12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Доронина Раиса82
Россия, Тульская обл., Ефремов

Поощрения и наказания

(Родительское собрание)

Подготовила учитель начальных классов МКОУ «СШ №8»

Г. Ефремова

Доронина Раиса Алексеевна.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Не спеши карать – спеши миловать.

Русские народные пословицы

Форма проведения – обмен мнениями.

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания

Задачи:

Образовательные: познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

Воспитательные: формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.

Информационные: выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.

Специальные: оказать родителям психолого- педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

I. Подготовительный этап.

1.Подбор психолого- педагогической литературы.

2.Подготовка анкет для родителей.

3.Проведение с детьми методики «Радости и огорчения».

Цель – выяснить ценностные ориентиры ребёнка.

Предлагается продолжить предложение:

Больше всего я радуюсь, когда…

Больше всего я огорчаюсь, когда…

Анализ и обобщение ответов учащихся.

4. Подготовка памятки для родителей.

5.Подготовка выставки книг о поощрениях и наказаниях.

II. Проведение родительского собрания

Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них поощрение и наказание.

Проведение анкетирования среди родителей.

Анкета №1.

Как сказал А. С. Макаренко «Наказание и поощрение – это две стороны одной медали».

Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том надо ли наказывать детей ?( обсуждение вопроса )

А как это происходит в вашей семье?

Перед вами лежат листочки, разделённые на две части. Предлагаю вам в течение трёх минут написать в одной из них как вы поощряете своего ребёнка, а в другой – как наказываете. На столе стоят весы. На одной чаше написано поощрение, а на другой – наказание. Я буду класть по одной монете за каждое поощрение , которое вы написали и за каждое наказание. Теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.

Наказание – это самая крайняя мера, которая применяется по отношению к детям только в тех случаях, когда все остальные способы для установления дисциплины оказались недейственными. Конечно, наказание наказанию рознь.

В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится наказывать. Но как ?

Белинский говорил: надо так воспитывать ребёнка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для ребёнка тяжёлым наказанием. Будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия.

Что делать когда одного взгляда мало ?

Можно использовать словесное наказание

Наказания словом считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей ответное озлобление, подавленность, разочарованность, порождают заниженную самооценку. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина.

Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания» - такие фразы , где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»).

Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);

Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда.

Но, применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

Очень противоречивый метод воздействия – наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребёнку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова. Иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно отсрочить на некоторое время обещанный поход в кино или приобретение какой-либо вещи.

Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер советует родителям придерживаться одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: игры с друзьями, любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

Нельзя лишать ребёнка прогулки, оставлять без обеда. Эффект такого наказания очень сомнителен, а ущерб для здоровья явный.

Для физических наказаний не может быть оправданий, они не допустимы ни в каких ситуациях. Ни в какой форме. Хватаясь за ремень, шлёпая ребёнка, родители тем самым расписываются в полной своей беспомощности.

По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость. Кроме того страх перед наказанием может быть губительным для развития ребёнка.

Чтобы ребёнок не оказывался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему требования, для него посильные. Не требуйте от ребёнка, чтобы он долго занимался одним и тем же делом, а тем более спокойно сидел или стоял. Чем меньше «нельзя», окриков, одёргиваний без нужды, тем послушнее дети.

И если вы всё-таки прибегли к наказанию, то помните:

-нельзя действовать под горячую руку;

-оскорблять, унижать человеческие достоинства;

-говорить, что ребёнок неудачник;

-при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остаётся без родительской любви;

-наказание должно быть соразмерно проступку;

-ребёнок должен быть проинформирован о том, за какие проступки его наказывают и в какой форме, чтобы у ребёнка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;

-нельзя наказывать за то, что взрослые делают сами.

При любом наказании дети не должны быть лишены необходимого для жизни.

А теперь поговорим о поощрениях.

Как вы думаете, какой самый популярный вид поощрения?

Покупка какой – нибудь вещи – вот самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребёнка хотя бы намёк на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.

Надо ли поощрять успехи в учёбе? Надо! Но не отметку как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие. Например: «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец.

Поощрение ребёнка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем проявлять себя с хорошей стороны. Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты следует одобрить словами: «Ты стал совсем взрослым», или же «Какой ты молодец!» и т.д.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и похвала, и ласковое слово, и подарок. Не надо часто повторять одни и те же поощрения, потому что дети к ним привыкают и воспитательный момент снижается.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинированности. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо за действительные, а не за мнимые заслуги и при этом учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Очень хотелось бы исключить из семейного обихода такой распространённый метод поощрения, как поощрение конфеткой, шоколадкой. Дети любят вкусно поесть, и надо стараться кормить их разнообразно, не отказывая в лакомствах. Но создавать из еды культ, воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Да и много сладкого в рационе ребёнка вредно.

И ещё одно правило – поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее. Ребёнок должен учиться получать удовлетворение от самого труда, действия, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать ребёнка всегда ожидать её.

О каких бы формах и методах поощрения мы не говорили, главное – это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

Любите своих детей. Показывайте им свою любовь как можно чаще: хорошим словом, улыбкой, душевным разговором, объятием. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

- 5объятий – для выживания;

-10 – для поддержки;

-15 – для роста и развития ребёнка.

А сейчас мы с вами выполним упражнение «Ты мой цветочек».

Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? Нарисуйте этот цветок, вырежьте и прикрепите на доску. Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился! Какие цветы все красивые и разные. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. А так как мы рисовали детей в образе цветков, то им также нужно внимание, опека, забота и любовь - это больше, чем самый дорогой подарок.

Спасибо за внимание. Желаю успехов в трудном деле воспитания детей!

В конце собрания родителям раздаются памятки ( №2, №3 ).

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Список использованной литературы:

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: 1995.

Виттингтон Р., Крайс Л., Морган Г., Крейцман Н., Бек Б. Мир начинается с меня. – М.: 1993.

Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.

Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». - М.: 1999.

Корчак Я. Как любить ребёнка. 1990.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М: 1990.

Макаренко А. С. Книга для родителей. Л., 1981.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: 1995.

Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. - М.: 1992.

Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993.

Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992.

12 .......... Всеобщая декларация прав человека.

13 декларация прав ребёнка.

14 Конвенция о правах ребёнка.

15 Конституция Российской Федерации.

16 Семейный кодекс Российской Федерации.

17 Закон Российской Федерации «Об образовании».

18 Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

19. Родительские собрания: внеклассная работа: 1 – 4 классы / Ярёменко Е. О., Лобачёва Е. К.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.

20. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1. / Под ред. Степанова Е.Н. – М.: «Т Ц Сфера»,2003.

21. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. Яценко И. Ф. – М.: ВАКО, 2008.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Анкета для родителей № 1

1.Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?

а) да; б) нет.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;

б) как к родительской обязанности;

в) не задумывался(- ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;

б) как к важному методу;

в) как к нежелательному методу семейного воспитания.

4. Наказывали ли вас в вашей семье?

а) да, регулярно;

б) иногда, если этого заслуживал (- а);

в) почти никогда.

5. Как вы поощряете своего ребёнка?

а) материально;

б) морально;

в) сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

а) покупка одежды;

б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;

в) денежное поощрение;

г) словесные формы поощрения;

д) объятия, поцелуи и т. д.

7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

а) физическое наказание;

б) исключение общения с ребёнком;

в) лишение ребёнка чего – то.

8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

а) потерей контакта с ребёнком;

б) проблемами с психикой ребёнка;

в) агрессивностью и озлоблением ребёнка;

г) изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Родительское собрание «Поощрения и наказания»

Памятка для родителей №2.

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!

Памятка №3.Советы психолога.

Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид.

Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

Не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок».

Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?».

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем–то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 – 3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы  часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами

 бесполезны, завтра придется все начать сначала.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 20 – 30 минут занятий необходимы 10 минутные перерывы.

Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

В общении с ребенком старайтесь избегать условий : «Если ты сделаешь, то …» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье ребенка, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7 – 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.      

Завтра новый день, и Вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.