12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безноскова Анна Валерьевна499
Россия, Тюменская обл., Тюмень
0

Родительское собрание "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"

Родительское собрание «Трудности обучения чтению и письму в первом классе»

      -   Каждому ребёнку, пришедшему в первый класс, очень хочется хорошо учиться. А каждому учителю хочется как можно лучше научить своих учеников всем премудростям наук, не допустить появления учебных проблем. А если они уже возникли? И тогда  приходим мы: учитель и родители, всегда готовые помочь ребятам справиться с возникающими в ходе обучения трудностями.

      -   Какие трудности могут встретиться на пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше – на эти и другие вопросы поможет ответить наша с вами встреча. Хочется заметить, что «школьные трудности» и «неуспеваемость» -  понятия не однозначные. Высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Результатом невнимания к школьным трудностям является, как правило, нарушение состояния здоровья, особенно нервно-психической сферы школьников. Это связано с постоянным ощущением неудач, сопровождающихся эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью и т.п.  Поэтому вопросы о трудностях обучения немало интересны всем родителям: и тем, кто считает своих детей успешными и тем, кто уже видит, что ребёнок испытывает трудности обучения.

      -   Все вы прекрасно понимаете: базовыми школьными навыками, без владения которыми, обучение затруднено или просто невозможно, являются письмо и чтение. Поэтому сегодня мы коснёмся вопроса о трудностях обучения письму и чтению.   

  Причины трудностей обучения письму и чтению и факторы, влияющие на них.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.

Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л.С. Выготский, когда писал, что существующие методики обучения (а принципы этих методик не изменялись) «не учитывают главное, и вместо письменной речи дают ребенку письменные навыки. Следует добавить – речь идет о механических навыках и письма, и чтения.

В то же время, по Л.С. Выготскому, овладеть письменной речью можно «...только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». То есть, при обучении письму и чтению должно идти освоение технической стороны этих навыков, но «обучение письму (только. – Ред.) как навыку приводит именно к нежизненному письму, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка». В отношении механического чтения у Л.С. Выготского еще более жесткое суждение: «чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Многие проблемы формирования навыков трудностей обучения письму и чтению связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенностям и возрастным возможностям детей, с условиями организации учебного процесса и требованиями, которые предъявляются ребенку.

К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетической предрасположенности до социальной депривации. Их нельзя считать ни до конца понятными, ни до конца изученными, но их нельзя не знать, невозможно не учитывать при работе педагога, психолога, родителей с ребенком.

При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы). Причины трудностей обучения письму и чтению

У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга, характерных для многих детей 6–6,5 лет. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей (до 70%) еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности (а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности.

По данным ИВФ РАО у значительной части детей, поступающих в школу, отмечена возрастная несформированность речи (до 60%) моторики (30–35%), зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%). Все это – базовые познавательные (школьно-значимые) функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения.

В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.

Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.

Сегодня мы поговорим о трудностях обучения чтению и письму детей особых групп риска: леворуких, медлительных и гиперактивных.

Исследования и наблюдения показали, что в нашем 1-в классе обучаются 4 леворуких ребёнка и 21 – праворукий. Среди праворуких – 1 медлительный и 1 гиперактивный ребёнок. Естественно, такие дети сталкиваются со значительными трудностями, начиная обучение в школе. Таким детям нужна своевременная, специальная помощь. Как помочь таким детям? Этот вопрос стоит и перед нами, учителями, и перед вами, родителями.

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей

Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.

Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения.

Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.

С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. Главное, на что мы хотим обратить особое внимание, – на начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы.

Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.

Взрослые, работающие с медлительными детьми, сами это замечают, но видят в этом упрямство, строптивость, нежелание следовать советам: «Я тороплю, а он назло – еще медленнее...»

Это не «назло», просто скорость работы мало зависит от желания ребенка.

Адаптация медлительных детей к школе во многом зависит и от того, как относились взрослые до школы (дома, в детском саду) к медлительности ребенка.

Возможны два варианта:

1. Ребенок – медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут. И он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Фактически такой ребенок не будет испытывать особых осложнений ни в детском саду, ни в дошкольной гимназии до тех пор, пока интенсивность работы на занятиях не превысит его возможности. Вот тогда могут появиться проблемы.

2. Ребенок – медлительный, но окружающие взрослые (дома и в детском саду) не понимают его, не считаются с этой особенностью.

Чаще всего медлительный ребенок, к особенностям которого относились до школы негативно, приходит в школу уже убежденным в том, что он все делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны.

Школьные проблемы медлительных детей достаточно типичны.

В начале обучения может не быть каких-то специфических трудностей – с письмом, чтением и др. Однако следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно (если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований), но появляются специфические трудности в процессе обучения письму и чтению.

Разберем развитие трудностей письма и чтения у медлительных детей более подробно.

С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Если внимательно посмотреть прописи медлительных детей, это хорошо видно. С первых страниц ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще – четверть задания. «Не успел написать» расценивается только как механическое (техническое) письмо – не успел осуществить движения при написании букв.

Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.

Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его план, имеют какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими.

Но особая трудность – «что и как писать» – возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении.

Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а «не успел» будет возникать все чаще. Несоответствие требуемой и возможной скорости письма часто приводит к тому, что оно словно тормозится.

Однако основные сложности медлительных детей начинаются во второй четверти – увеличиваются объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь комплекс трудностей при письме. У ребенка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии (но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из-за дефекта времени осложняется звуко-буквенный анализ, появляются ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко-буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создает условия, в которых грамотное письмо невозможно.

Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие до школы дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова «глотаются», в незнакомых часты пропуски, перестановки.

Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.

Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста.

Рекомендации родителям по оказанию помощи медлительным детям:

1. Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.

2. Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.

3. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

4. Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.

5. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.

6. Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».

7. Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.

8. Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.

9. Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

10. Вырабатывайте у ребенка чувство времени.

11. Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.

Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

12. Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.



Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей

Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней на-рушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает общее, но не очень четкое определение – «нарушение поведения». Когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности», «невнимательное чтение». Для того, чтобы вы, родители, имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов.

Симптомы невнимательности:

недостаточно внимателен к деталям;

с трудом удерживает внимание;

как бы не слушает говорящего;

не может довести дело до конца;

с трудом организует свою деятельность;

избегает выполнения задания;

теряет предметы;

отвлекается на внешние раздражители;

все забывает.

Симптомы гиперактивности:

дрыгает руками или ногами, крутится;

не может усидеть на месте, когда это требуется;

чрезмерно разговорчив;

носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;

с трудом может тихо играть;

всегда «заведен», «как будто внутри мотор».

Симптомы импульсивности:

выпаливает ответы;

чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;

прерывает других, вмешивается в чужой разговор.

У гиперактивных детей эти симптомы постоянны.

Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания, но письменные работы выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.

Обычно педагоги и родители считают эти ошибки «глупыми», сделанными из-за нежелания быть внимательным, отсутствия старания. Основания для таких выводов, на первый взгляд, есть, так как иногда эти дети способны очень хорошо справляться с заданиями.

Лучшие результаты работы дают спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальная работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение задания и другие факторы.

Но даже в этих случаях эффективная работа кратковременна.

Навыки чтения и письма у этих детей уже к середине первого учебного года могут быть значительно ниже, чем у их сверстников, хотя читать и писать они чаще всего умеют еще до школы.

Обычная характеристика учителей в этих случаях: «Может учиться лучше. Не старается, ленится». Действительно, у этих детей может быть очень высокий интеллектуальный потенциал, и в обычных условиях им трудно его использовать.

Одна из важных особенностей таких детей – низкая учебная мотивация.

Ребенок недостаточно ориентирован на приобретение новых знаний. У него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций, вводимых педагогом.

Однако такой ребенок заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса для него более важна, чем содержательная, поэтому такие дети часто дают импульсивные неверные ответы (они не поняли вопрос, но очень хотят быть социально желательными).

Так же легко у них фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотрудничества остаются.

Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.

Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.

Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.

Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не спо-собны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.

Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?

Рекомендации родителям по оказанию помощи гиперактивным детям:



Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.

Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.

Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.

Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.

Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.

Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.

Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.

Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».

Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.

Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

Четко придерживайтесь режима дня.

Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить её.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внима-ния.

Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.

Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.

Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.

Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.

Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

Что  могут родители,  если все же появились школьные трудности?

К сожалению родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.

Первое — не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе — вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

Третье — ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать — это не помощь, а основа для новых конфликтов.

Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил...», «Все нервы вымотал...». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то, бывает, и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться — взрослый, а виноват — ребенок! При этом все родители жалеют себя и никто — ребенка...

Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Никогда не торопитесь заставлять ребенка выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.

Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать — с мамой или папой. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряя терпение, вызывает на смену другого.

Ваше нетерпение, даже если вы не говорите при этом: «У меня больше нет никаких сил!» — уже укор для ребенка, подтверждение его ущербности. А именно этого мы договорились избегать!

Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка не по результатам работы, которые не могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно не получу хорошую оценку и никто не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце каждой недели. Например, поход в кино, посещение зоопарка, совместная прогулка... Это приносит ему много радости и показывает: его труд тоже оценивается и вознаграждается.

Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз. Лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений типа: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались» и т. п. Встречаясь после школы, лучше сказать: «Как хорошо, что ты уже пришел, будем обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?»

Пожалуй, самое трудное время — вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить ребенка в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может успокоиться

и уснуть. В таких случаях детям особенно важно расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкает его «как маленького» и, укладывая спать, посидит рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы — для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в отдыхе и свободе, чтобы их неудачи забылись. Сходите все вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте... Главное — сменить обстановку, чтобы ничто не напоминало детям о школе.

Итак, внимание и понимание — самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Несмотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше — сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой — этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку», «Сядь правильно!») — они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Если есть возможность, проконсультируйте ребенка у специалистов и выполняйте все рекомендации.

Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды!

Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы

Родители должны соблюдать основные правила:

1. Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.

2. Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.

3. Начинать занятия следует с 10 -15 минут.

4. Начинать занятия с игровых упражнений.

5. Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.

6. В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.

7. Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители

Безграничная вера в ребёнка.

Каждый ребёнок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, и со стороны родителей, но и учитель, и родители не имеют права сомневаться в возможности достижения результата каждым ребёнком.

      Путь к достижению положительного результата может быть только путём «от успеха к успеху».

Для ребёнка очень важно постоянно, при выполнении любой учебной задачи чувствовать свою успешность. Это возможно в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребёнка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. А родителям  нужно помнить: оценивая работу ребёнка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось. И лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

       Создание доброжелательной атмосферы в школе и дома.

Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребёнок намного быстрее добьётся успеха, если будет верить в свои  силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращённых к нему словах учителя, родителей, в их действиях. И нам не стоит скупиться  на похвалы, отмечать самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ, чаще говорить детям: «Молодец», «Умница», «Прекрасно», «Сегодня уже намного лучше, чем вчера», «Ты меня очень порадовал своей работой», и т. д. При этом наши оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребёнка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке).

Детям младшего возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом – именно поэтому так важно постоянно подчёркивать, что оценивается именно и только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребёнку, что уже получилось очень хорошо, что – неплохо и над чем нужно поработать.

      Темп продвижения ученика определяется индивидуальными возможностями.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, более успешно овладевающими навыком чтения и письма.  Сравнивайте своего ребёнка сегодняшнего с тем, каким он был неделю, месяц назад.

    Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».

Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чём трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом и ознакомит с ними родителей. Так, например, если ребёнок путает буквы б-п, то механическая работа, заключающая в бесконечном переписывании этих букв, будет совершенно неэффективна. Ведь замена этих букв, будет – следствие недостаточной дифференциации парных по признаку звонкости – глухости звуков [б] - [п], и начинать работу нужно с развития умения дифференцировать эти звуки в восприятии на слух, при собственном произнесении ребёнком, затем отрабатывать связь звонкого звука с буквой  б, а глухого звука – с буквой п, прибегая к дополнительным опорам – ощущению ладошкой вибрации горлышка (горлышко дрожит – пишу б, горлышко не дрожит – пишу п). 

Не будет ли перегружен ребёнок дополнительными занятиями, и как они будут влиять на его здоровье?

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребёнка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства). Итак, для коррекции трудностей обучения письму и чтению посоветую придерживаться  следующих правил:

работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;

начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе с 10-15 минут);

необходимо делать исключения, не заниматься, если ребёнок очень устал и утомлён, или произошли какие-то особые события;

во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;

начинать занятия следует с игровых упражнений;

в занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня всё хорошо получается», - и т.п.

   Примерно раз в неделю (в 10 дней) учитель должен встречаться с родителями и  обсуждать тактику работы на следующий период.

Таким образом, успех коррекционной работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители. И поэтому вы сегодня получаете домашнее задание:

Посмотрите внимательно на своего ребёнка, улыбнитесь ему, обнимите и проследите за его реакцией, а также за своими чувствами. Можете что-ни­будь сказать доброе, если захочется.

Ещё раз осмотрите комнату ребёнка или её часть, которая стала его собственной территорией. Важно, чтобы рабочий стол стоял так, чтобы перед собой ребёнок видел гладкую стену, чтобы его ничто не отвлекало. Простота, спокойный цвет и порядок помогут ему сконцентрироваться на занятиях.

Организуйте в нерабочей части его обитания всё, что необходимо для фантазии и творчества, позвольте ребёнку проявить себя: если он хорошо рисует – поставьте детский мольберт или повесьте лист ватмана, если сочиняет стихи – заведите для него специальную тетрадь. Серьёзно обсуждайте с ребёнком его работы.

Всего вам доброго!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.