12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.
9

Семинар-практикум для родителей «Учимся играя» для старшей возрастной группы

Игра основной вид деятельности, следовательно, высока и потребность детей в игре. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы, игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Среди дидактических игр для детей преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также проводятся игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов».

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Из дидактических игр с предметами в старшей логопедической группе очень актуальны игры на развитие слухового внимания, например, игра "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ". Для этой игры подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

Также среди игр с предметами в старшей логопедической группе большое значение имеют игры на развитие мелкой моторики рук, в частности развития чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Презентация по данной теме позволить познакомить вас с этими играми.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях. Из словесных дидактических игр в старшей логопедической группе используются разнообразные «звуковые» игры.
Установление изучаемого звука в словах («КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»), определение места звука («ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?»), придумывание слов на заданный звук в определенной позиции («КТО БОЛЬШЕ?»). В играх «ТОМ - ТИМ» (или «КАМЕНЬ - ВАТА») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. В игре

«ЦЕПОЧКА» взрослый предлагает ребенку по очереди придумывать новое слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например: дом – мак – кот – торт – тапки - индюк и т.д. В игре «СОБЕРИ СЛОВЕЧКО» взрослый предлагает ребенку собрать слово из звуков: я назову слово по звукам, а ты его собери. Например: м, а, к – мак.

Данные «звуковые» игры развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

Проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные игровые задания. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам – пушистая, рыжая, хитрая… (лиса). Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя). Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-…). Называние общего слова (стол, стул, шкаф-…). В играх типа «Доскажите словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

 

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ".

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Ещё из словесных игр я хочу предложить вам игры, которые не требуют подготовки. Вы можете играть в машине, в самолете, по пути в детcкий cад или домой. Игры просты и понятны, поэтому с ребенком могут играть не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры, а ребенку подарят радость общения с близкими ему людьми. Играя с ребенком, вы развиваете у него внимание, знакомите с новыми словами и грамматическим строем речи, расширяете его активный словарь.

 

ИГРА «КАКИМ БЫВАЕТ ДЕНЬ». Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой?) веселый, солнечный, дождливый, выходной и т.д.

 

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ». Взрослый предлагает ребенку подбирать слова-противоположности. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т.д.

 

ИГРА «РИФМЫ». Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка – ложка - картошка, зайка - майка и т.д.

 

ИГРА «ОН, ОНА, ОНО». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.

 

ИГРА «КТО ИЛИ ЧТО?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.

 

ИГРА «ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЙКА?». Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто?) зайка, летит (кто?) птица и т д.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. 

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и память, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, взрослый закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А малышу такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Маланья болтушка

Молоко болтала – болтала,

Да не выболтала.

Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям могут приходить, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении звука А – Айболит. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает образовательный процесс более эффективным и полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, что необходимо для ребёнка дошкольного возраста.

Настольно-печатные игры также значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего логопедическую группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. К конкурсу, который проходил в нашем детском саду, я как учитель-логопед придумала и изготовила игру, полезную детям старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Хочу вам её продемонстрировать.

Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с вашим ребенком. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов.

 

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"

Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"

Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Компьютерные игры приобрели также немало важную роль в развитии дошкольников в последние годы. Хочу познакомить вас с дисками, которые были приобретены нами для группы. Мы с детьми уже с некоторыми играми на дисках познакомились и далее будем их активно внедрять в учебный процесс. В дальнейшем я планирую и родителей подключать к их использованию в домашней коррекционной работе.

Таким образом, сегодня на семинаре-практикуме «Учимся, играя» мы с вами познакомились с большим количеством разных игр и проиграли многие из них. В целом все эти игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей, но и общему развитию ребенка, включая развитие способностей. Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного из окружающей нас действительности. Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Мы сегодня узнали о том, что существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные мною игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток (братишек и сестренок), если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Как видите, все предложенные мною игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться. Чем добросовестнее вы будете оказывать помощь специалисту логопеду по развитию речи вашего малыша, чем внимательнее вы будете относиться к проблемам речи вашего ребенка, тем быстрее и лучше мы вместе с вами сможем их устранить.

БЛАГОДАРЮ ВАС ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ, ПОСВЯЩЕННОМУ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ИГРАМ.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.