекомендации для воспитателей.

3. В результате диагностики эмоционально-волевой сферы и профдиагностики были организованы пофконсультации, социальные пробы и практики для учащихся старшего звена.

4. Результаты диагностики вновь прибывших в интернат детей позволили оптимизировать психологическую и воспитательную работу по адаптации детей к учреждению (для воспитателей проводились консультации и разрабатывались рекомендации).

5. Результаты диагностики социальной приспособленности старшеклассников использовались для оценки реализуемых в школе воспитательных программ и результативности деятельности педагогов.

6. По результатам повторных диагностических срезов была определена эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы, внесены коррективы в индивидуальные маршруты сопровождения детей, выявлены дети, нуждающиеся в дальнейшей психологической помощи.

(Данные за 2013-2014 и 2014-2015 не представлены в связи с декретным отпуском)

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.