12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александрова Диана Николаевна25

Конспект занятия по внеурочной деятельности

« Мой Петербург»

ФИ учителя: Александрова Диана Николаевна

Аудитория: 4 класс

Тема: Река Нева – главная река нашего города

Цели урока:

 познакомить с главной рекой города Санкт-Петербурга – Невой, её происхождением, особенностями, значением для города, традициями;

 повторить изученный ранее материал;

 воспитывать чувство любви к городу, ответственности за сохранение культурного наследия.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные УУД, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

 личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке

  познавательные: осознанно строить устное высказывание в устно, строить логическое рассуждение; осознанно владеть общим приёмом работы с картой, словарями;

 регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные УУД

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Мы продолжаем знакомство с историей и культурой города Санкт-Петербурга.

Вы поделитесь на 3 команды. Капитаны стали известны не прошлом занятии. Условие: К каждому капитану может подойти не более четырёх человек.

 

Личностные УУД:

Осознавать ответственность за свой выбор.

1. Постановка цели урока.

Дальше двигайтесь по определителям. Пройдёте квест, и вы узнаете все имеющие отношение к нашему занятию объекты.

- Что вы ждёте от игры?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь?

(Задания квеста см. в приложении)

Высказывают свои пожелания.

По стакану с водой

могут определить, что речь пойдёт о водах Петербурга.

Проходят квест.

Познавательные УУД: осознанно строить высказывание в устной форме.

2. Практическое получение новых знаний. ( Групповая работа)

1) Группы объединяются и составляют общий текст на основе своих подсказок.

О названии реки существует несколько версий: «нева» (болото, топь, трясина), «Нево» (море).

Великий князь Киевский и Владимирский Александр Ярославич, отличившийся в 1242 году в Ледовом побоище, получил своё прозвище в честь неудачной битвы на реке.

В 1703 году Пётр строит на этой реке город и объявляет этот град столицей. Ураганы приводят к наводнениям, одно из самых крупных ( 1824 года) запечатлел А. С. Пушкин в поэме « Медный всадник».

Пресная вода «Маркизовой лужи», была в 5 раз чище воды в Волге.

Сегодня вода не годится для питья и купания из-за судоходства.

На какие вопросы нашли ответы?

ВЫВОД: Итак название реки – Нева говорит о родстве этого слова с финским словом «нева» (болото, топь, трясина). (Слад 3) Нередко относили его к древнему финскому названию Ладожского озера, а именно к «Нево» (море). Но в шведских документах встречается другое название нашей Невы – «Ню» (Новая река).

Некоторые исследователи допускали возможность

происхождения слова «ню», а также слова «нева» от общего древнего корня со значением «новый». Вопрос о происхождении название реки Невы пока еще не может считаться

окончательно решенным. 2,5 тысячи лет – возраст Невы. Для реки – «молодая, новая».

Какие вопросы Вас интересуют по теме?

2) Откуда берет свое начало и куда впадает Нева?

К какому заливу несет Нева свои воды?

А из какого озера берет свое начало?

Возникновение же самой Невы связано с прорывом водораздела, в результате которого Ладожские воды стремительно потекли по руслу Тосны и достигли Финского залива. Произошло это приблизительно 4000 - 4500 лет назад. То есть, Неву можно причислить к относительно молодым рекам, если сравнивать ее с Мгой, Славянкой, Тосной и Ижорой, которым в два раза больше лет, чем ей.

Вы идёте на прогулку.

Там, где плещется вода.

На Петроградской, в переулках,

Везде празднует Нева.

Здесь воздух будто бы искрится,

Асфальт от листьев золотой,

И солнцу хочется умыться

Студеной невскою водой.

- Откуда происходит и о чем говорит название реки – Нева?

- Какое значение Невы для города?

Финскому

Ладожского ( Нево- озеро)

Познавательные УУД:

строить логические рассуждения; осознанно владеть общим приёмом работы с информацией, представленной в различном виде;

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на поставленные вопросы

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД:

Стремление к совершенствованию собственной речи, умению чувствовать красоту и выразительность речи

Воспитывать интерес к созданию собственных текстов

Осознавать ответственность за произнесённое слово

3. Работа в группе и в парах.

Составим карту – схему водного бассейна и определим местоположение города Санкт- Петербурга.

Найдите Ладожское озеро. Это одно из самых крупных озер на Земле. В

него впадает много больших и малых рек. Самые крупные из них Волхов( снизу), Свирь( справа от Ладожского озера), Вуокса ( слева из Финского оз. Сайма) наполняют Ладожское озеро, а вытекает из него только одна река – наша Нева.

Как называется место, откуда берет свое начало река?

Отметьте исток Невы на ваших картах – схемах.

Взгляните на карту – схему водного бассейна.

Путь Невы лежит к Финскому заливу Балтийского моря.

Обозначьте стрелкой направление движения Невы по руслу.

Нева стремительна и полноводна. По пути в нее впадают другие реки. Какие?

А какова протяженность Невы?

Длина Невы – 74 км.

Место впадения Невы в Финский залив называется – УСТЬЕМ.

Покажите на карте – схеме.

Именно в устье реки Невы, на правом и левом ее берегах, расположился город Санкт – Петербург. Подпишите на карте – схеме.

Кем и в каком году был основан город Санкт – Петербург?

Чье имя носит город?

В устье наибольшая ширина Невы – 1250 метров, а средняя ширина в черте города – 600 метров. Впишите в схему.

А какова глубина Невы? Наибольшая глубина Невы – 24 метра. Впишите в схему.

Что нового для себя узнали о реке Неве?

Сколько рек и каналов насчитывает город Санкт – Петербург?

86 рек и каналов насчитывает город Санкт – Петербург.

А почему же главной рекой является Нева?

Издревле Нева была главной торговой дорогой с севера на юг. С весны до осени несет река на своих плечах грузы. Каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России.

Какое значение для города Санкт- Петербурга имеет Нева?

Достаньте из конвертов стихотворение, прочитайте, подчеркните строки, в которых говориться о значении Невы для города

А еще река – кормилица города Санкт – Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой. Наиболее ценной породой рыб является лосось, традиционно ловят корюшку (14 пород рыб).

Почему же река Нева – главная река города Санкт – Петербурга?

А можно ли представить наш город без Невы? ( Видеосюжет).

О каком значении Невы для города Санкт – Петербурга идет в нем речь? (Архитектурные достопримечательности).

Именно Нева дала жизнь городу Санкт-Петербургу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы. Именно к Неве обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами города Санкт-Петербурга.

«Характер» Невы. ( Сл. 7)

А какой у Невы характер?

Любуясь красавицей Невой, плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить ее злой, «выходящей» из себя. Но иногда у обычно спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной. За время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург. Вы, наверное, слышали о наводнениях. Многократные подъемы воды на 150 см (сравните со своим ростом) выше обычного уровня были разрушительными и доставляли немало хлопот и огорчений горожанам. Наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям и городу. Какую?

Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное гидротехническое сооружение – дамбу. Строительные работы завершены и можно надеяться, что Петербург будет навсегда избавлен от страшной беды - наводнений.

Какой же «характер» у Невы?

Нева удивительная красавица! Что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить ее красоту?

Практическая работа в парах по составлению карты – схемы: на парте выкладывают заготовки контуры Ладожского озера, Невы, Финского залива, …

Исток.

Работа с картой.

Ответы учащихся.

Ижора, Охта, Мга, Тосна и др.

Предположения учащихся.

Работа с картой.

Ответы учащихся

Работа с картой.

Ответы учащихся.

Предположения учащихся.

Ответы учащихся.

Перечитывание текста с разными задачами, установление причинно-следственных связей.

У красавицы Невы

Ожерелье из листвы.

Из гранитов самых лучших

Сшито платье на века.

Но совсем не белоручка

Знаменитая река:

Баржи, лодки, пароходы

На себе несет Нева.

И в трубе водопроводной

Тоже плещется Нева.

( М. Борисова)

Наводнение.

( чит. один из учащихся)

Ну и ветер жмет с залива!

Дождик хлещет все сильней,

И насквозь промокли гривы

Старых клодтовских коней.

Ветер гулко завывает!

Что же сделалось с Невой?

Львов гранитных заливает,

Накрывает с головой.

Ветер волны все разгонит,

Разобьет их о гранит.

На ветру обсохнут кони,

Наводненье отгремит.

Петербуржцев разозлив,

Ветер спать уйдет в залив

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре

Регулятивные УУД:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

пополнять словарный запас историческими терминами,

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию иллюстраций, текстов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на поставленные вопросы

4. Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы говорили о главной реке города Санкт – Петербурга. Что вы узнали о Неве и почему она главная река города?

А в завершении урока давайте вместе еще раз насладимся красотой главной реки нашего города. Узнаем, что недосказано о Неве.

( Видеосюжет о водной феерии).

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

Сожмите пальчики в кулак. При согласии со мною – разгибайте по одному.

Мне было очень интересно.

Узнал я то, что неизвестно.

Себя я организовал

Ещё соседу помогал.

Скажу без лести, наконец,

Что я и друг мой МОЛОДЕЦ!

Ударим вместе мы, друзья:

Наш класс - давно одна семья

Ответы учащихся.

Просмотр видеосюжета.

Ответы на вопросы.

Выполняют задание учителя.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.