12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Черкасова Екатерина Анатольевна272
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Дошкольники»
9

Статья «Роль взрослого в формировании речи ребенка раннего возраста»

Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка. общение коммуникация речевой.

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

При воспитании ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся всё сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и в речевом общении.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет взрослый и его речь. Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Усваивая родной язык, ребёнок овладевает важнейшей формой речевого общения -- устной речью. Характерной особенностью ребёнка дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, ребёнок этого возраста подражает всему, что он видит и слышит в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ним связаны, к которым у ребёнка сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок, является родитель. Поведение, речь матери, отца, их внешний облик -- всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия ребёнка, связанное с подражательностью, должно быть использовано в его воспитании и обучении, и, в частности, при обучении родному языку. Речь взрослого является образцом для ребёнка в широком значении этого слова, прежде всего -- в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с взрослым. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным ребёнку. При разговоре с младшими детьми речь взрослого должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. (“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол”). Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд взрослых, которые стирает скатерти”. Грамматическая правильность речи взрослого обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь взрослого отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Взрослый, рассказывая или пересказывая какое-либо художественное произведение, должен раскрыть его эмоциональную сторону, который повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и доступные возрасту и развитию детей, допустимы для пересказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понятным, определенным началом, серединой и концом. Если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние детали, подробности затрудняют усвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следует выбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции. 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (2)

Ольга, 18.01.17 в 12:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Речь детей требует особого внимания. Жаль, что многие родители этого не понимают и считают, что со временем ребёнок сам научится правильно говорить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.