12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нестеренко Анна Геннадьевна28
Россия, Саратовская обл., Энгельс
1

Саратовская гармошка – символ родного края



МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина г. Энгельса Саратовской области»

 

Классный час на тему «Саратовская гармошка – символ родного края»

Подготовила: учитель начальных классов Нестеренко А.Г.

2016 г.


 

Тема: «Саратовская гармошка – символ родного края»

Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области, Российской Федерации , всего международного сообщества.

Задачи

1. Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут.

2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к родному краю, Родине, культурному наследию.

4 Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Планируемый результат:

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая. 

Оборудование урока: презентация , аудиозаписи, стихи С. Борискина, С. Алланова.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Эмоциональная и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, гости дорогие!

И девчонок, и мальчишек –

Всех зову я ребятишек.

Будем мы беседовать да играть,

Старину вспоминать.

Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашего занятия массу впечатлений и положительных эмоций.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Введение в тему

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Городок у нас хорош

И зимой и летом

Озаряют звёзды Волгу

Серебристым светом

По проспектам и аллеям

Хорошо бродить

Город наш, родной Саратов

Трудно не любить!

Здесь мы ходили в д/сад

Здесь пойдём мы в школу

Песню звонко пропоёт

Наш звонок весёлый.

Пусть закружит всех нас в танце

Этот нежный вальс

Город наш, - родной Саратов

Колыбель для нас.

- И так расположился наш город среди холмов, что очень удобен он был для ярмарок. И съезжались сюда люди на ярмарку со всех концов.

- А вы знаете, что означает слово «ярмарка»?(Ответы детей)

- Да, на ярмарку приезжают свой товар продавать, да другой покупать, а ещё себя показать, да на других посмотреть.

Снова ярмарка шумит,

Пряники с конфетами

На товар народ глядит,

Люди разодетые!


 

III. Постановка учебной задачи.

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

- Сохранилась с давних времён ярмарка, да так полюбилась всем, что и в наши дни можно попасть на ярмарку.

- Ребята, а вы знаете, когда у нас бывает ярмарка? (Осенняя ярмарка, масленичная, на рождество, на пасху)

Проблемная ситуация: 

Прослушайте мелодии (звучат аудиозаписи «Полька» и «Гармонь»). Заметили ли вы разницу в звучании музыкальных отрывков?.( В одном отрывке звучат колокольчики.)

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

- Ни одно веселье, как раньше, так и в наши дни не обходится без гармошки. Вот и в Саратове у нас, на любом гулянье, ярмарке «гармошка» - первая гостья, первая зазывала для народа. На всю Россию славится Саратовская гармошка, она не простая, а с колокольчиками. Всё верно заметили. У Саратовской гармошки во время игры звучат колокольчики.  Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делается только в нашей губернии, звучащий над волжскими просторами около 150 лет. «Саратовская гармоника - уникальная однорядовая, трехголосная с двумя колокольчиками гармонь с широким звуковым диапазоном. Главное ее отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию» . Звучание саратовской гармоники в сочетании с незабываемым перезвоном ее колокольчиков создает неповторимый фольклорный колорит волжских просторов.

Гармоника – любимица народа! О ней слагают стихи и поют песни. «Живая душа народа», «саратовский соловей», - какими только ласковыми эпитетами не награждают этот незатейливый инструмент! И неслучайно: гармоника родилась в народе, народ отогрел ее в добрых руках, дал голос, вложил душу.

Сергей Алланов

Саратовская гармоника

Если в руки я возьму гармошку
И сыграю если я на ней, 
Сразу настроенье станет лучше
Сразу станет всем нам веселей.

Колокольчики ударят звонко,
Звонко переборы зазвучат.
Вширь меха гармошки развернутся,
Увлекая в пляс парней, девчат.

Рад тому, что город есть Саратов,
Что стоит на волжском берегу.
Без него задорную гармошку
Я себе представить не могу.

Хороши частушки и припевки,
Песни, пляски тоже хороши.
Эти все любимые мотивы,
Я вам исполняю от души.

Музыкальных много инструментов,
Но скажу вам, честно говоря,
То, что из Саратова гармошка 
По России славится не зря!

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности.

Виртуальное путешествие Демонстрация презентации.

Слайд 1

Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Слайд 2

Первая гармонная мастерская в Саратове была открыта Николаем Геннадьевичем Карелиным в 1870 году на Никольской улице[2]. Гармони украшались деревянной резьбой, бархатом, кожей, мельхиоровыми накладками[1]. В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на ул. Цыганской, дом 5. Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов.

Слайд 3

Были в Саратове известнейшие гармонные мастера. Николай Геннадьевич Корелин, скончавшийся в 1918 году, открыл свою мастерскую на улице Никольской (ныне улица Радищева) в 1870-х годах. Инструменты сделанные в мастерской Корелина были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище – «Страдивари Саратовской гармоники».

Слайд 4

Затем заказывали у Николая Корелина гармошки для цирковых номеров братья Дуровы (для них делались маленькие, гармошки, называемые «черепашками»).

Слайд 5

Доныне сохраняются отдельные экземпляры Саратовских гармоник сделанных самим Николаем Геннадьевичем Корелиным или его учениками – Дмитрием Жарковым и Хрисаном Артемьевым.

Слайд 6

Развитию саратовской гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой.

Слайд 7

Раньше в тысячах сёл и деревень звучали голоса Саратовской гармоники. Под её акомпонимент пела песни всенародно любимая Лидия Андреевна Русланова, её слышали и на передовой в Великую Отечественную войну.

Когда пришли года лихие,

запахло в воздухе войной,

На фронт ребята молодые

гармошку увезли с собой.

Десятки вёрст,

промчавшись в танках,

пройдя сквозь тысячи преград,

Гармонь в окопах и землянках -

лечила музыкой солдат.

И в бой пехоту поднимая,

на разъярённого врага,

Она нам сделалась родная,

как мать близка и дорога.

Слайд 8

В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. Однако, деятельность гармоничных артелей была недолгой, сразу после распада советского союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. Рабочие не могли на свои деньги делать гармошки и производство постепенно пошло на спад. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось. В цехе по производству саратовской гармоники, расположенном в старинном особняке на улице Кутякова в 2002 году было даже отключено отопление. Заказы по производству саратовской гармоники оставшиеся мастера стали выполнять у себя на дому. Но, это были последние инструменты – ведь на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы.

Последним мастер делал Саратовской гармони Пётр Фёдорович Текучев. Работал он на фабрике делавшей гармоники с 1947 года. Учился он мастерству у Михаила Дмитриевича Корелина, племянника Николая Корелина. Гармоники вышедшие из рук Петра Фёдоровича есть в хоре имени Пятницкого, с ним они объехали весь мир.

Слайд 9

В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции "Гордись, Саратов!", которую проводил телеканал ТНТ –Саратов.

Слайд 10

18 сентября 2009 года на Кировском проспекте был открыт памятник саратовской гармошке.

Слайд 11

В Саратове возобновляют производство национального музыкального инструмента — гармоники. Ставшая популярной в конце XIX века саратовская гармошка спустя всего лишь сто лет была практически утрачена. Цех по производству инструментов был закрыт, а секреты почти потеряны. Саратовская гармоника в 90-е годы существовать почти перестала. Фабрику закрыли, а мастера, люди опытные, с долгим трудовым стажем, стали потихоньку уходить из жизни. Но новый век стал диктовать свои правила, и один из символов Саратовской земли обрел вторую жизнь. Так, в области уже работает одно малое предприятие, где совмещают традиционное ручное изготовление гармоник с современными технологиями. В настоящее время силами семи человек изготовлено уже 15 гармоней. В планах — увеличение мощностей производства и поиск рынков сбыта.

Также в Саратове с недавних пор работает и специальное отделение «Изготовление саратовской гармоники» на базе колледжа производственных технологий.

Слайд 12

Сергей Борискин «Гармонь - не просто ящик музыкальный»

Гармонь - не просто ящик музыкальный,

Она - хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Своя, простая, русская, народная,

Гармонь тревожит сердце благородное,

И музыкой волнующей, особенной,

Вновь наши души связывает с Родиной!

Однако саратовская гармоника не умирает, она просто не может умереть! Ведь она осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь!

VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия.

(дети читают стихотворение)

 C .Борискин    Стихи о гармони.

- Походный храм –

Напрасно кто-то рассмеётся,

сейчас во многих городах

Уже не знают, как зовётся,

та, что держу в своих руках.

Та, что дрожит в моих ладонях,

лишь только пальцами коснусь,

А было время, на гармонях

играла вся Святая Русь.

После труда, в часы досуга,

или у праздного стола,

Гармонь - любимая подруга,

нам верной спутницей была.

Она не только развлекала

и в даль тревожную звала,

Гармошка - выжить помогала

средь равнодушия и зла.

Она столетия копила

в себе энергию людей

И очень бережно хранила

мотивы стороны моей.

VII. Итоги . Рефлексия

Организация самооценки учениками деятельности; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

– Наше путешествие в историю Саратовской гармошки подошло к концу.

- Что узнали вы сегодня?

– Пригодится ли вам полученный материал?

– Чему вы научились при подготовке и проведении классного часа?

И я хочу закончить наше занятие такими стихами:

Играй, гармонь, назло стихии,

воюй за правду и добро,

В тебе живёт душа России,

природных звуков серебро.

Неси, как знамя, развевая,

культуру нашу над собой

И весели, не уставая

сердца частушкой озорной.

Пусть никогда не угасают

в тебе ни удаль, ни задор,

И пусть гармошкой украшают

национальный наш фольклор.

На этом мне бы хотелось закончить наше занятие. До следующей встречи. 

Презентация:

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461843825.pptx (Саратовская гармонь)


Аудиофайлы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1461843897.mp3 (Полька -саратовская гармонь)
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1461843935.mp3 (Барыня- саратовская гармонь)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1461843952.mp3 (Гармонь)
 

Использованные источники:

  1. Брендом по имиджу. Саратов может остаться без своих традиционных символов — гармошки и калача «Российская газета» — Средняя Волга: Саратов № 4681 от 10 июня 2008 г.
  2. Исчезновение легенды. Легендарный инструмент находится на грани выживания. «Репортёр» № 37 (814) от 24 сентября 2008
  3. iplayer.fm/q/саратовская гармонь
  4. http://saratov-kultura.ru/garmonika.html
  5. sadservie.ru/trends/586
  6. garmoshka.ucoz.ru
  7. http://oldsaratov.ru/forum/saratovskaya-garmoshka
  8. plus-music.org/саратовская гармошка
  9. mp3tusovka.com/find/..
  10. audiofreeonline.com/listen
  11. Сергей Алланов, 2015
  12. Свидетельство о публикации №115122200399
  13. russian-garmon.ru›russian-garmon.ru/articles/8969 Русская гармонь Сергей Борискин
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.