12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гулевич Галина Ивановна170
В школе работаю 40 лет. Много лет являюсь руководителем м.о. классных руководителей начальных классов.
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
Материал размещён в группе «Родительское собрание»

Роль самооценки в формировании личности

В словаре «самооценка» толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В раннем детстве круг общения ребенка сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят, уважают ребенка, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у ребенка формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, т.к. чувствует уверенность в своих силах. В таких семьях его все время поддерживают и одобряют, т.к. все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители снижают самооценку ребенка, когда пытаются его поставить в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка в первую очередь послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенный, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что ОН ЗНАЧИМ, ценен для родителей.

Необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:

Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.

Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

Если ощущение неполноценности терзает ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут быть грубая речь, высокомерие, сарказм. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.

Определение уровня самооценки ребенка

Один из способов определения уровня самооценки вашего ребенка. Лесенка из 10 ступенек. Дайте ребенку инструкцию: «На верхней ступеньке находятся саамы лучшие дети на свете, красивые, умные, у них все получается быстро, хорошо, легко; их хвалит учитель, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке – те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с ним никто не хочет дружить, его часто ругают родители. Все остальные дети находятся на разных ступеньках, одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя».

Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступеньках – это тревожный сигнал

Значит, настало время спросить себя, когда и за что последний раз говорили ребенку «ты у меня молодец!». Может, что-то надо пересмотреть в отношениях с ребенком, а может, и в отношениях в семье. Важно не спешить уверять ребенка в том, что он самый лучший, самый умный, самый добрый. Вряд ли ребенок поверит в это с первого слова – он ведь уже укрепился в собственной никчемности. В таких ситуациях вы должны быть тонкими психологами.

Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?

Очень важно не торопиться с выводами.

Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу. В чем ты добился высоких успехов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Если у тебя недостатки?

Можно задать множество вопросов, которые позволят выяснить, искренне ли верит ребенок в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя.

Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то причин для волнения нет.

Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения.

Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.

Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Подводя итоги…

Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И, наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому общая рекомендация такова: принимайте своего ребенка таким, каков он есть, со всеми недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.