12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махатова Ирена Хасаньяновна333
Россия, Пермский край, Чернушка

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить,

минуя голову учителя» К.Д.Ушинский.

Сегодня в систему профессионального образования приходят не самые сильные студенты. Часто бывает, такие студенты - обделенные вниманием, ослабленные здоровьем, с клубком психологических проблем: неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически. Таковы наши студенты, других у нас нет, но мы хотим работать и увидеть результат.

Перед каждым преподавателем, где бы и с какой категорией студентов он ни работал, возникают проблемы, над решением которых он трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится:

каким образом обеспечить успешность каждого студента в обучении;

как сформировать мотивы учения так, чтобы цели студентов и педагога совпадали;

каким образом обеспечить развитие самостоятельной активной личности, умеющей преодолевать трудности в процессе познания.

Заставить студентов суровыми мерами учиться невозможно. Нужно создать условия, при которых студенты «не могли бы не учиться». Чтобы они реально почувствовали свое продвижение в учебной программе, личный успех. Вызвать интерес к физике, поддерживать его непрерывно, научить учиться, применять полученные знания на практике, в будущей профессии.

Должен быть некий мост, соединяющий педагога со студентом, поэтому выход из проблем

представлю с помощью физического явления «Дисперсии света»

Представьте, я - солнце; дождевые капли - мои студенты. Солнечный луч, который дарит нам жизнь, тепло, разложенный на краски спектра, дает семь цветов радуги – это знание, которое я даю студентам.

И первый спектр - красный – это технологии: системно-деятельностный подход и использование информационных технологии в обучение.

В начале 21 века человечество вошло в новую стадию развития, все чаще говорят о наступлении Информационной Эры. Идя в ногу со временем, использую в обучении информационные технологии

Сейчас под ИКТ-компетентностью педагога подразумевается готовность и способность преподавателя самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности, с внедрением которых педагог получает стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышает качество образования. Для меня это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактический материал, презентации, тесты, использование работы в сетях, возможность обмена сообщениями посредством электронной почты, форумы для общения, электронные журналы и многое другое.

В течение одного урока трудно воспользоваться учебными материалами, средствами обучения и ресурсами: учебное пособие, сайты, электронный журнал, проверочные материалы, лабораторное оборудование, в том числе компьютерное. Много времени урока тратится лишь на время организации работы с учебным материалом. Использование ИКТ в учебном процессе позволило мне создать электронный учебно-методический комплекс.

В своей практической работе я остановилась на программе Power Point, которая явилась инструментальной средой для создания УМК по дисциплине «Физика».

Собрав весь материал в электронном виде по дисциплине «Физика», можно легко составить план урока, учитывая индивидуальные особенности группы.

Практикуется дистанционное обучение в оболочке «Moodle» для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов, что явилось новым инструментальным средством создания УМК дисциплины. Использование дистанционных технологий дает ряд преимуществ как для преподавателя, так и для студентов. Для педагога это возможность построения индиви­дуальной траектории обучения, использование современных способов коммуникации с обучаемы­ми, автоматическое ведение статистики и отчетов об успеваемости. Для обучаемого - это, соответ­ственно, приобретение навыков работы с новыми технологиями, нацеленность обучения на личност­ные запросы, возможность включиться в работу в удобное время.

Умение учиться включает в себя не только традиционный способ получения знаний (преподаватель – студент), но и способность самостоятельно учить себя, определять границы своей компетенции, планировать и совершать реальные действия по расширению своих знаний, практически применять полученные знания в сфере профессиональных интересов. Этому способствует внедрение в образовательный процесс различных форм самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий, которые повышают мотивацию обучаемых, эффективно активизируя познавательную деятельность. Информационные технологии видоизменили учебный процесс, не меняя при этом содержания, и позволили, с одной стороны, сжать учебный материал, интенсифицируя учебный процесс, внедряя в него электронные учебные материалы. Использование систем виртуальной реальности, мульти- и гипермедиа, дистанционного обучения, электронных библиотек сделало его интересным, эстетичным, современным, динамичным, что актуально для обучаемой аудитории и в то же время способствует повышению ИКТ-компетентности педагога.

Следующий - оранжевый спектр - формы организации обучения на уроках применяю различные, в частности работу в парах, в микрогруппах, индивидуальную работу, и кооперативную – когда разные микрогруппы выполняют отдельные части общего задания.

Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. В практике обучения физике чаще всего дифференцирую по степени трудности самостоятельные работы и домашнее задание.

Студенты работают не только сами по себе, и не только с преподавателем, но и друг с другом. Среди различных форм коллективной работы наиболее просто организовать работу в парах. У этой формы больше возможности: студенты могут сотрудничать, помогать друг другу в работе, контролировать друг друга.

Методы обучения - это желтый спектр. Методы обучения разнообразны: при изучении новой темы использую наглядный метод, работу с книгой, с электронными учебниками, применение таблиц, плакатов, демонстрация приборов. При закреплении материала обязательно решение задач. Дальше метод проверки, метод взаимной проверки, в компьютерном кабинете проверку проводит компьютер.

В современных условиях введения образовательного стандарта нового поколения, дистанционное обучение как никогда способствует переносу акцента на самообразование учащихся и актуализацию их личностного потенциала в учебной деятельности.

Дистанционные курсы – это возможность пройти обучение на расстоянии, общаясь с преподавателем посредством Интернета, используя современные информационные и компьютерные технологии.

Моя цель – помочь студентам, которые по состоянию здоровья, или по другим уважительным причинам пропустили занятия, получить полноценное образование на базе колледжа с помощью дистанционных образовательных технологий.

Для этого необходимо развить познавательные, интеллектуальные способности студентов, умения рационально мыслить, самостоятельно организовывать свою деятельность, ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках по физике с помощью ИКТ.

Зеленый спектр означает средства наглядности: опорные конспекты, тесты, супертесты, карточки с алгоритмическими предписаниями, различные дидактические материалы.

При умелом и рациональном использовании различного вида задании на разных этапах урока можно добиться успешного овладения программного материала всеми студентами. Дифференцируемые задания необходимо разрабатывать в таком количестве и такой трудности, чтобы обеспечить оптимальную занятость уже на уроке, охватить основной учебный материал, обязательный для всех студентов, и материал, расширяющий и углубляющий их теоретические знания, совершенствующие навыки и умения.

На своих уроках делаю акцент на то, чтобы дети увидели красоту природы и смогли объяснить законами и формулами физики. Для меня, физика – царица всех наук. Но на каждом уроке решения задач убеждаемся, что математика – главная слуга царицы. Очень важно обучаемым объяснить, показать, что изучаемые законы, явления - не абстрактны, а теснейшим образом связаны с жизнью, ежедневной практикой людей. Показываю это, подбирая интересные факты, яркие рассказы.

Голубой спектр - это моя внеурочная работа: это олимпиады, газеты, рекламы, рефераты, учебно - исследовательские работы.

Синий спектр означает результаты:

По гороскопу я - рыба. Рыба всю жизнь проводит в воде. Преподаватель – в колледже. Что значит для рыбы среда, окружающая её со всех сторон? А нам всем известно понятие «педагогическая среда». Моя среда обитания – «Краевой политехнический колледж», кабинет физики, урок физики. Урок, который заставляет думать, радоваться, грустить, восхищаться, искать, делать, находить. Словом действовать, а не только присутствовать. Урок для меня начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает у студента мысль!

- на моих уроках студент имеет возможность выбирать задание, распределять свое время, выбирать формы работы. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе.

- работая над творческими заданиями, студенты имеют возможность самостоятельно добывать знания, это побуждает к деятельности, к собственным маленьким открытиям.

- Студент не один в группе, он работает со мной и с другими студентами, они обращаются за помощью, не боясь признать, что чего-то не понимают. Результатом является умение прислушиваться друг к другу, принимать совместные решения, доверять друг другу.

Эффективность дистанционного курса: повышение информационной компетентности, формирование новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие страха перед предметом, создание ситуации «успешного студента», полное отсутствие неуспевающих.

Фиолетовый спектр показывает планы на будущее: это - внедрение информационных технологии в учебный процесс и продолжение работы по накоплению и систематизации компетентно-ориентированных заданий.

Древняя традиция поклонения свету и огню, а также всему прекрасному, величественному, чистому связывается с радугой. Во всех мифах радуга считается мостом, соединяющим небо и землю. Я себя считаю мостом, соединяющим студента и преподавателя; студента и знания, а радугу - результатом своей работы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.