12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захаренко Елена Александровна20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области





« Рассмотрено

на заседании ШМО учителей и рекомендовано к утверждению»

Руководитель ШМО ______________Пыко Г.И.

Протокол № 1

от 29_.08.2019 г.

«Согласовано»

Зам.директора школы по УВР:

______ __Филоненко Е.Н.

29.08.2019г.

«Утверждаю»

Директор школы:

________И.Н.Авдеенко

приказ №14 от 29.08.19 г.









Рабочая программа

по русскому языку

5 класс

на 2019-2020 учебный год

учителя русского языка и литературы

Приваловой Юлии Алексеевны















2019 год



Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2015.

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации;

соответствует ООП ООО МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»;

соответствует учебному плану МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ

При реализации данного учебного предмета используется системно -деятельностый и компетентностый подходы, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

В авторскую программу не внесены изменения.


Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.


Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:

• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;

• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.


Общая  характеристика  учебного предмета «Русский язык».

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно - деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.

Таким образом, особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

-познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 5 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно - коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 5 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.



Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 5 классе выделяется 175 часов в год, 5 часов в неделю, 35 учебные недели.



Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;



2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета «Русский язык».

Введение.

Язык и языкознание. Язык и общение. Текст.

Фонетика. Графика. Орфография.

Буква и звук. Алфавит. Транскрипция. Согласные звуки и буквы  (звонкие/глухие, парные/непарные). Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные.  Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение.

Правописание безударных гласных   в корне слова.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа слова. Приставки. Суффиксы.

Сложные слова.

Лексикология.

Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Однозначные и многозначные слова. Лексическая сочетаемость. Тематическая группа.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Морфология.

Морфология как раздел науки о языке. Части речи.  Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Склонение имён существительных.  Падеж имён существительных Число имён существительных. Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными. Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные.

Правописание НЕ с именами прилагательными. Имя числительное как часть речи.

Местоимение как часть речи. Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола.Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте.

Синтаксис и пунктуация.

Что изучает синтаксис? Словосочетание.  Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов. Предложение – основная единица речевого общения.  Роль предложений в  формировании и выражении мысли. Главные и второстепенные члены предложения. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Грамматическая основа предложения.  Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении.  Сказуемое. Способы выражения  сказуемого в предложениях.  Тире между главными членами предложения. Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. Прямая речь.

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении.











Тематическое планирование по учебному предмету

«Русский язык»

п/п

п/ теме

Дата/факт

Тема урока

план

факт

Введение -4ч

1.

1.



Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека.

2

2



Язык и общение.

3

3



Развитие речи.

Текст. Понятие о тексте. Признаки текста.

4

4



Вводный контрольный диктант №1 по теме

«Повторение»

Фонетика.Графика.Орфография-18ч

5

1.



Буква и звук. Алфавит.

6

2.



Буква и звук. Алфавит

7

3.



Гласные буквы и звуки. Буквы и звуки согласные

8

4.



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.

9

5.



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.

10

6.



Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные.

11

7.



Согласные звук и обозначающие их буквы. Оглушение и озвончение согласных

12

8.



Согласные звук и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные.

13

9



Согласные звук и буквы. Твёрдые и мягкие согласные

14

10



Гласные звуки и обозначающие их буквы. Классификация гласных звуков и букв.

15

11



Гласные звуки и обозначающие их буквы. Фонетический разбор.

16

12



Слог и ударение. Ударные и безударные слоги.

17

13.



Развитие речи. Устный рассказ по картине

Б. Кустодиева «Масленица».

18

14



Правописание безударных гласных в корне слова.

19

15



Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Обобщение изученного.

20

16



Повторение по теме: «Фонетика, графика, орфография». Закрепление.

21

17



Контрольный диктант №2

с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

22

18



Работа над ошибками

Морфемика. Словообразование. Орфография-11ч

23

1.



Корень слова. Родственные слова.

24

2



Окончание и основа слова.

25

3



Приставки.

26

4



Суффиксы.

27

5



Сложные слова.

28

6



Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Обобщение изученного.

29

7



Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». Закрепление.

30

8



Контрольный диктант №3 по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография».

31

9



Работа над ошибками.

32

10



Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением «Берёзка».

33

11



Развитие речи. Изложение с продолжением «Берёзка».

Лексикология, орфография , фразеология-40ч

34

1



Лексическое значение слова.

35

2



Развитие речи. Устная и письменная речь.

36

3



Развитие речи. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.

37

4



Всероссийская контрольная работа

38

5



Толковые словари.

39

6



Буквы О и Е после шипящих в корне слова. Знакомство с орфограммой.

40

7



Однозначные и многозначные слова.

41

8



Развитие речи.

Лексическая сочетаемость.

42

9



Тематическая группа.

43

10



Синонимы.

44

11



Антонимы.

45

12



Омонимы. Паронимы. Различение омонимов и многозначных слов.

46

13



Омонимы. Паронимы. Их оформление в толковых словарях.

47

14



Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.


48

15



Контрольная работа

по теме: «Лексикология».






49

16



Понятие о чередовании.

50

17



Буквы Е//И в корнях с чередованием. Введение.

51

18



Буквы Е//И в корнях с чередованием. Закрепление.

52

19



Чередование букв А//О в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

53

20



Чередование букв А//О в корне –КАС-//-КОС-.

54

21



Буквы А//О в корнях с чередованием. Обобщение изученного.


55

22



Развитие речи. Подготовка к написанию изложения с продолжением по теме: «М. Пришвин. « Кладовая солнца».

56

23



Развитие речи. Изложение с продолжением по теме: «Чёрный пень» (по М. Пришвину «Кладовая солнца»).

57

24



Суффиксы

-чик-//-щик-. Знакомство с правилом.

58

25



Суффиксы

-чик-//-щик-. Закрепление.

59

26



Буквы И//Ы после приставок на согласные. Знакомство с орфограммой.

60

27



Буквы И//Ы после приставок на согласные. Закрепление.

61

28



Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения «Как я первый раз...».

62

29



Особенности написания приставок на З//С. Выделение приставки.


63

30



Особенности написания приставок на З//С.

Графическое обозначение 17орфограммы.

64

31



Особенности написания приставок на З//С. Закрепление.


65

32



Понятие о фразеологизмах.


66

33



Фразеологизмы: их признаки.

67

34



Фразеологизмы. Синонимичные фразеологизмы.


68

35



Повторение по теме: «Лексикология».

Крылатые слова.


69

36



Обобщение изученного по теме: «Лексикология».

70

37



Повторение по теме: «Лексикология». Закрепление.

71

38



Обобщающее повторение по теме: «Лексикология».

72

39



Контрольный диктант №4

с грамматическим заданием по теме: «Лексикология».

73

40



Работа над ошибками.

Морфология -61

74

1



Части речи.

75

2



Имя существительное.


76

3



Род имён существительных.


77

4



Склонение имён существительных.

78

5



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Обобщающее повторение.

79

6



Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. Закрепление.

80

7



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

81

8



Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Закрепление.

82

9



НЕ с именами существительными. Условия слитного написания.

83

10



НЕ с именами существительными. Условия раздельного написания.

84

11



Повторение по теме «Имя существительное»

85

12



Контрольный диктант №5

с грамматическим заданием по теме:

«Морфология. Имя существительное».

86

13



Работа над ошибками.

87

14



Имя прилагательное.

88

15



Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».


89

16



Развитие речи. Написание сочинения- повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».


90

17



Правописание окончаний имён прилагательных.

91

18



Краткие прилагательные.

92

19



НЕ с именами прилагательными. Условия слитного написания.

93

20



НЕ с именами прилагательными. Условия раздельного написания.

94

21



Развитие речи. Подготовка к изложению прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное».

95

22



Развитие речи. Изложение прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное».

96

23



Повторение по теме «Имя прилагательное»

67

24



Понятие об имени числительном.

98

25



Имя числительное: морфологический разбор.

99

26



Понятие о местоимении.

100

27



Местоимение: морфологический разбор.

101

28



Повторение по теме «Местоимение»

102

29



Контрольная работа № 1 по теме: «Местоимение».

103

30



Работа над ошибками.

104

31



Глагол как часть речи.

105

32



Понятие об ифинитиве.

106

33



Инфинитив в составе сказуемого.

107

34



Развитие речи.

Средства связи предложений в тексте. Анализ текста.


108

35



Развитие речи.

Средства связи предложений в тексте. Комплексный анализ текста.


109

36



Время глагола.

110

37



Развитие речи.

Тип текста. Время в предложении и тексте.

111

38



Развитие речи. Сочинение – описание предмета по теме: «Морфология».

112

39



Изменение глаголов по лицам и числам. Формы настоящего и будущего времени.

113

40



Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения.

114

41



Правописание окончаний глаголов. Знакомство с правилом.

115

42



Правописание окончаний глаголов. Закрепление.

116

43



Правописание окончаний глаголов. Повторение и обобщение.

117

44



Повторение по теме «Глагол»

118

45



Контрольная работа № 2 по теме: «Глагол».

119

46



Понятие о наречии.

120

47



Наречие.

О//Ё после шипящих в суффиксах наречий.

121

48



Наречие.

Ь на конце наречий

122

49



Повторение по тем «Наречие»

123

50



Контрольная работа № 3 по теме: «Наречие».

124

51



Понятие о служебных частях речи.

125

52



Служебные части речи. Союзы.

126

53



Служебные части речи. Употребление предлогов и союзов.

127

54



Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине по теме:

«И.Я. Билибин. «Гвидон и царица».

128

55



Развитие речи. Сочинение по картине по теме: «И.Я. Билибин. «Гвидон и царица».

129

56



Повторение материала по теме: «Морфология». Орфографические разборы.

130

57



Повторение материала по теме: «Морфология». Морфологические разборы.

131

58



Урок-обобщение по теме: «Морфология».

132

59



Урок - практикум по теме: «Морфология».

133

60



Контрольный диктант №6

с грамматическим заданием по теме: «Морфология».

134

61



Работа над ошибками.

Синтаксис и пунктуация -35

135

1.



Что изучает синтаксис?

136

2.



Словосочетание.

137

3.



Предложение.

138

4.



Понятие о главных и второстепенных членах предложения.

139

5.



Главные и второстепенные члены предложения. Их способы выражения.

140

6.



Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Интонация и смысловые особенности.


141

7.



Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Структурные и смысловые особенности.

142

8.



Развитие речи. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.


143

9.



Развитие речи.

Эмоции и их отражение в предложении. Эмоциональная окраска предложений.

144

10.



Развитие речи.

Эмоции и их отражение в предложении. Употребление восклицательного знака в конце предложения.

145

11.



Контрольный диктант № 7

с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация”.

146

12.



Работа над ошибками.

147

13.



Развитие речи.

Как писать отзыв.


148

14.



Понятие о грамматической основе предложения.

149

15.



Способы выражения грамматической основы предложения.

150

16.



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Закрепление.

151

17.



Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Обобщение.

152

18.



Второстепенные члены предложения.

153

19.



Определение.

154

20.



Понятие о дополнении.

155

21.



Дополнение как второстепенный член предложения.

156

22.



Понятие об обстоятельстве.

157

23.



Обстоятельство как второстепенный член предложения.


158

24.



Понятие об однородных членах предложения.


159

25.



Однородные члены предложения. Обозначение однородных членов предложения.


160

26.



Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


161

27.



Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление.


162

28.



Развитие речи. Вопросный план текста.

163

29.



Понятие об обращении.

164

30.



Обращение. Знаки препинания при обращении.

165

31.



Прямая речь.

166

32.



Развитие речи.

План текста. Подготовка к изложению с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода».

167

33.



Развитие речи. Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода».

168

34.



Сложное предложение.

169

35.



Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация».

Повторение-6

170

1



Повторение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»

171

2



Повторение по теме «Лексикология, орфография , фразеология»

172

3



Повторение по теме «Морфология»

173

4



Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

174

5



Итоговый контрольный диктант № 8

с грамматическим заданием

175

6



Работа над ошибками



6Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.


Наименование объектов и

средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: Просвещение, 2014.

Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 5-9 классы»; 2-е издание, Москва: Просвещение, 2014.


В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по русскому языку, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2015.


В учебнике реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы – развитие личности школьника средствами русского языка, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения русского языка за счет обязательного и дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.

Методические пособия для учителя

Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова,

И.Г. Добротина; Москва: Просвещение, 2014.


В методическом пособии описана авторская технология обучения русскому языку. Пособие построено поурочно и включает примерное тематическое планирование, самостоятельные работы,  тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку.

Печатные пособия

Плакаты «Русский язык 5 класс».

Таблицы по русскому языку.

Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по русскому языку.

Технические средства

Компьютеры.

Проектор.

Интерактивная доска.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Устройство для вывода информации на печать, оформление проектных папок, проектов: принтер.

Программные средства

Операционная система – Windows 7.

Системы программирования.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Комплект презентаций по каждому классу.



7 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

Речь и речевое общение.

Учащийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Учащийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность.

Аудирование

Учащийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение.

Учащийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение.

Учащийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализироватьи оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо.

Учащийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Учащийся получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст.

Учащийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Учащийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка.

Учащийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке.

Учащийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика.

Учащийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование.

Учащийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология.

Учащийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология.

Учащийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис.

Учащийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Учащийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация.

Учащийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Учащийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура.

Учащийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



























Лист выполнения контрольно – практической части для обучающихся за 2017- 2018 учебный год.

п/п

Дата/

факт

Тип урока

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

1



Урок контроля

Вводный контрольный диктант №1 по теме: «Повторение»

1

1



Урок контроля

Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме: «Фонетика. Графика. Орфография».

1

2



Урок развития речи

Написание сочинения- рассуждения по теме: «Морфемика. Словообразование».

1

3



Урок контроля

Контрольное списывание по теме: «Морфология. Словообразование. Графика».

1

4



Урок контроля

Контрольная работа № 1 по теме:

«Лексикология».

1

5



Урок развития речи

Изложение с продолжением по теме: «М. Пришвин. «Кладовая солнца». Чёрный пень ».

1

6



Урок развития речи

Сочинение по теме: «Как я первый раз...».

1

7



Урок контроля

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме: «Лексикология».

1

8



Урок контроля

Контрольная работа № 2 по аудированию по теме: «Морфология».

1

9



Урок контроля

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное».

1

10



Урок развития речи

Написание сочинения-повествования с элементами описания по теме: «Имя прилагательное».

1

11



Урок развития речи

Написание изложения прочитанного текста по теме: «Имя прилагательное».

1

12



Урок контроля

Контрольная работа № 3 по теме: «Местоимение».

1

13



Урок развития речи

Сочинение – описание предмета по теме: « Имя прилагательное».

1

14



Урок развития речи

Сочинение по картине по теме:

«И.Я. Билибин. «Гвидон и царица».

1

15



Урок контроля

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме: «Морфология».

1

16



Урок контроля

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1

17



Урок развития речи

Изложение с элементами сочинения по теме: «Без труда нет плода».

1

18



Урок контроля

Итоговый контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием.

1

Лист корректировки календарно-тематического планирования.

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.