12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
Материал размещён в группе «географы»

География 7  класс

Урок № …..

Тема урока: Рельеф Земли.

 

Дата проведения…………….

 

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.

 

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

·     Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?

·     Что такое сейсмический пояс?

·     Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

·     Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?

·     Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

3. Изучение нового материала

 1). Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.

Ученики заполняют схему в тетради.

2). Образование равнин и гор

А) Образование равнин.

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Б) Образование гор.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.)

 

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

 

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

 

4. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

·      Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

·      Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

·      Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

·      Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

    Рельеф

               Внешние силы

Внутренние силы

-    процессы движения литосферы

-    внедрение мантии в земную
кору

-    излияние мантии на поверх
ность

-    действуют на поверхности Земли       

-     выветривание

-    работа текучих вод

-    подземных вод

-    ледников

-    морского прибоя

  - деятельность человека

 

Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.

 

Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа

Причины возникновения процессов

Проявление деятельности этих процессов

Результат действий процессов на формы рельефа

Перепады температур.

С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед.

. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой.

Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

 

Активное воздействие растительных и животных организмов

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания

Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое.

. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

Реки и Мировой океан

 

река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

 

Пляж

Ветер.

 

 

заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу

дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки.

Хозяйственная деятельность человека

Человек добывает полезные ископаемые

в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

Овраги, карьеры

5. Закрепление пройденного материала

Практическая работа №2

 Тема: Сопоставление карт геология - рельеф

 1.Определите какие формы рельефа, соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:

Геологическая структура

Форма рельефа

Пример

Платформа

 

 

Щит

 

 

Складчатая область

 

 

2.Дать описание гор и равнин по картам атласа.

6. Домашнее задание. П.5

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.