12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дорджиева Кермен Степановна4433
https://vk.com/club14048033
Россия, Калмыкия респ., Элиста
6

Выступление «Роль школы в формировании психического здоровья учащихся»

Роль школы в формировании психического здоровья учащихся

Существенным звеном в охране здоровья подрастающего поколения представляется охрана психического здоровья детей и подростков. Поскольку психическое здоровье - это элемент здоровья в широком смысле этого слова, на него должно распространяться принятое в настоящее время понимание. Психическому здоровью можно дать 3 определения: во - первых - это отсутствие выраженных психических расстройств; во - вторых - определенный резерв сил человека, благодаря, которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в — третьих - состояния равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом.

Для учащихся, основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья. К критериям благоприятного состояния психики, то есть психического здоровья, относится так же положительное эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние обычно именует настроением. В настоящее время термин «настроение» приобрел права гражданства ив научной медицине и трактуется как «преобладающее эмоциональное состояние», оказывающее влияние на психическую деятельность (результаты теста № 1).

К числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся психических расстройств относятся следующие моменты: 1) неспособность справиться с учебной нагрузкой; 2) враждебное отношение педагога; 3) смена школьного коллектива; 4) непринятие детским коллективом. Эти моменты действительно служат главным источником нарушений психического здоровья школьников. Характер взаимоотношений учителя и ученика действительно имеет первостепенное значение в формировании психического состояния школьников.

Отсутствие уважения к учащимся со стороны педагога, унижение их достоинства очень болезненно воспринимаются школьниками, особенно старшеклассниками. Именно отсутствие уважения со стороны учителя чаще всего бывает причиной конфликтов между ним и учащимся (результаты теста №

2).

Унижающие достоинства ученика в форме (удаления из класса, грубые
отклики, оскорбительные замечания и др.) удары по самолюбию, нередко
встречаются в школах, создавая психотравмирующие ситуации.

В.А.Сухомлинский призывая, что «оклики, угроза, раздражительность»-нередкое явление в школах. Выдающийся педагог считал их проявлением несправедливости со стороны учителя. Но дело не только в этом? «Что значит учитель?» - спрашивая, В.А. Сухомлинский и отвечал - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ним. Между тем не все учителя отвечают этому непременному качеству, важнейшему критерию их профессиональной пригодности. В результате - поведение некоторых из них

создает психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающие на психическом здоровье детей.

Для таких ситуаций предложен специальный термин - дидаскалогения, то есть нервные расстройства, происходящие от учителя. Болгарский психиатр X. Христозов склонен именовать таких учителей «противоучителями» и перечисляет ряд их разновидностей. К ним относятся гневно- высокомерные, оскорбляющие учеников кличками («бездарь», «идиот», и др.); молчуны, у которых общение с учеником представляет не беседу, а ледяную усмешку; педанты, не терпящие возражений и требующие беспрекословного подчинения. В этом перечислении, может быть, несколько сгущены краски, но в какой - то степени такие явления, безусловно встречаются в школе и создают неблагоприятный психологический климат. Доктор педагогических наук И.А. Невский пишет «Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально - отрицательные переживая, состояние тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом; они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение. Еще хуже, если психотравмирующие ситуации, вызываемые неправильным поведением педагога, создаются избирательно, по отношению к отдельным ученикам, выливаются во враждебное отношение учителя к конкретным ученикам».

Негативное отношение к тому или иному ученику возникает у учителя вследствие разных причин. Чаще всего это неуспеваемость по данному предмету, иногда особенности поведения и характера, что свойственные подросткам (результаты теста №3).

Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и то провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызвало: пренебрежением учебным предметом, дальнейшее снижение успеваемости, грубость в ответах. Это в свою очередь влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у младших школьников страх, у старших резкие реакции протеста, отказы от посещения школы, то есть многообразные проявления нервозов.

В противовес этому доброжелательность учителя вовремя сказанное слово одобрения и ободрения, справедливая - хотя и строгая - оценка успехов, уважительное отношение к ученикам любого возраста формируют то, что называется благоприятным психологическим климатом в классе, создает положительный эмоциональный фон, который, кстати, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

Большая ответственность за состояние психического здоровья школьников ложится на классного руководителя. Ведь школьникам присуще повышенное стремление к общению со сверстниками, они, как правило, активно тянутся друг к другу. Наиболее свойственная им сфера общения - это класс. И именно здесь наиболее полно реализуется система личных взаимоотношений и определяется место каждого в ней (результаты теста № 4, 5).

Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности. Важнейшей предпосылкой воспитания является вера воспитанника (ученика) в своего старшего наставника (классного руководителя). Следует понимать, что классный руководитель не должность, а профессия, и очень сложная. Через его деятельность формируются «зона доверия» между детьми и взрослыми, путь к их взаимопониманию.

На прошлой неделе была проведена анкета «Классный руководитель глазами учеников» среди 8-11 классов. В анкетировании приняло участие _126_учеников. Ответы на некоторые вопросы были даны в словесной форме. Если же суммировать данные ответы, которые в совокупности сводятся к общему вопросу (твое отношение к классному руководителю), то можно сделать следующие выводы:

Во - первых - нет ни одного классного руководителя, который бы пользовался абсолютным признанием каждого ученика класса, что в полнее объяснимо и закономерно.

Во - вторых - большинство учащихся умеют не только иметь, но и выразить чувство благодарности, признательности и уважения к классному руководителю, некоторые считают своего классного руководителя настоящим другом.

В — третьих — дети видят наши недостатки и умеют тактично назвать их: прислушивалась к мнению других; была веселой и счастливой; улыбалась по чаще; чтобы всегда была доброй и красивой; была терпеливой; полностью изменилась, сменила прическу, не кричала во время уроков (результаты теста № 6, 7, 8, 9).

Наконец, если свети все ответы к трем простым параметрам отношения наших учеников к своим классным руководителям: положительное, равнодушное, отрицательное, то в целом (результаты теста № 10)

В связи с наблюдающим повсеместно ростом распространенности нервно - психических заболеваний, в том числе и среди детей, их психическое здоровье привлекает внимание медицинской общественности и ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ подчеркнул при этом, что в детстве проблемы психического здоровья имеют более приятную связь с окружающей средой, чем в другие периоды жизни человека. В свете этого становится очевидной роль, которую в формировании психического здоровья детей играет школа, занимающая такое большое место в их существовании.

Научно - технический прогресс и связанные с ним изменены в содержании школьного обучения предъявляют очень высокие требования к нервной системе детского организма, находящегося в процессе роста и развития, и это доставляет особенно бережно относиться к охране психического здоровья учащихся.

Сводная таблица результатов анкетирования «Классный руководитель глазами учеников».


 

 

8кл

9кл

10 кл

Пкл

1.

С каким настроением ты идешь в школу?

а) с радостью

26%

50%

34%

42%

б) с привычным равнодушием

50%

38%

58%

51%

в) с предчувствием неприятностей

6%

6%

6%

8%

г) скорее бы все это кончилось '

17%

6%

13%

25%

2.

Бывают ли у тебя в школе неприятности?

а) часто

5%

8%

15%

11%

б) редко

90%

88%

65%

77%

в) никогда

5%

4%

20%

20%

нет ответа

8%

3.

Если бывают неприятности, то от кого они исходят?

а) от учителей - предметников

59%

34%

28%

60%

б) от классного руководителя

16%

5%

14%

11%

в) от учеников вашего или другого класса

45%

61%

38%

25%

нет ответа

-

-

20%

4%

4.

Ты считаешь, что твой класс

а) сплочен и дружен

10%

34%

20%

27%

б) разбит на группы

72%

54%

62%

71%

в) каждый живет сам по себе

22%

4%

3%

2%

нет ответа

-

8%

15%

-

5.

Повезло ли тебе, что ты в этом классе?

а) да

32%

61%

48%

60%

б) нет

10%

4%

3%

8%

в) не знаю

58%

35%

44%

32%

нет ответа

-

-

5%

-

6.

Бывают ли конфликты с классным руководителем?

а) часто

13%

-

13%

10%

б)редко

47%

39%

10%

3%

в) никогда

13%

61%

44%

54%

нет ответа

-

-

33%

-

7.

Какую роль исполняет твой классный руководитель в классе?

а) контроль за успеваемостью и дисциплиной

66%

80%

55%

62%

б) вторая мама

16%

34%

20%

20%

в) организатор досуга

8%

38%

17%

5%

г) помощник в трудных обстоятельствах

10%

38%

37%

10%

д) старший товарищ

2%

-

13%

8%

е) другое

10%

-

6%

17%

8.

Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

а) хвалить

19%

19%

17%

14%

б) подбадривать

47%

61%

31%

4%

в) делать замечания

30%

30%

44%

40%

г) ругать

5%

8%

17%

14%

д) жаловаться родителям

10%

19%

-

25%

е) быть вечно недовольным

2%

4%

10%

17%

ж) другое

10%

4%

24%

8%

9.

Тебе хотелось бы перенять от классного руководителя

а) великодушный характер

13%

19%

10%

5%

б) манера поведения

10%

19%

3%

10%

в) умение всегда хорошо выглядеть

13%

4%

3%

2%

г) разносторонние знания

25%

34%

41%

45%

д) другое

5%

4%

3%

10%

е) ничего

36%

23%

34%

42%

10.

Отношение класса к классному руководителю.

а) положительное

42%

65%

58%

70%

б) равнодушное

36%

23%

31%

25%

в) отрицательное

20%

8%

-

5%

нет ответа

2%

4%

11%

-

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.