12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Табакаева Анастасия Андреевна18

Открытый урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема: «Роль имён прилагательных в тексте».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучение роли имен прилагательных в тексте.

Задачи:

показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;

- воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные

- познакомятся с текстом – описанием;

- научатся употреблять имена прилагательные в речи.

Личностные результаты

- научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

- научатся осознавать свои возможности в учении;

- смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (предметные)

Познавательные:

- показать важность употребления имён прилагательных в русской речи;

- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные:

- формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст- описание.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: игровая деятельность, проблемное обучение, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология.

Образовательные ресурсы:

учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», М: «Просвещение» 2018г. с.68 - 69, презентация, карточки для исследовательской работы; карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?






- Да, все, что вы сказали, верно. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Я хочу, чтобы и вы начали урок с отличным настроением. И поэтому, я дарю вам свою улыбку, а вы, в свою очередь подарите свои лучезарные улыбки друг другу и нашим гостям.

- Зная, какая большая ответственность ложиться на вас в этот день, я подготовила вам маленькие улыбки природы – цветы и бабочки, которые вложены в конверты.

-Эти цветы будут помогать вам на уроке, выполняя, панно «Цветочная поляна».

Перед тем, как мы начнем выполнять письменные задания, предлагаю размять наши пальцы.

- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

Потому что наступила настоящая весна.

Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?


- Улыбаются друг другу и гостям.










Выполняют пальчиковую гимнастику.


Записывают дату, классная работа.

2. Минутка чистописания


- В качестве минутки чистописания, я вам предлагаю отрывок из стихотворения Алексея Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

- Послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена Года»

- К какому времени году написал музыку Петр Ильич?

- По каким признакам вы догадались, что это весна?

- Какие чувства у вас пробудила музыка П.И.Чайковского?

- А какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

- Я хочу, чтобы сегодня на уроке мы все почувствовали приход весны.

- А для этого мы с вами после каждого выполненного задания будем украшать полянку.

- Мы с вами выполнили первое задание, если вы считаете, что написали стихотворение красиво, каллиграфически правильно, приклейте на полянку – зеленый цветок, если вы сомневаетесь – красный цветок.

- Прописывают стихотворение в тетрадях.






- Слушают произведение.


- Весна. Март.

- Ответы детей.

- Ответы детей

- Появляются первые цветы.




- Приклеивают цветок на полянку.

3.Актуализация знаний


- Ребята, давайте вспомним, по какому большому разделу русского языка мы с вами путешествуем?

- Какие изученные части речи вы знаете?

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный сундучок». То есть я по какому-то признаку загадываю слово, ваша задача догадаться, что это за признак и поэтому же признаку записать на листочках свое слово. Время на выполнение задания 7 секунд.

- Части речи.


- Ответы детей.






4. Постановка учебной задачи

- Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд)

-Какие задачи поставим на уроке? Чем будем заниматься?




Ребят, нарисуйте на полях, пожалуйста, лесенку успеха, и отметьте себя.

- Роль прилагательных в тексте.

- Учиться составлять предложения, используя прилагательные, также находить прилагательные в тексте, узнаем какова роль имен прилагательных в тексте.

- Выполняют задание.

5. Открытие нового знания

- Прочитайте предложения (Слайд)

Весна прилетела к нам на крыльях. Светит солнце. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи.

- Что объединяет эти предложения?

Можно ли утверждать, что это текст?




- Что вы заметили в этом тексте?

- Нравится ли вам такой текст?

- Правильно, ребята, чтобы мир стал ярким, удивительным и разным нам поможет часть речи имя прилагательное.

- Следующее задание, придумайте имена прилагательные подходящие по смыслу к именам существительным, и запишите их на карточках

- Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, а прилагательные волнистой линией.

Работа в парах

- Ребята, у вас на столах лежит лист с изображением солнца, травы, облака.

- Нравится рисунок? Почему?

А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.

- Пока вы раскрашивали рисунки, я раздала вам каждому вот такие листочки, поменяйтесь с соседом по парте листочками и проверьте правильно ли вы выполнили задание с текстом.

Взаимопроверка по эталону (Кто допустил ошибки?)

- И с этим зданием мы справились, если задание выполнено верно, то тогда приклейте на нашу полянку – зеленый цветок, если были допущены ошибки – красный.




-Речь идет о весне.

- Да. Так как это письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений.


- В этом тексте нет прилагательных.

- Нет.










- Нет. Потому что он не цветной.

Выполняют задание.

- Рисунок стал ярче, интереснее, красивее.

- Без прилагательных текст был не интересным, не понятным. Также и с рисунком, бесцветный рисунок был блеклым, не красивым.

Выполняют задание.


Выполняют задание.

6. Физминутка

- А теперь я предлагаю вам встать немного отдохнуть. Если я называю имена прилагательные, то вы встаете на носочки и тянетесь к солнышку, а если – имена существительные, то присаживаетесь.

(Волнистый, пюре, красивая, веселый, шахматы, интересный, нога, шляпа, теплое, ежик, солнышко, желтый, мягкий, парта, доска, круглый, твердый, кошка)

- Отдыхают

7. Работа по учебнику

- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.

- Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой.

- Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.

- В чём сходство этих двух текстов?

- А в чём различие?

- Какой текст описывает предмет наиболее точно?

- А какой из текстов описывает предмет более образно?


- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте?

Работа в тетради

- Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное с существительным, которое с ним связано по смыслу.

Напоминаю про карточки, кто быстро выполнит задание, берет карточку.

Самопроверка (слайд)

- Кто нашёл все шесть словосочетаний?

- На нашей полянке столько цветов.

- А кого можно ещё встретить?

- Кто выполнил задание без ошибок приклеивает зеленую бабочку, у кого были допущены ошибки – красную.


Читает первый ученик.

Читает следующий.

- В двух текстах говорится о ромашке.

- Первый стихотворение. Второй – проза.

- Второй.

- Первый, автор сравнивает ромашку с солнышком.

- Имя прилагательное.

- Имена прилагательные украшают нашу речь.


Выполняют задание.







- Бабочек

Прикрепляют бабочку.

8. Работа со словами из словаря. Работа в парах

-Ребята, когда вы выполняли упражнение, ничего в учебнике не заметили?

Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и ударение, запомните написание слова.

2).А теперь отгадайте загадку.

У желтенького солнышка

Лучи не горячи,

У желтенького солнышка

Белые лучи.

Что это? (ромашка)

- А вы знаете как правильно записать это слово?

Давайте попробуем подобрать проверочное слово. Получается?

- Значит какое это слово?

- Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и ударение, запомните написание слова.

- С этой загадкой мы справились, высаживаем ещё один цветок на нашу полянку. Если вы считаете, что справились с заданием, то зеленый цветок, а если нет – красный.

- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку?

- К какой части речи они относятся?

- Почему именно эти слова вам помогли?


- А без этих слов легко ли было отгадать загадку?

- Значит, важна роль прилагательных в тексте?

- Словарные слова.





- Растение





- Нет

- Не получается.

- Это словарное слово.






- Опорные слова: желтенького, белые.

- Имена прилагательные.

- Потому что они указывают на признаки предмета.

- Нет.

- Да.

9. Итог урока


Возвращаемся к началу урока, над какой темой мы сегодня с вами работали?

Какие задачи ставили перед собой?


Научились?

- Каким образом?


- Еще какие задачи ставили перед собой?


- Как мы это делали?

- Еще какие задачи мы ставили?


- Узнали?


- Получается мы все задачи выполнили?

- Роль имен прилагательных в тексте.


- Научиться составлять предложения, используя прилагательные.

- Да.

- Придумывали прилагательные и вставляли в текст.

- Учились находить прилагательные в тексте.

- При помощи упражнений.

- Узнать какова роль прилагательных в тексте.

- Да, при помощи сравнения текста с рисунком.

- Да, мы выполнили все задачи.

10. Рефлексия

- Что вы скажете о нашей полянке?

- Какая она?

- Сейчас посчитайте сколько у вас зеленых цветов, бабочку прибавьте к цветам. И на полянках выставите себе оценки по критериям. (вывешиваю критерии оценивания на слайде)

4 = «5»

3 = «4»

2 = «3»

1 = «2»

Но не расстраивайтесь те, кто поставил себе 2. Так как тема урока новая, 2 в журнал выставлять не будем.
- В начале урока мы с вами рисовали лесенку успеха, я попрошу вас, отметьте себя на той ступени, на которой вы сейчас находитесь по данной теме. Поднимите руку, кто поднялся на 1 ступень выше. А теперь, поднимите руки те, кто остался на той же ступени, не поднялся выше.

Ребята, что мы можем пожелать тем, кто остался на той же ступени?

- Цветочная











Оценивают свою работу на уроке.





- Повторить правила.

11. Домашнее задание

Откройте дневнички, запишите домашнее задание на пятницу.

На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.

- Что нужно будет сделать дома?



-Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и покажите мне с каким настроением вы уходите с урока.

Спасибо за урок! Урок окончен, идем отдыхать.

Записывают домашнее задание

Читают текст.


- Дома нужно будет списать текст, вставить пропущенные буквы, у прилагательных выделить окончания.

Определяют настроение.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.