12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Навтикова София Вадимовна225
Россия, Смоленская обл., Смоленск

 Родительское собрание

Детско-родительский тренинг как средство профессионального самоопределения подростков

Актуальность: Вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь?» остается популярным во все времена, даже в том случае, если адресат уже вырос. Рынок профессий достаточно велик и как в этом многообразии выбрать именно ту, в которой ты будешь успешен, ту, которая сможет обеспечить тебе и твоей будущей семье безбедное существование, и, в конце концов, ту, которую ты будешь любить спустя многие годы? Для некоторых детей этот вопрос чрезвычайно сложен. Кто же может помочь ребенку, только вступающему во взрослую жизнь, сделать правильный выбор? Наверняка именно те люди, которые знают его лучше всех – родители. Нередко случается так, что в силу определенных причин, родитель и ребенок недостаточно близки или же даже при достаточной близости представление о будущем у них разные. Именно поэтому мы решили разработать совместное мероприятие, где дети и родители могут больше узнать друг друга и вместе подойти к важному решению – выбору будущей профессии.

Цель мероприятия: Создать условия для конструктивного общения родителей и детей по вопросам вариантов профессионального самоопределения подростка в современном обществе.

Задачи:

Обеспечить возможность установления и развития отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок» в вопросе самоопределения личности;

Выявить предпочитаемый тип профессий обучающихся и их родителей;

Ознакомить обучающихся и их родителей с принципами выбора профессии;

Организовать совместную деятельность родителей и детей, направленную на анализ различных факторов, способствующих выбору профессии.

Участники: классные руководители 10-х (9-х) классов, педагог-психолог, обучающиеся и их родители.

Методы работы: групповое обсуждение, анкетирование, выполнение психологической методики, направленной на выявление профессиональной направленности личности.

Продолжительность мероприятия: 90 минут.

Оборудование: листы бумаги, ручки, бланки ответов анкеты «Ориентация».

Ход мероприятия

Вступительное слово:

Вся наша жизнь состоит из череды выборов от незначительных – что сегодня приготовить на ужин или что надеть, до более серьезных таких как: переезд, смена работы, женитьба и т.д. Для старшеклассников - это выбор профессии, экзаменов и учебного заведения соответственно.

Профессиональное самоопределение – это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а так же приобретения профессии. Несмотря на то, что профессиональное самоопределение это форма личностного выбора, именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор, школа и то содержание образования, которое предлагается в ней обучающимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность, которую они несут за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Ведь чтобы давать советы нужно очень хорошо знать того, кому эти советы адресованы.Очень часто нам кажется, что мы хорошо разбираемся в людях, а уж ТЕМ БОЛЕЕ в своем собственном ребенке. Давайте проверим так ли это, ответив все вместе на следующие вопросы.

Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам, касающихся профессионального самоопределения

Инструкция: Уважаемые обучающиеся и их родители, вам предлагается индивидуально ответить на вопросы анкеты. Родители, обратите внимание на то, что вы отвечаете на вопросы так, как Вы думаете, ответил бы ваш ребенок.

Выбрал ли ты уже профессию? (Если да, то какую?)

Если нет, то, что может помочь тебе в выборе профессии?

Если представить количество помощи в процентах, то каково процентное соотношение помощи школы к помощи родителей в выборе профессии?

Есть ли у тебя заветная мечта? (Если да, то напиши кратко о ней)

Как твоя будущая профессия может тебе помочь в осуществлении мечты?

Теперь сравните написанное. Одинаковы ли ваши ответы? Много ли у вас совпадений? Есть ли ответы кажущиеся вам противоположными?

Среди вас есть люди, которые хорошо знают интересы своего ребенка, чьи ответы на вопросы совпали или практически совпали. Но есть и те, чьи ответы на вопросы не совпали, они противоречат друг другу либо ответы совсем отсутствуют…

Во время ответов на вопросы анкеты обучающиеся могут осознать, что профессия не выбрана, мечты как таковой так же нет, как и нет представления, куда дальше двигаться. Ситуация неприятная, но не безвыходная. Мы хотим вам, обучающиеся и вашим родителям, предложить выполнить методику, которая, возможно, поможет выявить сферу, где стоит искать профессию, основываясь на ваших желаниях и возможностях. Родители, отвечайте на вопросы методики от своего лица.

Выполнение обучающимися и их родителями методики «Ориентация» (Текст методики в Приложении №1)

Уважаемы участники собрания у каждого из вас в руках бланк ответов методики «Ориентация», ваша задача состоит в том, чтобы напротив каждого высказывания обвести цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности: цифра «0» означает «вовсе нет», «1» – «пожалуй, да», «2» – «верно», «3» – «совершенно верно». Прошу обратить внимание на то, что в первой части («Я хочу») вы можете оценить степень своего ЖЕЛАНИЯ заниматься каждым из 35 приведенных в списке видов деятельности, а во второй части («Я могу») степень своих СПОСОБНОСТЕЙ к каждому из видов деятельности.

Обработка результатов

Теперь после того, как вы выполнили методику нам необходимо обработать результаты.

Итак, в каждой группе из пяти суждений вам необходимо подсчитать сумму набранных баллов и записать ее справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка может меняться от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность (Я хочу) или способность (Я могу) к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные от I до V, характеризуют пять типов профессий:

I – человек-человек;

II – человек-техника;

III – человек - знаковая система;

IV – человек - художественный образ;

V – человек-природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий:

А – исполнительные;

Б – творческие.

Наиболее удачным для определения профессиональной сферы является случай, когда ваши склонности лежат в той же группе, что и ваши способности.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий:

А – исполнительные;

Б – творческие.

Наиболее удачным для определения профессиональной сферы является случай, когда ваши склонности лежат в той же группе, что и ваши способности.

Уважаемые родители, посмотрите в какой сфере лежат ваши интересы и способности, а теперь сопоставьте ваше реальное место работы с результатами методики. Хорошо если профессия по которой вы работаете относится хотя бы к одному из типов профессий, выявленных методикой.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был счастлив? Один из, а может быть самый главный, способов обрести счастье это работать по любимой профессии.

*Участникам предоставляется информация по каждому типу профессий (см. Приложение 2).

3. Последовательность действий при выборе профессии, которая станет любимой и единственной на всю жизнь – состоит в следующем.

Прежде всего, следует опереться на свои профессиональные желания, на то, что мы называем словом “ХОЧУ”. Для этого профессиональные желания следует выявить. Далее нужно измерить и оценить профессиональные возможности (то, что называется “МОГУ”). Затем необходимо сравнить “ХОЧУ” и “МОГУ”. Понятно, что они не всегда совпадают. Например, молодой человек хочет быть профессиональным летчиком. Однако если он носит очки, то ему следует забыть о своем желании, поскольку возможности быть летчиком у него нет. На следующем шаге нужно изучить действительные возможности и потребности рынка труда, т.е. сориентироваться в “НАДО”.

Таким образом, при выборе профессии важно учитывать три фактора: во-первых, чтобы профессия была интересной; во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности; в-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного человека. Следовательно, искать свою профессию надо там, где “ХОЧУ”, “МОГУ” и “НАДО” соответствуют друг другу – совпадают.

Далее мы с вами рассмотрим принципы выбора профессии.

4. Задание “Принципы выбора профессии”.

Для выбора профессии учитываются многие условия. Мы предлагаем вам воспользоваться шестью принципами:

Принципы выбора профессии:

1.Личные интересы, увлечения ребенка.

2.Семейные традиции – когда семья приветствует выбор профессии по наследству, можно сказать так.

3. Учебная успешность ребенка (результаты ЕГЭ)

4.Востребованность профессии обществом.

5.Наличие возможностей для поступления в вуз (когда имеются какие-то связи, знакомства или материальные возможности или другие возможности).

6. Способности ребенка.

1. Первый вариант работы

Каждому участнику выдается карточка с написанным на ней одним из вышеперечисленных принципов.

Мы сейчас разобьемся на группы и обсудим эти принципы. Представьте, что вы делаете выбор профессии, опираясь только на этот принцип, который написан у вас на карточке. Предлагаем вам определиться, в какой группе вы будете работать. Для этого каждому участнику предлагается вытянуть карточку с принципом, по которому он будет работать. Группы объединяются согласно принципам.

Обсудите его в группе, почему важно использовать именно этот принцип? У вас 5 минут, а также лист бумаги и фломастер. Свои аргументы записываете на листах. Выберите одного человека, который будет защищать этот принцип перед аудиторией. На защиту отводится 1-2 минуты.

Время истекло. Попрошу всех участников вернуться в общий круг. Предлагается обнародовать ваши результаты.

2.Второй вариант работы

Обучающимся и их родителям раздаются листы, где написаны принципы выбора профессии, их задача состоит в том, чтобы поставить напротив каждого принципа ранг (цифру от 1 до 6), отражающий важность данного принципа для них самих. Итак, первый ранг присваивается наиболее важному принципу, а шестой – самому неважному. Далее родитель и ребенок сравнивают свои ранги и выводят общий ранг.

5. Вместе с ребенком написать информацию по каждому из принципов

Далее, после того, как вы присвоили принципам ранги, вам необходимо совместно заполнить следующую таблицу, таким образом, у вас останется наглядная подсказка-помощник в выборе профессии.

1.

Личные интересы, увлечения

 

2.

Семейные традиции

 

3.

Учебная успешность ребенка (результаты ЕГЭ)

 

4.

Востребованность профессии обществом

 

5.

Наличие возможностей для поступления в ВУЗ

 

6.

Способности ребенка

 

*Ведущий предоставляет информацию о востребованности профессий обществом.

Заключительная часть

Дорогие участники собрания, спасибо вам за работу! Сегодня мы с вами проделали большую работу: ребята узнали свои интересы и склонности, мы все познакомились с принципами профессии и теперь у каждого из вас есть наглядный материал, который может помочь вам определиться с выбором профессии.

Литература:

Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебн. пособие / В. А. Сонин (автор-составитель). – СПб.: Издательство «Речь», - 2004. – 408 с.

Психологические тесты для профессионалов/ Н. Ф. Гребень (автор-составитель). – Минск: Соврем.шк., 2007. – 496 с.

Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю.В. Тюшев – СПб.: Питер, 2009. – 160 с: ил. – (Серия «Практическая психология»)

 

Приложение № 1.

ИНСТРУКЦИЯ. Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 – вовсе нет;

1 – пожалуй, да;

2 – верно;

3 – совершенно верно.

Я ХОЧУ

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)

I

Обслуживать людей

Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права и безопасность

Управлять людьми

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

II

Управлять маши нами

Ремонтировать оборудование

Собирать и налаживать технику

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы

Заниматься строительством

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

III

Обрабатывать тексты и таблицы

Производить расчеты и вычисления

Перерабатывать информацию

Работать с чертежами, картами и схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

IV

Заниматься художественным оформлением

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства

Выступать на сцене

Шить, вышивать, вязать

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

V

Ухаживать за животными

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

А

Ручной труд

Выполнять чьи-то решения

Работать по образцу, размножать, копировать

Получать конкретный практический результат

Воплощатьидеи в жизнь

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

Б

Интеллектуальный труд

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, наблюдать, контролировать, измерять

Планировать, проектировать, моделировать, разрабатывать

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

Я МОГУ

(способен, умею, обладаю навыками)

I

Знакомиться с новыми людьми

Быть чутким и доброжелательным

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать перед публикой

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

II

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, механизмы, машины

Разбираться в технических устройствах

Ловко обращаться с инструментами

Хорошоориентироваться в пространстве

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

III

Быть сосредоточенным и усидчивым

Хорошо считать в уме

Кодировать, шифровать информацию

Оперировать знаками и символами

Искать и исправлятьошибки

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

IV

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

Разбираться в литературе и искусстве

Петь, играть на музыкальных инструментах

Сочинять стихи, писать рассказы

Рисовать

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

V

Разбираться в животных или растениях

Разводить растения или животных

Бороться с болезнями и вредителями

Ориентировать в природных явлениях

Работать с землей

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

А

Быстро выполнять указания

Точно следовать инструкциям

Работать по заданному алгоритму

Выполнять однообразную работу

Соблюдатьправила и нормативы

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

Принимать нестандартные решения

Легко придумывать новые способы работы

Брать на себя ответственность

Самостоятельно организовывать работу

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

0 1 2 3

Сумма баллов

Приложение № 2.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Опубликовано


Комментарии (8)

сменить сортировку
Валуйская Лариса Николаевна, 05.02.16 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Типичное тестирование психолога.
Субботина Светлана Львовна, 05.02.16 в 18:35 0Ответить Пожаловаться
Думаю, это допустимо... София Вадимовна - психолог... Если она умеет ЭТО делать именно так и её работа приносит хороший результат - почему бы и нет...
Навтикова София Вадимовна, 13.02.16 в 21:40 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Лариса Николаевна! Позволю себе с Вами не согласиться поскольку типичное тестирование психолога не предполагает сиюминутной обработки результатов, а так же помимо непосредственного тестирования участником предоставляется информация, что тоже не типично. К тому же использование методики является скорее средством помогающим наладить контакт между родителями и их детьми, а не самой целью.
Субботина Светлана Львовна, 05.02.16 в 18:42 0Ответить Пожаловаться
Этап собрания: Выполнение обучающимися и их родителями методики «Ориентация». А в конце его:Уважаемые родители, посмотрите в какой сфере лежат ваши интересы и способности, а теперь сопоставьте ваше реальное место работы с результатами методики.А для учащихся что было? Ещё не поняла, для чего присутствовали классные руководители... Если бы для них общие выводы о классах были сделаны - было бы оправдано их присутствие.
Навтикова София Вадимовна, 13.02.16 в 21:54 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Светлана Львовна! На самом деле дети тоже выполняют данную методику и после обработки результатов видят в какой сфере лежат их интересы и возможности. В данном конспекте не указано, но родители и дети обсуждают свои результаты таким образом у них появляется возможность установить контакт. Родители могут увидеть что интересы их лежат совсем в другой сфере деятельности за этим последуют эмоции (разумеется не у всех) и возможно дальнейшие действия, направленный на помощь своему ребенку в поиске профессии (это в идеале). На счет классных руководителей я с Вами согласна. Вообще в нашей школе я отдаю общие результаты класса классному руководителю по какой-либо методике (не пофамильно, а в процентном соотношении) это им нужно для портфолио класса.
Субботина Светлана Львовна
Комментарий был удалён пользователем 22 мар 2016 в 17:51
Субботина Светлана Львовна, 22.03.16 в 17:52 0Ответить Пожаловаться
Хороший ответ. Но что же Вы, София Вадимовна, на УЧИТЕЛЬСКОМ сайте так не следите за грамотностью своего сообщения? Жутко читать... Вроде бы правильные вещи пишете, но... не верится ни одному слову... Профессионализм - или во всём, или отсутствует...
Кордубан Елена Васильевна, 06.02.16 в 17:41 2Ответить Пожаловаться
Продолжительность 90 минут? Это 2 урока.
Навтикова София Вадимовна, 13.02.16 в 21:56 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Елена Васильевна! В нашей школе не уроки, а пары. 1 пара равна 3 урокам по 30 минут. Классный час занимает 1 пару.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.