12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шакирова Алиса Михайловна64
Учитель начальных классов
Россия, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
2

Родительское собрание на тему:«Как помогать ребенку в учении», «Как привить детям любовь к чтению». 1 класс.

Цели:

обсудить с родителями проблему - как помогать ребенку-первокласснику в учении, как привить любовь к чтению;

создать условия для комфортного обучения и пребывания ребенка в школе;

ориентировать семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность.

Подготовительная работа:

1. Подобрать высказывания по теме собрания.

"Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни" (Дж. Дьюи).

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).

Кто много читает, тот много знает» ( пословица).

Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг, Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем.

2. Разместить на доске рисунки учащихся класса "Как я делаю домашнее задание".

3. Провести анкетирование детей и родителей по теме собрания (приложение 1).

Ход родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Обсуждение с родителями высказываний знаменитых педагогов.

3. Анализ анкетирования детей по теме собрания.

4. Рефлексия собрания, обсуждение с родителями затронутых проблем.

Примерный текст вступительного слова классного руководителя:

- Существует мнение, что сколько в семье детей, столько раз в своей жизни родители «учатся» в 1 классе. Но даже и тогда, когда это «обучение» взрослые члены семьи проходят не по второму, а по третьему разу, возникает множество вопросов. Главный из них: как оказывать ребенку помощь, чтобы сформировать у него сознательное ответственное отношение к своим новым обязанностям.

Прежде всего надо организовать рабочее место первоклассника. Лучше, если оно будет постоянным – младшему школьнику легче сосредоточиться, выполняя домашнее задание, увеличиться его трудоспособность.

Встречая детей после занятий, не откладывайте «на потом» деловые разговоры. Спросите у ребенка, какое задание на дом он сегодня получил, обсудите вместе, как это задание получше выполнить. Порой бывает так: помнит ребенок, что задание было, но вот какое? Как реагировать на подобные ситуации? Во-первых, ни в коем случае не скрывать, что вы огорчены его забывчивостью. Во-вторых, помочь припомнить, что все-таки задано. И только в крайнем случае прибегать к чужой помощи, всем своим поведением стараться внушить ему, что это необходимо запоминать самому.

Также, начиная с 1 класса, необходимо формировать у детей навыки самостоятельной работы. Обратите внимание на то, сколько времени ваш ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания. В Уставе средней общеобразовательной школы написано, что первоклассникам на выполнение домашних заданий по всем предметам отводиться 1 час. Помогите ребенку проконтролировать, сколько времени уходит у него на выполнение домашнего задания. Здесь основной прием – выработка навыка самоконтроля. А это одно из начальных умений управлять своим поведением.

Будильник на столе. Он прозвенит ровно через час. А в то время, когда большая стрелка дойдет до черточки, сделанной фломастером на стекле, можно будет встать, выйти из-за стола, несколько раз потянуться, встряхнуть кисти рук, сделать физминутку. Так постепенно ребенок научится выполнять домашнее задание за определенное время.

С какого предмета начинать выполнять домашние задания? Одни утверждают : «- С математики!» «С письменного задания по русскому языку!» - возражают другие. «С чтения!» - доказывают третьи. Кто же прав? Это вы узнаете, наблюдая за своим ребенком: какой предмет дается ему труднее, с того лучше и начинать выполнение домашнего задания.

Обязательно необходимо контролировать выполнение домашнего задания, задания, выполненного в классе, учитывать ошибки, допущенные в работе, повторять и закреплять изученные правила. Нужно стараться уделить больше внимания контролю качества выполнения устной части задания.

Но вот все уроки закончены. Помогите ребенку подвести итоги: все ли сделано, удалось ли уложиться во времени, почему работа затянулась. Скажите ему, как вы оцениваете его прилежание сегодня. Похвалите за старание. Поддержите. Постарайтесь подбодрить, вселить в него уверенность, что права пословица: терпение и труд все перетрут.

Окончив работу, первоклассник должен привести в порядок свое рабочее место; подготовиться к следующему рабочему дню.

Правильно уложить ранец – это тоже целая наука для первоклассника. Во-первых, в ранце не должно быть ничего лишнего. Во-вторых, ни одна вещь, которая завтра понадобиться в школе не должна быть забыта. А поэтому сначала все, что нужно взять с собой в класс, выкладываем на стол. Проверяем все ли по расписанию. А затем начинаем все убирать в ранец.

Привычка обстоятельно и аккуратно готовиться к школе будет способствовать формированию в характере ребенка таких черт, как бережливость и аккуратность.

Итак:

1. Помогайте ребенку выполнять домашнее задание. Сделайте совместное с ребенком приготовление домашних заданий школой его самостоятельной работы.

2. Приучайте первоклассника при выполнении домашних заданий укладываться во время, отведенное для этого режимом дня.

3. Следите за осанкой ребенка и во время самостоятельной его работы по приготовлению домашних заданий.

4. Не давайте первокласснику никаких дополнительных заданий без согласования с учителем.

Далее более подробно остановимся на вопросе «Как привить детям любовь к чтению».

Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники.

В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста. Но особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе и особенно в первом классе, когда создается база для усвоения всех школьных дисциплин.

Решение сложных задач воспитания и развития ума, воли, чувств ребенка возможно лишь при условии владения техникой чтения.

Я приведу примеры конкретных вопросов, волнующих и меня, как учителя, и вас, уважаемые родители, и методические рекомендации – ответы на них.

Ребенок читает медленнее всех в классе. Как ему помочь?

1. Перед выполнением домашнего задания дайте ребенку 5 минут читать любой текст, затем приступайте к выполнению домашнего задания по математике; после чего опять 5 минут чтения – выполнение домашнего задания по русскому языку. В течение дня усаживайте его за чтение на 5 минут три-четыре раза с промежутком времени в час-полтора.

2. Контролируйте технику чтения. Подберите подходящую детскую книгу и, отсчитав 100 слов, попросите ребенка прочитать. Запишите, сколько времени ушло на эту работу. Задайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов он после самостоятельного чтения текста дал правильные ответы. Через неделю повторите замер. Сдвиги будут заметны и родителям, и ребенку. В дальнейшем замеры скорости чтения достаточно проводить 1 раз в месяц.

Как добиться у детей выразительного чтения?

Ребенок читает дома текст вслух, обращая внимание на знаки препинания. Расскажите ему, что на точке нужно делать небольшую паузу ( за это время нужно вслух сказать слова «раз-два»). На запятой пауза более короткая («раз»). После этого объяснения предложите ему почитать, считая вслух. Постепенно нужно перейти от счета вслух к счету про себя, за это время у ребенка вырабатывается твердый навык делать паузы на знаках препинания. Такое умение резко повышает понимание прочитанного текста.

Ребенок не может пересказать прочитанное. Как ему помочь?

Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на народных сказках. Сюжет их состоит из аналогичных эпизодов. В них много повторяющихся диалогов, что облегчает чтение и запоминание. В то же время ребенок приучается к внимательному чтению. Ведь каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но отличается от нее. Неправильно прочитаешь, смысл сказки изменится. Все сразу станет непонятным, и даже смешным. По сказке легко ставит вопросы и легко на них отвечать. Когда ребенок это освоит, можно давать короткие рассказы Л.Н.Толстого, а затем переходить к более сложным текстам.

Ребенок читает только то, что задано, а сверх того читать не хочет. Как привить ему любовь к чтению?

Разделите час вечернего времени на две части. Сначала пусть ребенок читает под контролем взрослых свою книгу или ее часть. Продолжительность чтения должна постепенно увеличиваться до 20 минут. А потом пусть взрослые читают ему другую, «толстую» книгу. Книгу эту надо читать из вечера в вечер, оставляя между страницами закладку. Прежде чем продолжить чтение, помогите ребенку вспомнить, на чем вы вчера остановились. Окончив чтение, задайте несколько вопросов для того, чтобы выяснить, как он понял прочитанное, как оценивает происходящие в книге события.

Через один-два месяца измените методику работы. Взрослый и ребенок читают одну и ту же книгу по очереди. Начинать лучше с чтения взрослого. Чередование двух видов деятельности дает возможность избегать утомления при чтении более сложных текстов.

Несколько позже, когда заметите, что ребенок читает текст без особого напряжения, с интересом, можно с ним договориться о том, что днем он будет самостоятельно читать две-три страницы, а час вечернего чтения начнет с того, что перескажет прочитанное.

Работа по обучению самостоятельному чтению в семье должна продолжаться до тех пор, пока ребенок не преодолеет трудности, связанные со слабой техникой чтения. Порой этим приходиться заниматься до самого конца обучения ребенка в начальных классах.

Далее расскажу о некоторых приемах обучения навыкам чтения:

1. Чтение скороговорок и чистоговорок, чтение слогов со стечением согласных.

Например: Белые бараны били в барабаны.

Груша гусениц не любит, грущу гусеница губит.

Ба-ба-ба – из окна торчит труба. Ва-ва-ва – выговаривай слова.

Стра, стро, стру, стры, стрэ. Стря, стре, стрю, стри, стре.

Стр - ижи, стр - уна, стр - адать, стр - аница, стр - ужка.

2. Чтение пословиц.

КТОРОДИТЕЛЕЙУВАЖАЕТТОТВОВЕКИНЕПОГИБАЕТ.

3. Чтение трудных слов.

ТО – СТО – СТОРОЖ – НАСТОРОЖИЛСЯ

ПО – ЗНА – КО – МИТЬ – СЯ - ПОЗНАКОМИТЬСЯ

4.Образование новых слов из данных слов.

РА – ДЫ - ДЫ – РА КА - БАН - БАН - КА

НА - ШИ - … КА - МЫШ - …

НА - СОС - … КА - ЧАЙ - …

5. Разгадай шифрограмму. Прочитай предложение.

МАМАСПИТОНАУСТАЛАНУИЯИГРАТЬНЕСТАЛА

6.Восстанови слова.

Д…Р…ВЬЯ Л…СТ…ЧК… В…Р…Б…Й Ф…Л…Н

7. «Ролевое чтение» (любимый вид чтения учащихся).

8. «Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, ребенок должен найти и подстроиться под чтение ведущего.

9. «Мнимое чтение»: учитель (родитель) в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и читает слово с исправлением.

10. «Чтение за диктором» (для слабо читающего ребенка).

Большое внимание необходимо уделять пересказу прочитанного, выделяя основное содержание текста.

Комплексная работа учителя совместно с родителями помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысит интерес к нему учащихся.

Приложение 1.

Анкета для учащихся:

1. Что ты любишь?

- читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

- хвалят тебя;

- ругают тебя.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

- читают;

- не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

- да;

- нет.

Анкета для родителей:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

- любит читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

- хвалите его;

- ругаете.

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

- конечно, да;

- нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

- безусловно, да;

- наверное, нет.

​​​​​​​ Литература:

1. Белова Л.В. «В семье – первоклассник» /Москва «Педагогика» 1980 г.

2. Баязова Л.В., Волков В.А. «О некоторых приемах обучения навыкам чтения»// ж. «Начальная школа» / 98г. №1/ с. 60-63.

3. Гритчина Н.М. «Еще раз о навыках чтения» //ж.«Начальная школа» / 94г. №2/ с.64-67.

4.»Педсовет для родителей» - «О повышении пед.культуры» // газета «Начальная школа» / 96 г. № 46 (декабрь).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.