12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Galina762479
Меня зовут Галина Александровна Аникина, я работаю в МОУ "СОШ №18".В этом году была в жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству.
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Открытые уроки 2015-2016»

Садово-парковое искусство пригородов Санкт-Петербурга

Урок для 10 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Цель урока: познакомиться с садами пригородов Санкт-Петербурга, развивать умение сопоставлять и анализировать, делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Ход урока.

1 этап. Экспозиция. Звучит гимн Петергофа Глиэра.

Задание. Что это за музыка, как определите жанр? (гимн, торжественная музыка). В какой момент звучит? Что представляете?

Слайд 1.Посмотрите на парк в Петергофе ( Большой каскад). Красиво? Под эту музыку включаются фонтаны. Кто-то из вас был в Петергофе? Ваши впечатления? Почему такая музыка? Какому виду литературы соответствует? (Ода). Ради чего пишут оды и гимны? (Прославляют кого-о или что-то)

2 этап. Завязка. Постановка пролемы. Слайд 2. Парк Петергофа.

Что можете сказать об этом саде? О планировке? Что напоминает? (регулярный парк, Версаль. (Слайд 3) Ребята наверняка скажут, т. к. недавно был урок по Версалю.)

Побывав в Версале, Пётр I решил завести «огород» не хуже, чем во Франции. И даже пригласил того же архитектора, Леблона.

В чём сходство садов? (Регулярная планировка, преспектива, стриженые деревья). Но через некоторое время с Леблоном расстались и пригласили других архитекторов. Как вы думаете, что хотел изменить Пётр, по сравнению с Версалем? В чём отличие? ( Больше цветов, дворец находится наверху и виден не из любой точки, нет больших партеров.) Тут можно рассказать о фонтанах-шутихах. Что изменилось в концепции сада? (Появляется эффект неожиданности, юмор, нет такой величественности.) Эти черты характерны для парка барокко. Таким образом, в Петергофе видим сочетания двух стилей: классицизма и барокко. Но оба относятся к регулярному саду. Кстати, для сада барокко характерен девиз "Помни о смерти", т.е. лови момент, успей насладиться жизнью. Как вам кажется, есть это наслаждение в Петергофе?

3 этап. Слайд 4. Разработка проблемы. Ещё один сад. Екатерининский в городе Пушкине, был заложен ещё при Екатерине Первой, поэтому называется Екатерининский. Но дворец построен и сад закончен при Елизавете. Какой стиль? (Слайд 5) Регулярный, барокко. Признаки?

4 этап. А теперь посмотрите на дворец и сад в Павловске? (Слайды 6,7) Отличается? Чем? (Обычно говорят, что природа там естественная). Это пейзажный сад. В нём нет регулярной планировки, вместо дорожек «естественные» тропинки. (Слайд 8) Кстати, какой сад вы бы могли назвать парком? Это слово пришло к нам из Англии вместе с пейзажным парком. До этого говорили сад или даже, как Пётр Первый, огород.

Как вы думаете, какой сад требует больше затрат? (Конечно, первый). На самом деле, пейзажный парк требует не меньше затрат. В нём тоже всё спланировано.

5 этап. Кульминация. Слайд 8. Посмотрите на строения в Павловском парке. Что напоминают? (Грецию). А что скажете про колоннаду Аполлона? (Разрушена). Построена в 1782-1783г., а в 1817 разрушилась.

Вопрос. Как вы думаете, почему не восстановили? (Обычно говорят, что денег не было, но на содержание такого парка были, а на восстановление колоннады нет?) Оставили специально, чтобы напоминала древность. Кстати, сравните дворцы в Петергофе, Пушкине, Павловске. Отличаются? (В Петергофе и в Царском Селе (Пушкине) дворцы построены Б. Растрелли в стиле барокко, в Павловске дворец построен в стиле классицизма, архитектор Ч. Камерон.) (Слайд 9) А на что ориентировались в классицизме? Правильно, на античность. Поэтому и колоннада Аполлона, поэтому и не восстановили.

Вопрос. Если парки барокко призваны удивлять, то, как вы думаете, какова цель пейзажных парков? Размышлять, предаваться воспоминаниям, мечтать.

6 этап. Художник Александр Бенуа, который вырос в Петергофе рядом с Петергофским парком так написал в мемуарах о Павловском парке: «В Павловске всюду живёт настроение чего-то насторожившегося и заворожённого. Это мрачное настроение, чему особенно способствует преобладание в парке чёрных и густых елей, царит в Павловске рядом чем-то уютным и приветливым, и это соединение как-то по-особенному манит и пугает, куда бы ни направить свои шаги... Даже в детстве именно эта пугавшая меня мрачность оказывала в то же время притягательное действие, а впоследствии и говорить нечего...»

Почему Бенуа больше всего любил Павловский парк?

7 этап. Развязка. Что изменилось в пейзажных садах по сравнению с регулярными? Почему? Какой мостик из какого сада? (Слайд А если бы у вас была возможность создать свой сад, какой стиль бы вы выбрали? Какой бы это был парк?

В презентации использованы фотографии с сайта SPB HI. Музыкальный гимн с сайта muzofon.

Опубликовано в группе «Открытые уроки 2015-2016»


Комментарии (5)

Трефилова Раиса Поликарповна, 24.08.18 в 15:04 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за материал, Галина Александровна!
Galina76, 25.08.18 в 10:49 0Ответить Пожаловаться
Рада, если пригодится
Татьяна Геннадьевна, 10.05.20 в 14:22 0Ответить Пожаловаться
Галина Александровна, а где можно посмотреть презентацию?
Galina76, 11.05.20 в 11:49 0Ответить Пожаловаться
Она, к сожалению, не сохранилась после конкурса. Я сегодня разместила копию у себя на странице, но она без музыки.
Селиванова Галина Геннадьевна, 28.11.20 в 21:55 0Ответить Пожаловаться
Больше спасибо за конспект урока,Галина Александровна! очень интересным всегда получается этот урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.