Родительское собрание «Нравственное воспитание младших школьников в семье»
Родительское собрание "Нравственное воспитание младших школь
ZIP / 3.38 Мб
Содержание презентации:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Слайд1,2.
ТЕМА: «Нравственное воспитание младших школьников в семье»
ЦЕЛЬ: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения. Воспитание нравственного отношения к окружающему миру.
ПЛАН:
1.Рубрика «Педагогическое просвещение родителей»
лекция на тему «Нравственное воспитание младших школьников в семье».
2. Рубрика « Чего не должно быть»
3.Рубрика «Решение педагогических задач» (родителями)
4. Рубрика «Шутки- минутки» (разыгранные детьми)
Оформление доски
Слайд 3.
Всё нравственное воспитание детей
сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,
и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
Слайд 4.
Все родители, ожидая ребёнка, думают о его будущем, желают ему счастья. Ребёнок ещё не родился, а они уже мечтают о том, каким он вырастет, хотят, чтобы вырос он гуманным, трудолюбивым, скромным, честным, смелым. Но вот когда именно надо начать заботиться о воспитании этих прекрасных человеческих качеств, родители подчас плохо себе представляют.
Ребёнок мал, он требует неустанных забот взрослых. В этих повседневных заботах о здоровье, питании, чистоте малыша родители как-то забывают о других, очень важных сторонах его воспитания. Отец и мать с тревогой начинают замечать, что их подросший сынишка не любит делиться игрушками и лакомствами, замахивается кулачком на взрослых, если они не выполняют его капризов, не слушается старших… Хорошо если родители задумаются над причинами такого поведения ребёнка, постараются их устранить. Если же отец и мать не придадут этому значение, успокаивая себя извечным «вырастет-образумится», они совершают большую ошибку.
Слайд 5.
В нравственное воспитание входят все стороны воспитания, формирующие человека. А между тем нравственное воспитание дошкольников в семье сводят иногда всего лишь к требованию выполнять некоторые правила поведения. «Говори спасибо, пожалуйста; незнакомых называй на «вы»; убирай за собой свои вещи и игрушки; слушайся старших» - вот пожалуй, почти всё, что зачастую называют нравственным воспитанием детей. Но уже с первых месяцев жизни огромную роль в формировании личности ребёнка играет окружающая среда. А затем, когда малыш подрастёт, он вступает в сложные взаимоотношения с людьми, которые невозможно регулировать только с помощью этих стандартных требований: «Говори спасибо, пожалуйста…»
Слайд 6.
Нежная впечатлительная душа ребёнка легко ранима. Несогласованные, противоречивые требования взрослых нервируют детей и мешают образованию у них правильных привычек. Дети болезненно воспринимают ссоры членов семьи, а особенно разногласия родителей – двух самых дорогих для них людей. Иногда, в конце концов, желая угодить обоим, дети приспосабливаются и невольно привыкают к двуличию и фальши. Нечего и говорить о том, что недружная атмосфера и неуважение родителей друг к другу накладывают отпечаток на формирующийся характер ребёнка. А ведь «характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этом характере в эти первые годы, ложится прочно, становится второй природой человека», - говорил замечательный русский педагог К.Д.Ушинский.
Слайд 7.
Дети очень восприимчивы и к плохому и к хорошему. Даже самое незначительное проявление внимания к людям влияет на формирование положительных черт ребёнка.
Чувства ребёнка, как положительные, так и отрицательные, поддаются развитию в очень раннем возрасте. Чем беднее хорошие чувства, пережитые в детстве, тем труднее вызвать их у человека, когда он вырастет. А ведь иногда требуется совсем немного внимания и времени. Для того чтобы натолкнуть ребёнка на помощь окружающим, подсказать занятие, напомнить о несложных обязанностях, поддержать правильное суждение, доброе побуждение, обсудить прочитанное или виденное, предупредить назревающий конфликт, воздержаться и остановить других от неподходящих для ребёнка разговоров, полюбоваться вместе с малышом природой, послушать музыку. Всё это день за днём, шаг за шагом формирует человека.
Накопление хотя бы самых несложных знаний о природе животных и растениях - расширяет и углубляет интерес к ней. Если ребёнок заметил что-нибудь сам и поделился впечатлением со взрослыми, последним нужно выразить своё отношение к заинтересовавшемуся ребёнку. Если он прошёл мимо того, что заслуживает интереса, надо остановить его внимание. Воспитывая любовь детей ко всему живому, мы формируем в них гуманность. Забота детей о животных содействует формированию отзывчивости, чуткости и в отношениях с людьми.
Страх перед необъяснимой опасностью делает детей слабовольными, неуверенными в себе.
Преодоление страха увеличивает смелость, и поэтому надо учить детей. Воспитание любви и бережного отношения детей к природе и её красоте служит формированию созидательных и творческих способностей, любви к родной стране.
Слайд 8, 9.
Одной из важных сторон нравственного воспитания является воспитание правдивости и честности. Привычку говорить правду надо воспитывать с ранних лет. Для того чтобы воспитать в детях привычку говорить правду, надо прежде всего быть правдивым и самим взрослым. Нельзя предъявлять ребёнку требование говорить правду, если он не находит примера у тех, кто его воспитывает.
«ПОМНИТЕ, ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ ОСМЕЛИТЕСЬ ВЗЯТЬСЯ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ВАМ САМИМ НУЖНО, ЧТОБЫ В ВАС САМИХ БЫЛ ОБРАЗЕЦ, КОТОРОМУ ТОТ ДОЛЖЕ СЛЕДОВАТЬ»
Жан-Жак Руссо.
Детям свойственно фантазировать. В игре они легко перевоплощаются в лётчика, рыцаря, рыболова… предметы домашнего обихода они в своём воображении переделывают в необходимые им для игры атрибуты. Поддержать такую фантазию значит поддержать в ребёнке радость творчества, способствовать развитию воображения и чувств.
Но бывает у детей фантазии, граничащие с ложью. В них преобладает желание похвалиться, выгородить себя или сделать недозволенное. Такую фантазию-ложь для собственной выгоды надо пресекать. Поведение, характер, деятельность ребёнка, ставшего подростком, а в последствии сформировавшимся человеком, в огромной степени зависят от того, как взрослые с первых месяцев жизни учили его реагировать на окружающую среду. Сумели ли развить доверие, уважение к людям, чувство товарищества, правдивость, скромность, волю, привычку посильно обслуживать и участвовать в труде взрослых, сумели ли воспитать бережное отношение к животным, растениям, вещам, жизнерадостность, любознательность, тяготение к творчеству, ко всему прекрасному в природе и доступному в мире искусства.
Нравственности ребёнка нельзя научить теоретически, сев однажды с ним за стол, при наступлении какого-то определённого возраста. Только ежедневная и ежемесячная жизнь с её «мелочами» требует от нас, взрослых, постоянного контроля над собой, чтобы мы могли быть примером для наших детей, постоянного внимания к детям. Говорить «Мне некогда воспитывать» - всё равно, что говорить «Мне некогда любить».
Как любовь к ребёнку, так и чувство ответственности за его воспитание входят в жизнь вне времени. Живёшь рядом с ребёнком – значит воспитываешь его. Несомненно, что надо находить возможность выделять специальное время для прогулок, совместных игр, труда, различных занятий с детьми, но этим далеко не замыкается круг воспитательной работы. Осуществляясь ежеминутно, она должна незаметно, систематически создавать правильные взаимоотношения в семье, утверждать в ней атмосферу искренности, доверия и дружбы.
Большинство наших матерей работают и сами ведут домашнее хозяйство. И за это им честь и хвала! Но ведь родительские обязанности не ограничиваются обязанностью домохозяйки. Для отца и матери, как бы и чем бы они не были заняты, главной обязанностью является создание духовного контакта с детьми, умения в любой момент отозваться на движение души, ответить на любые вопросы. А вместе с тем часто приходится наблюдать, что родители, придавая большое значение и уделяя много времени и внимания питанию и одежде детей, порядку в доме, не находят нужным и возможным уделить хотя бы немного сил и времени удовлетворению духовных потребностей ребёнка.
Как иногда важно бывает оторваться хотя бы на две-три минуты от стирки, уборки, приготовления обеда для того, чтобы порадоваться вместе с ребёнком первым проявлением его творчества, его хотя бы самым маленьким достижением в труде, смутным проблескам чувства красоты. Но особенно важно не пропустить моменты, которые способствуют осознанию ребёнком разницы между злом и добром, слушая утверждения последнего. В присутствии ребёнка надо быть сдержанным, и в разговорах и в поступках. Надо оберегать детей от пошлого анекдота, от грубого слова так же, как оберегают их от инфекции или простуды. Лучше всего стараться предупреждать плохое поведение детей и тем самым необходимость их наказывать. Но не попустительством и баловством, а хорошей организацией всей жизни ребёнка: соблюдением правильного режима, созданием согласных, спокойных взаимоотношений в семье, умелым направлением желанием детей, утверждением положительного в детях и постоянным внутренним контактом с ними.
Поступить правильно в разных случаях взрослым может помочь понимание ребёнка, душевный контакт с ним и большое чувство ответственности за формирование его нравственности.
Слайд 10.
Не всё можно объяснить подрастающему ребёнку, но найти способы воздействия на его чувства всегда можно.
Слайд 11, 12.
2. РУБРИКА «Чего не должно быть»
(Зачитываются ситуации. родители обсуждают)
Дурной пример заразителен.
Иван Фёдорович шёл с дочкой по улице посёлка и тихо беседовал с ней. Когда встречались знакомые, шли приятели по работе, то весело приветствовали его, пожимая руку. Ты не смотри, что я человек рабочий, - вдруг он обратился к дочери, - меня все уважают. Кто не пройдёт мимо, обязательно поздоровается со мной. Приятно, да?
-Папа, а ты?
-Что я?
-Здороваешься?
-Конечно! Разве не видишь?
А вот сейчас дядя Семён прошёл, поздоровался с тобой, а ты промолчал.
- Семёныч, а кто он? Он у нас на комбинате стружку подметает.
-Но ведь он с тобой поздоровался? – не унималась дочь.
-Ну ещё бы ему со мной не поздороваться! – гордо ответил Иван Фёдорович.- Я для него чуть ли не начальник. Девочка задумалась, помолчала некоторое время, а потом вдруг сказала: Я тоже не буду здороваться с Толькой.
-С каким Толькой?
-Его сыном.
Лежи не двигайся.
Вова разбежался и прыгнул на диванные подушки уложенные им горкой друг на друга. Оказавшись на вершине, он перевернулся на спину и, довольный, задрыгал ногами. Потом стал медленно сползать вниз, подушки покатились вслед за ним, и одна из них ударила маму по ноге.
- Ну что за несносный мальчишка! – вскрикнула Елена Фёдоровна раздражённо, - покоя от тебя нет1
Малыш застыл на месте, но когда мать снова наклонилась над книгой, он стал потихонечку собирать подушки.
-Опять! – строго посмотрела Елена Фёдоровна на сына.
-Ну, я играю, - сказал мальчик.
-Хорошая игра! Пыль столбом и шум. Займись чем-нибудь другим. Вон игрушек сколько! Но Вова равнодушно посмотрел на неподвижно сидящих зверюшек и снова стал укладывать подушки на диване.
- Нет это невыносимо, пять минут посидеть спокойно не может,- поднялась Елена Фёдоровна с кресла, - то со стула прыгал, то со стола. Ну что с тобой делать? Связывать тебя что ли?
- Не надо мамочка, - испуганно закричал Вова.
Елена Фёдоровна решительно подошла к сыну, подняла его и уложила на диван.
- Лежи и не двигайся –приказала она и пригрозила пальцем.
- Разве он без движения может, - всплеснула руками бабушка, входя в комнату. Вот у Саши и эспандер есть и обруч, и прыгалки. Он на подушках не ездит. Мальчику сила нужна. Елена Фёдоровна задумывается, согласна, кивает головой.
Прерванный восторг.
- Мама, смотри, уточка на брёвнышко взобралась. Она, наверное, устала плавать.
- Что ты выдумываешь? – дёрнула Ольга Сергеевна сына за руку.
- Пойдём!
-Подожди! Она правда устала. Стряхивает с себя воду.
- Некогда смотреть. Мы опаздываем. Дел очень много.
- Ну немножечко, - тянет Валерик и упирается не идёт.
Ольга Сергеевна делает несколько шагов вперёд. Это пугает Валерика, и он бросается за мамой. Подошел автобус. Валерик вспомнил об уточке. Вглядывался через окно, надеясь увидеть уточек. Ольга Сергеевна не обращала на него внимания, погружённая в свои мысли. Она была довольна, что выбралась с сыном в парк.
Как ни как отдых с сыном, как советовала воспитательница. Всё-таки хорошо они провели время в парке. Катались на санках, лепили снеговика. Но воспоминания об уточке омрачило хорошее настроение.
«И далась она ему – начала сердиться Ольга Сергеевна, - и так всего насмотрелись». Она скользнула взглядом по лицу сына, вопреки ожиданию оно не выражало восторга. Наоборот, было хмурым и неприкасаемым.
«ну ничего. Завтра всё забудет. Будет с восторгом рассказывать в школе, как он провёл воскресенье»- успокоила мать себя.
-Ну как, рассказал ребятам, как мы провели выходной день? – спросила Ольга Сергеевна сына на другой день.
- Нет, - коротко ответил Валерик.
- Почему так?
- А все были в парке, катались на санках. И она поняла что-то важное она упустила.
Слайд 13,14.
3. Решение педагогических задач.
Родители объединяются в группы. Каждой группе даётся конверт с заданием. В течении отведённого времени они должны решить поставленные задачи.
aСын принёс из школы чужую ручку. Что делать?
aмама говорит сыну:»Пора спать». А тот заявляет: «Не хочу!» Мама делает вид, что не слышит ответа ребёнка, и продолжает:»кого же ты сегодня возмёшь с собой смотреть сны? Мишку или зайца? И вот уже он тянется к зайцу, послушно ложится в постель.
Почему сын сначала отказался спать, а потом согласился?
aВиталика в семье оберегают от лишних контактов с детьми, ограждают от всяких забот и работ. Малейшее стремление ребёнка проявить самостоятельность наталкивается на запрет взрослых. Каковы ошибки воспитания Виталика в семье?
aВ автобусе Миша толкнул пожилую женщину. Мама сделала вид, что не заметила.
Как должна поступить мать?
aОля требует самостоятельности: «Я сама» Не даёт одевать себя, а сама делает это медленно, часто задом наперёд надевает колготки, наизнанку кофту. Как быть?
aКатя отняла у Нины конфету, она заплакала. В ответ на это Катя крепче зажала конфету в руке. А когда ей сказали, что Нина перестанет плакать после того, как получит обратно конфету. Катя сунула её в рот и стала жевать.
Какой должна быть реакция взрослого человека на подобные ситуации?
aМама, закрыв лицо руками и сделав вид, что плачет склонилась над сыном. Но на мальчика слёзы не произвели впечатления, он спокойно наблюдал эту сцену. Разглядывал маму и, заметив под халатом бусы, обрадовался:»Красивые».
Можно ли сказать, что ребёнок чёрствый, жестокий?
aСтоит Даше взять бумагу и начать рисовать, как Аня отбирает бумагу. Лежит игрушка, никто не обращает на неё внимание, а только Даша возьмёт, Аня обязательно отберёт.
Жадность ли это?
Слайд 15.
4. «Шутки-минутки»
(разыгранные детьми)
ðМама: Что-то Машеньки не слышно.
Погулять наверно вышла?
Дочь: Нет сидит она на стуле
И внушает дочке Юле.
Не пищи, послушной будь,
Маме надо отдохнуть.
ðАвтор: Мама дочке говорила.
Мама: Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила.
Видишь, даже хлеба нет.
Лена: Не могу.
Автор: Сказала Лена.
Мама: Почему?
Лена: Болит колено.
Мама: А давно болит колено?
Лена: Давно.
Мама: Очень жаль, а хотела
Пригласить тебя в кино.
Автор: Покраснев сказала Лена.
Лена: Кажется прошло колено.
ðМама: Ну, дочки, что без меня делали?
1 дочь: Я всю посуду перемыла.
Мама: А ты?
2 дочь: А я всю посуду вытерла.
3 дочь: А я все осколки подмела.
Слайд 16.
Закончить собрание хотелось бы словами:
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.» Сухомлинский В. А.