12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Ивановна84
Россия, Омская обл., Омск
3

Счетчик электрической энергии. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами

Тема: Счетчик электрической энергии. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами

Цели урока:

- Познакомиться с устройством и принципом работы электрического счетчика;

- Научиться рассчитывать работу электрического тока и ее стоимость;

- Сделать вывод об экономном расходовании электроэнергии.

Оборудование:

мультимедиа проектор, компьютер, проецирующий экран,

карточки с заданием на соответствие,

плакаты - алгоритмы ответов о физическом приборе и физической величине,

карточки с практическими заданиями,

технические паспорта приборов,

амперметр, вольтметр, ключ, источник тока, электрическая лампочка, соединительные провода.

Основные понятия: электробытовые приборы, электросчетчик, системные и внесистемные единицы измерения электроэнергии.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

III. Изучение нового материала.

Понятие об электросчетчике.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии.

Использование энергосберегающих технологий в быту.

IV. Практическая работа (изучение нового материала) “Паспорт электрического прибора. Определение мощности электрического прибора и измерение работы электрического тока”

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.

VI. Итоги занятия.

VII. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель знакомит учащихся с целями урока, планом проведения занятия.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Задание для 1-ой группы с последующей проверкой.

Установить соответствие между величинами:

Физическая величина

Условное обозначение

Единицы

измерения

1) Сила тока

1) g

1) А

2) Напряжение

2) t

2) с

3) Сопротивление

3) P

3) Ом

4) Работа тока

4) A

4) Вт

5) Мощность тока

5) R

5) В

6) Время

6) U

6) Дж

7) Заряд

7) I

7) Кл

Задание для 2-ой группы.

Рассказать о физических приборах: амперметре и вольтметре по плану.

Алгоритм ответа о физическом приборе:

- Название.

- Назначение.

- Принцип действия, схема устройства или условное обозначение.

- Правила пользования прибором.


 

Задание для 3-ей группы. Рассказать о физических величинах: работа и мощность электрического тока по плану.

Алгоритм ответа о физической величине:

- Формула, связывающая данную величину с другими;

- Единицы измерения величины;

- Способы измерения величины.

III. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя) Мы все являемся активными потребителями электроэнергии. В наших домах, школах, офисах появляется всё большее количество различных электрических приборов – работают телевизоры и компьютеры, закипают чайники, греются фены, электроплиты и обогреватели, светят лампы…

И мы порой даже не задумываемся – СКОЛЬКО СТОИТ НАШ КОМФОРТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ.

Для подсчета потребленной электроэнергии применяют электросчетчики, которые устанавливаются на щитке для каждой квартиры. Диск счетчика вращается только тогда, когда включен хотя бы один потребитель электроэнергии. Скорость вращения диска зависит от полной мощности включенных потребителей.

Рис.1

Приборы, необходимые для измерения работы тока в цепи. Это амперметр, вольтметр и часы.

(Рис.1 - проекция на экране) На практике работу тока измеряют специальными приборами — счетчиками. В его устройстве сочетаются три названных выше прибора.

Единицы работы, применяемой на практике:

(Учащиеся делают запись в тетрадях)

A = P t

1 Дж= 1 Вт*с

Эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток совершает работу в течение длительного времени. В бытовых приборах — несколько часов. И расчет израсходованной электроэнергии производится за месяц. Поэтому при вычислении работы тока во вех случаях приходится переводить эти отрезки времени в секунды, что усложняет расчеты. Поэтому на практике время удобнее выражать в часах, а работу в киловатт-часах.

(Учащиеся делают запись в тетрадях)

1 Вт*ч = 3600 Дж

1 кВт*ч = 1000 Вт*ч = 3 600 000 Дж

Историческая справка

(Сообщение учащегося) В свое время в качестве единицы мощности Дж. Уатт предложил такую единицу, как«лошадиная сила». Эта единица измерения дожила до наших дней. Но в Англии в 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить имя Дж. Уатта единице мощности. Теперь имя Джеймса Уатта
можно прочесть на любой электрической лампочке.
Это был первый в истории техники случай присвоения собственного имени единице измерения.
С этого случая и началась традиция присвоения собственных имен единицам измерения.

I V. Практическая работа (изучение нового материала).

Для групп № 1-2 карточки с указанием к работе.

Тема: Измерение работы и мощности электрического тока.

Цель - Научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: амперметр, вольтметр, ключ, источник тока, электрическая лампочка, соединительныепровода.

Указания к работе:

Собрать электрическую цепь по схеме:

Измерить силу тока в цепи и напряжение на участке цепи.

Вычислить работу за 10 с и мощность тока по формулам.

Полученные данные занести в таблицу.

Сила тока

I

A

Напряжение

U

B

Мощность тока

P = U I

Вт

Время

t

с

Работа тока
A= Pt

Дж

         


 

 

Для групп № 3-4 карточки с указанием к работе.

Тема: Паспорт электрического прибора. Измерение работы и мощности электрического тока.

Цель — научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять мощность бытовых электроприборов; определять работу, совершаемую током этих бытовых электроприборов.

Приборы и материалы: технический паспорт прибора, часы.

Указания к работе:

Изучите паспортные данные предложенных вам электрических приборов, выпишите их мощность.

Определите работу, совершенную током в этих приборах за 10 часов.

Полученные данные занесите в таблицу.

Название электроприбора

Мощность прибора

P

Вт

Время действия

t

с

Работа, совершенная током

A = P t

Дж

       


 


 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


 

V. Закрепление новых знаний:

На рисунке 2 (проекция на экран) приведены показания счетчиков электрической энергии за 30 дней:

1 сентября1 октября

Рис. 2

Рассчитайте работу электрического тока.

Стоимость 1 кВт*ч электроэнергии - 1,74 руб/(кВт*ч).

Вычислить стоимость электрической энергии за 30 дней.

Решение: (Учащиеся делают запись в тетрадях)

Рассчитаем работу электрического тока.

А= 3440 кВт*ч - 3302 кВт*ч = 138 кВт*ч

Расчитаем стоимость электрической энергии.

Стоимость = А * тариф

Стоимость = 138 кВт· ч * 1,74 руб/кВт*ч = 240,12 руб

VI. Итог урока:

Учитывая невероятное количество электроприборов, которые наводнили наши дома, расходы на электроэнергию возрастают стремительно. Так же растет количество советов о том, как экономить электроэнергию, но, естественно, без ущерба для собственного комфорта.

Старайтесь покупать бытовые приборы с классом энергопотребления «А» или «А+». Таймеры и датчики, встроенные в электроприборы, помогут забывчивым хозяевам и вовремя их отключат.

Всё просто. Немного организованности и счета за электроэнергию перестанут удивлять своей безграничностью.

Выводы: Познакомились с принципом работы электрического счетчика. Научились рассчитывать работу электрического тока и ее стоимость. Убедились в том, что необходимо экономно расходовать электроэнергию. Основные понятия на уроке: электробытовые приборы, электросчетчик, системные и внесистемные единицы измерения электроэнергии.


 

VII. Рефлексия

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока.

VIII. Домашнее задание:

§ 52, стр.121

Упр. 26, № 2 , стр. 122 (Вместе с родителями подсчитать расход электроэнергии за месяц и ее стоимость)

(Таблица - проекция на экран)

Счет за использованную электроэнергию

Улица (мкр ) ____________________________Дом _________ Квартира ________________

ФИО, плательщика ___________________________________________________________________

Дата записи

Показания счетчика

Расход электроэнергии, кВт

Тариф, руб.

Сумма, руб.

Текущий месяц

______________

 

 

 

 

Прошлый месяц

_______________

 

Образовательные ресурсы Интернет: "Классная физика", "Единая коллекция ЦОР"
 (http://class- fizika.narod.ru ,  http://school-collection.edu.ru). 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.